БЕЗ МАЛИНОВЫХ ПЕРЕЗВОНОВ
Тема: новости
Дата:14.01.2014 || 20:40:41


В канун Пасхи — главного праздника всех православных христиан — группа петербургских журналистов прибыла в Стамбул с целью собрать материал для книги об этом удивительном турецком городе. Каждый из участников проекта готовит отдельную главу на избранную им тему. Сегодня мы публикуем отрывок из главы, посвященной русским в Стамбуле.


Праздник Святой Пасхи на гостеприимной турецкой земле начался для всех нас, конечно же, не с малинового перезвона колоколов, а, как и в любой день, с громогласного призыва к молитве в мечети. Да и откуда было взяться звону, если в Стамбуле нет церквей в нашем понимании этого слова — с куполами и колокольнями, стоящими на высоких пригорках.

Тем не менее мы знали о существовании православных приходов в этом городе и ранним утром направились в один из самых известных — в церковь Святого Пантелеймона. Когда-то в здании, которое раньше полностью принадлежало церкви, на всех этажах кипела трудовая жизнь, что помогло выжить многим покинувшим родину. Сегодня действующей домовой церкви принадлежит только последний 6-й этаж со стеклянной террасой. Строил подворье отец Паисий в 70-х годах XIX века из камня, поэтому в отличие от расположенных вокруг деревянных строений оно пережило многочисленные городские пожары. С открытием православных подворий число паломников к святым местам постоянно увеличивалось, да и сегодня эти объекты дают кров и пищу людям, которые делают в Стамбуле остановку на долгом пути в Святую Землю.

Из рассказа наших сопровождающих и прихожан мы узнали, что до Первой мировой войны в Константинополе действовало семь таких подворий, служивших оплотом православия, а также две церкви при российском посольстве. Позже вся православная колония эмигрантов объединилась в приход кафедральной церкви Пантелеймоновского подворья Афонского монастыря.

В 30-е годы прошлого столетия, в ответ на экспроприацию в СССР турецкой собственности, полиция Турции арестовала все монастырские здания, принадлежащие православной церкви. К счастью, выяснилось, что Афонские подворья — это греческая собственность, и права церкви были восстановлены через суд. Однако долгие годы, из-за отсутствия свободного выезда паломников из СССР и отъезда из Стамбула эмигрантов первой волны в другие страны, церкви оставались без прихожан и постепенно стали закрываться.

Их возрождение наступило только в конце прошлого века, особенно в тот период, когда Турция в 1992 году установила практически безвизовый въезд в свою страну. Первую литургию во вновь открытой церкви святого Пантелеймона отслужил настоятель Афонского подворья в Москве иеромонах Феоктист. Интересно отметить, что первый крестный ход на ночном пасхальном богослужении проходил с участием всего четырех прихожан: двух женщин из Молдавии и двоих православных турок.

Постоянные богослужения начались с приездом иеромонаха Тимофея (Мишина), и сегодня приход насчитывает уже более четырех тысяч верующих. Он постоянно растет, в том числе и за счет беженцев из стран СНГ, гонимых экономическими трудностями.

У входа в большой пятиэтажный дом ничто кроме надписи не говорило о том, что это сакральный объект: ни креста, ни иконы, ни лампады, не говоря уже о привычном куполе. По белоснежной мраморной лестнице, чем-то напоминающей лестницы старых питерских парадных со ступенями, истертыми за века бесчисленными подъемами и спусками, мы поднялись в домовую церковь, которая была освящена 2 февраля 1879 года греческим патриархом Иоакимом III. На каждом из этажей в полуоткрытых дверях, которые некогда вели в монашеские кельи, суетились люди, готовясь к праздничному богослужению, а также к освящению куличей и другой пищи, приготовленной к Пасхе.

Возле деревянного алтаря ярко горели и потрескивали свечи в латунных подсвечниках. Прихожане — в основном молодежь с ярко выраженными чертами южных народов: черноволосые молдаване и молдаванки, хохлушки с характерным акцентом и даже православные болгары. Это и понятно, ведь Стамбул — самый молодой город мира, средний возраст его жителей не превышает 29 лет. Сюда устремляется огромный поток приезжих, которые дают ежегодный трехпроцентный прирост населения города за счет выходцев из Северного Кавказа, Средней Азии и Балкан.

