Добро пожаловать Христианское информационное агентство
Благовестъ №7

Старообрядческие мученики

      К 325-летию сожжения протопопа Аввакума Петрова Окончание, начало в № 5, 6


Такой же смертью умер и писарь Никита Владимирский, потерпев небывалые муки. Будучи писарем во Владимире, он пользовался уважением народа и воеводы как за знания, так и за благочестие. Он был сведущ в гражданских и приказных делах, но также знал хорошо и св. Писание, умел различать книги Божественные, правильные, догматические, нравоучительные и исторические.
Всем своим существом привлекал он к себе, "яко предивный магнит". Всюду учил Никита древлему благочестию - и в канцелярии, и дома, и в народных собраниях. Внимательно слушали его и знатные, и простые люди, и купцы. Среди духовенства стали гово¬рить, что он народ развращает, призывают его на суд и здесь жестоко бьют его, так что кровь "по ланитома, по выи и браде струями течаше".
Ничего не успев сделать, судьи прельщают его богатством и славой, - лишь бы он покорился, - все на¬прасно. Опять предают его пыткам, бьют воловьими жилами, проводят накаленным железом по телу, жарят на огне. Измучились судьи. Никита же, испытавши все страдания и терзания души и тела, оставался тверд и непреклонен. Только смерть могла помешать ему возвещать истину. Весь город собрался проводить его в другую жизнь, "елико художных, елико купеческих, елико приказных, елико богатых, елико убогих, елико мужей и жен, всякаго звания и чина, вси со всеусердным желанием плачуще, того провождаху".
Трогательна история страданий и мученической смерти боярыни Феодосии Морозовой и ее сестры Евдокии Урусо¬вой. Морозова была близкой родственницей государя и пользовалась его любовью и милостями.
"Богатая, знатная, красивая, - она обладала всеми бла¬гами мира. Одних крестьян она имела до восьми тысяч, имела множество слуг, множество богатств. Но от всего отказалась боярыня ради вековых религиозных устоев, - отреклась от богатства, от знатности, благосклонности государя и взяла взамен крест Гос¬подень и мученический венец; не испугалась нищеты, унижений и страданий. Стала она носить власяницу, пе¬рестала бывать в царских покоях, вся отдалась мо¬литве и добрым делам.
Присылает к ней царь для увещания архимандрита Иоакима; отказалась Морозова подчиниться тому, что противоречило ее убеждениям. Любовь к сыну и та не удерживала ее идти по стопам Христа. Она говорила, что не хочет ради сына лишать себя спасения, и если бы его предали на растерзание псам, она и тогда бы не отреклась от веры.
Конечно, и угрозы  лишить   ее  вотчины  ничуть не подействовали. Посещение архимандрита Иоакима только подкрепило ее, с этого времени она открыто заявляет свой протест; постригшись же в монахини, окончательно порвала всякую связь с прежним миром. Долго не решался царь предать ее одинаковой участи со всеми теми, кто смел верить по велениям собственного сердца. Но вот вышел приказ арестовать ее и пы¬тать. В простых дровнях прикованными к стульям везли в Кремль для допроса боярыню Морозову и кня¬гиню Урусову, которая хотела пострадать со своей се¬строй. Не стыдились своего позора сестры, они радова¬лись, что и им пришлось потерпеть за правду.
После неудачных увещаний и допросов их пытали князья Воротынский, Одоевский и Волынский, - делали "встряску", так что руки вывертывались и отрывались от тел, поднимали на "дыбу", стегали плетьми, обра¬щая тело в сплошное кровавое пятно. Все способы пыток были испробованы, страдалицы только благослов¬ляли своих мучителей. Тогда придумывают новое испытание, посылают их в ссылку в Боровск и помещают в мрачную земляную тюрьму. С сестрами боярыней Морозовой и княгиней Урусовой, было еще двое - девица Мария и инокиня Юстина. Последняя скоро была сожжена, а трех остальных переместили в другую тюрьму, еще более ужасную, чем первая. Они были лишены даже возможности видеть друг друга, - в тюрьму не проникал ни один луч света. Мертвая тишина царила в их новом жилище. Даже крысы были бы желанными гостьями, но и тех не было. Молитва была единственным утешением для узниц, но и этого утешения скоро не стало. Первая лишилась его княгиня Урусова.
