Добро пожаловать Христианское информационное агентство
Благовестъ №8

Демественное пение

Слово демество происходит от греческого слова  «демности». Это означало вообще пение народное, домашнее.

Демественное пение, как домашнее, употреблялось предками только при своих обыкновенных занятиях, что составляло благочестивое упражнение домашней церкви православных христиан. По истории демественное пение больше уптреблялось у новгородцев, поэтому есть сказание, что новгородский князь Дмитрий Красный за несколько дней до своей смерти пел демеством: благочестивый обычай домашнего пения демествм перешел от греков вместе с верою к славянскому народу. Славяне передали демественное пение христианам русской церкви. Демественное пение разделяется на две эпохи: первые пять столетий при появлении демественного пения при Ярославе – есть первая эпоха, первоначальная, со второй же половины 16 века начинается другая, новая эпоха этого же пения.
В половине 16 века, кроме исторических описаний о демественном пении, уже встречаются нотные рукописи этого пения. Сначала это пение изображалось безлинейными знаками знаменного распева, ы в конце 16 века демественное пение имело свои особые знаки, отчасти сходные со знаками-крюками знаменного распева.
Десемтвенное пение есть – мелодическое. В демественниках над строкой текста всегда находилась и одна строка безлинейных знаков. Мелодия демественного пения очень красива, изящна и вместе с тем величественно торжественна. Мелодия демественного пения никогда не означает какого-либо гласа, как это есть в знаменном распеве, хотя в старых рукописях и встречаются надписи гласа и даже подобен. Демественная мелодия свободна, движения ея были независимы от текста. В демественном пении есть два вида остановок: почин демеством и захват демеством. В демественниках встречается херувимская песнь, которая названа «перелевть»
Демественное пение в конце 16 века, вместо домашнего, келейного пения, сделалось храмовым, богослужебным пением. При важных церковных торжествах употребляли демественное пение. Величания и славники выпевались демеством. При бракосочетании царя Михаила Федоровича певцы пели многолетие демеством. Приезжавшим в Москву патриархам александрийскому и антиохийскому пели в присутствии царя демеством же, это делалось как бы в честь их высокого сана, Перенос демественного пения из частных христианских домов в храм, полагают последовал сначала в Новгороде.
Демество впервые изложено в богослужебных книгах, писанных новгородцами около 1569 года. В практике богослужебного храмового пения демество имело значение5 пения второстепенного. Основание второстепенного значения демественного пения заключается в самом его устройстве и памяти о его прежнем не-церковном значении.
Демественная мелодия построена не на осмогласии, как главном признаке богослужебного пения православной старообрядческой Церкви; поэтому, очевидно, что употребление демества при богослужении ограничено, и не все относящееся до богослужения исполняется демеством. Чаще всего в старину пели в присутствии патриархов, как сказано выше, в честь их высокого сана.
(В настоящее время часто можно слышать исполнение демественного пения хором А.И.Морозова, особенно при архиерейском богослужении и в великие праздники, и на литургии Василия Великого).
Когда демественное пение перешло в храм, то в домашнем употреблении предков стали известны псалмы, то есть разные стихи духовного содержания. Псалмы отличаются от демества и текстом и знаками-крюками. Мелодия псалмов отличалась тем, что изображается знаками знаменного распева. Чем больше демественное пение приобретало церковного значения, тем больше в домах христиан-предков наших употреблялись псалмы.
Демественное пение современно началу русской Церкви и никогда не прекращалось в ней.

Из журнала «Церковь» за 1908 год



Материалы размещены на правах рекламы. Редакция сайта не несет ответственности за их содержание.
Теги статьи:

П. В. Цветков

Дата публикации: 2007-12-04 (5635 прочтений)


Остальные материалы раздела Благовестъ №8
  • САМАЯ ЛУЧШАЯ МАМА
  • Сладость молитвы
  • Ожидание
  • Молитва ангелу-хранителю
  • Отворите мне двери в заоблачный храм...
  • Монах
  • Каторга
  • Красный дух
  • И з и с т о р и и
  • Детский христианский лагерь Ржевская обитель

    [ Назад | Начало ]

  • Спонсоры


    Поиск




    целую фразу
    любое слово


    Нашли ошибку?

    Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

    Анонсы статей

    Нет содержания для данного блока.

    Наш опрос

    Хотите быть автором на сайте?

    Да!
    Нет.
    С удовольствием, но не знаю что делать.



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 383
    Комментариев: 3

    Информация

    Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
    webmast@inbox.ru
    www.cddk.ru

    Наш баннер


    Статистика


    Категории статей


    Спонсор



    © 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»