На столах, расставленных в стеклянной галерее, громоздились разноцветные яйца, куличи, турецкие колбасы, стояли открытые бутылки кагора, обстановка — как на туристском привале, где обычно не заботятся о том, чтобы красиво накрыть стол. У алтаря скопилось много детей, которые вели себя вполне пристойно, стояли рядом с родителями, держащими свечки с длинными фитилями.

Я подошел к одной из девушек и, дождавшись, когда она поставит свечу и перекрестится, спросил, откуда она. Так оно и вышло — из Молдавии, зовут Марина. Она часто ходит сюда, ей и ее подругам очень нравится батюшка, отец Тимофей, который, по ее словам, всегда помогает, приезжает освящать жилые помещения, дает дельные советы, утешает в трудные минуты. Марина приехала сюда из Кишинева в далеком 1991 году, не выдержав испытаний безработицей, безденежьем и отсутствием перспектив в новом, независимом от России государстве.

Когда виза закончилась, Марина продолжала жить и работать на нелегальном положении. При выезде на родину она уплатила штраф, в Кишиневе обменяла советский паспорт на молдавский и вновь вернулась в Стамбул, на этот раз вполне легально, по приглашению старшей сестры, которая успела выйти замуж за турка. Замуж пошла и Марина, но гражданский брак, который продлился три года, распался из-за того, что семье мужа очень не нравилось частое посещение ею церкви.

Не падая духом, девушка сразу же сумела устроиться продавщицей в один из магазинов по продаже текстиля, поскольку русские продавцы, особенно владеющие турецким языком, востребованы в Стамбуле до сих пор. Хозяева магазинов ценят их за то, что они могут работать, сколько надо, красивы, привлекательны для клиентов. «Зато русским парням, — сказала она, — здесь делать нечего, потому что они не хотят заниматься тяжелой работой, например, в ресторанах и кафе, да к тому же постоянно выпивают». Что касается турецких мужчин, то Марина убеждена, что все они беспрекословно подчиняются воле родителей, особенно матери, поэтому ее гражданский брак так и не стал законным. В то же время она заметила, что турецкие мужчины охотно женятся на русских девушках, поскольку их девушки «ленивые, да еще требуют от своих мужей постоянного внимания». В русских они ценят желание работать, вместе переносить тяготы жизни, умение хорошо готовить, воспитывать детей. Вот почему многих наших соотечественниц охотно берут в турецкие семьи нянями.

Работа Марине нравится, Стамбул она обожает, заработка продавщицы хватает не только для того, чтобы оплатить съемную квартиру, питание, но и отложить для поездок на родину.

Пообщавшись с другими прихожанами, я узнал о сложных отношениях между Стамбульским и Московским патриархатами, в результате чего в этом огромном городе нет ни одной церкви, где бы постоянно служили священники из России, даже в восстановленной церкви на территории бывшего советского посольства — ныне резиденции Генерального консульства России в Стамбуле.

Определенную роль в достижении взаимопонимания церквей сыграл первый официальный визит в Стамбул Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в июле прошлого года. Он совершил молебен в Георгиевском патриаршем соборе на Фанаре, а Патриарх Константинопольский Варфоломей устроил прием в его честь в Тронном зале Константинопольской патриархии. Затем состоялись переговоры предстоятелей Константинопольской и Русской православных церквей, в ходе которых были затронуты вопросы духовного окормления русскоязычных православных верующих в Турции, развития паломничества к христианским святыням этой страны, а также обсуждалась проблема подготовки Святого и Великого собора православной церкви. Отвечая на вопросы журналистов, патриарх Кирилл отметил, что переговоры прошли «в братском и конструктивном духе».

С тех пор прошел почти год. Праздник святой Пасхи и весеннее солнечное небо над Стамбулом вновь вселили уверенность в сердца православных прихожан, что недалек тот день, когда присутствие в церкви русского батюшки станет обычным радостным явлением не только в праздники, но и в будни.



© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"
Это статья с сайта Христианское информационное агентство "СТАРАЯ РУСЬ"
http://www.cddk.ru
URL этой статьи:
http://www.cddk.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=686