Изможденная, обезсиленная княгиня не могла уже вставать и совершать молитву. Наконец, силы совер¬шенно покинули ее, и она скончалась. Недолго прожила после нее боярыня Морозова, силы тоже покидали ее, а она тихо умерла, надеясь на будущую райскую жизнь. Тяжело было жить в ту эпоху. "Волки" начали проби¬раться во все знатные и незнатные, почему-либо подоз¬рительные дома, а когда делать это днем стало стыдно, то "волки" пробирались в такие дома ночью, обманом, "яко тати" (как воры), чувствуя нечистоту своего дела и боясь уличного соблазна" (Мордовцев).
А каких только пыток не измышляло правительство, волосы становятся дыбом при одной только мысли о них. Вот Михаил Лисицын, побиваемый камнями, а после смерти преданный сожжению: вот Лаврентий купец - его сажают в бочку, наполненную гвоздями, и так везут в один из монастырей, а вот Александр Гутоев, - помимо всех многочисленных принятых пыток: "дыбы", битья жилами, обжогов, вывертывания рук, его ставят ногами на раскаленную, пла¬менную сковороду и держат до тех пор, пока вся кожа у подошв не опалилась.
Пестра по разнообразию испытанных мучений жизнь Авраамия Каргопольского. Не станем перечислять обычных пыток с "хомутами", "дыбой" и "встрясками". Ничего не добившись этими пытками, судьи придумывают все новые в новые испытания. Авраамия вместе с братом Андреем приводят на улицу в сильнейший мороз и приковывают их крепко-накрепко к столбам без всяких одежд и босиком и продержали таким образом два дня. Потом ведут в жарко на¬топленную баню, приковывают к стене и затворяют все окна и двери. По рассказам Андрея, "егда затвориша их в баню и к стене приковаша, таже смрадом и превелиим жаром толико нажариша, елико железа на руках и на ногах разжарившеся велию болезнь и нестерпимый жар тоску сердцу навождаше велию". Ослабел Андрей, но брат подкрепил его. Целую ночь мучились несчастные, на следующую ночь то же самое...
Прошло некоторое время, гонения ослабли, Авраамия отпускают на свободу. Но недолго пришлось пожить на свободе. Опять приводят на пыточный двор, "преломляют составы страдальца, преры¬вают жилы, на хребте того делают язвы, учаща¬ют раны, проливают кровь праведную, по язвам и швам разженными клещами немилостивно водят, хребет и боки страдальческие прелюто опаляюще". Но мало этого, остригают ему голову, выводят босым и раздетым на мороз и поливают на остриженную голову холодную, ледяную воду. Последняя пытка - самая невыноси¬мая, ни один человек не может вынести ее, какой железной волей не обладай он, "люта бо воистину и прелюта мука сия, егда от студено-клокочущия воды жилы главная померзаху, самый мозг троскоташе, самое сердце оледеневаше, зубы клокотаху, и вся стра¬дальца плоть трясашеся зело".
Но и эта пытка не заставила Авраамия покориться. Даже ступая одной ногой в сруб, он завещал на¬роду крепко держаться древле-церковного православия. С молитвой и кротким духом вошел он в сруб и "яко жертва чиста, благоприятна испечеся". Не все, конечно, были крепки и тверды, как Авраамий. Многие ослабевали и покорялись, но скоро раскаивались и опять предавали себя на страдания. Таковы - Самсон Попо¬вич, Никита Суздальский. Никита Суздальский написал жалобное прошение и посылает его в Москву к царю. За это его мучили, он не мог всего вынести, поко¬рился и его отпустили. Много плакал и упрекал себя в слабости Никита, и едва представился случай пора¬товать в защиту православия, он отдался ему и, таковым образом, обрек себя на страдания. В то время взбунтовались стрельцы, требуя возвращения к старым церковным порядкам. Они написали прошение и для подачи его царствующим монархам - Иоанну и Петру - посылают священника Никиту. Начало этого дела много обещало, но кончилось жестокой расправой с непокор¬ными. Большинство подчинилось, но тех, кто оставался предан делу, ссылали в земляные тюрьмы, мучили. В числе последних был и Никита. После ужасных пыток ему отсекли голову. Так искупил он свою вину слабости.
Ярким примером для характеристики отношений правительства к старообрядцам представляется знамени¬тое усмирение Соловецкого монастыря, не хотевшего принять новоисправленные книги. Счастливо отделывался только тот, кто мог принести начальнику богатые дары, а с остальными не церемонились. Все деревья вокруг монастыря были увешаны трупами старцев. Полунагих иноков целой толпой выгнали в январские морозы из монастыря, и они замерзли. Тела повешенных и замороженных оставались неубранными до самого лета.
Усмирение непокорных продолжалось вплоть до начала XX века. В некоторые царствования гонения ослабевали, чтобы вновь с удесятеренной силой воскре¬снуть в следующее царствование. Во второй половине XIX века мы все еще встречаемся со ссылками старообрядцев, например, в Соловецкий монастырь и Суздальскую крепость.
Нечего говорить об ограничении прав старообрядцев. До 17 апреля 1905 года старообрядцы не имели права открывать свои храмы, а в храмах, давно уже выстроенных, запечатывались алтари, отби¬рались колокола, всячески стеснялись молитва и богослужение, урезывались права гражданские.
Много погибло русских людей от рук палача. Много бежало их в дремучие леса и за границу. Много кончало самоубийством, - не желая попасть в руки "антихриста" или опасаясь слабости при пытках, они предавали сами себя сожжению. Милюков говорит, что, по предположению новейших исследователей, от начала раскола до 1690 года кончило самоубийством до 20 тысяч человек. Даже дети го¬ворили: "Пойдем в огонь, на том свете нам рубахи будут золотые, сапоги красные, меду и орехов и яблок довольно; пожжемся сами, а антихристу не поклонимся ".
Невеселые думы навевает прошлое русской господ¬ствующей церкви и русского государства. Перед нечистой совестью часто должны вставать из гробов величавые фигуры замученных жертв, зловеще и мрачно указывающие на свои раны и язвы, являясь грозными обвинителями произвола и насилия над человеческой совестью и человеческой жизнью.



Материалы размещены на правах рекламы. Редакция сайта не несет ответственности за их содержание.
Теги статьи:

О. В-ва

(Из журнала «Церковь» за 1909 год)

Дата публикации: 2007-12-04 (2787 прочтений)


Остальные материалы раздела Благовестъ №7
  • Пророк Иона
  • Благовест
  • Радость
  • Почему?
  • Не будем иудами
  • Круглый стол
  • Престольный праздник
  • Из истории
  • Слово епископа Рязанского и Егорьевского Александра, сказанное им
  • Архиепископ Иоанн - поездка на ЯЭРЗ
  • Инок Арсений
  • Сказание о том, каким святым каковыя благодати исцеления от Бога даны и когда память их бывает

    [ Назад | Начало ]

  • Спонсоры


    Поиск




    целую фразу
    любое слово


    Нашли ошибку?

    Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

    Анонсы статей

    Нет содержания для данного блока.

    Наш опрос

    Хотите быть автором на сайте?

    Да!
    Нет.
    С удовольствием, но не знаю что делать.



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 385
    Комментариев: 3

    Информация

    Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
    webmast@inbox.ru
    www.cddk.ru

    Наш баннер


    Статистика


    Категории статей


    Спонсор



    © 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»