Добро пожаловать Христианское информационное агентство


11.10.2007 || 00:00:00
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Предлагаем вашему вниманию статью иконома Ярославско-Костромской епархии протоиерея Валентина Новожилова, публикация которой состоится в октябрьском номере журнала "Общий Дом".


О. Валентин Новожилов:




Кандидат богословия, священник РПЦ о. Даниил Сысоев опубликовал полемическую статью в журнале «Русский Дом» №4 за 2007 г. Ее появление, по словам автора, обусловлено озабоченностью тем, что некоторые лидеры старообрядчества, как и само это явление, вызывают все больше симпатий среди российских патриотов и интеллигенции. Он удивлен, что старообрядцам приписывают приверженность исконному православию, патриотизм и укрепление моральных устоев общества. По мнению о. Даниила это не более чем мифы, которые он и постарался опровергнуть.


Сначала его работа не показалась нам убедительной. Слишком несерьезный уровень аргументации собственных рассуждений был в ней представлен. Но оказалось, что этот труд воспринят не как исследование, а как агитка, уже растащенная сторонниками на цитаты. При открытии старообрядческого храма в Рыбинске нам довелось услышать, что мы сионисты и спонсоры революции. Следовательно, отвечать надо.


Предварительно скажем, что некоторые иерархи РПЦ осудили статью о. Даниила, в том числе о. Иоанн Миролюбов, опубликовавший в №7 «Русского Дома» свои размышления. Однако, он посчитал, что «подробный разбор содержания статьи священника Даниила Сысоева здесь не уместен».


Нам же хотелось бы ответить по существу.

О. Даниил Сысоев: «Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие»

О. Даниил Сысоев хочет подчеркнуть, что старообрядчество – суть обрядоверие. Что старообрядцы верят не в Христа, а в ряд некогда установленных последовательных действий.


Но что такое обряд? Это богослужение и таинства. Никаких дополнительных обрядовых действий в старообрядчестве не предусмотрено. Слово обряд в 17 веке имело именно такой смысл. Пренебрежительный оттенок он искусственно получил позднее. К слову сказать, само богослужение в 17 веке называлось пением. По аналогии можно презрительно говорить, что христиане ходят в церковь попеть?


«Староверы… верят в земные вещи, - пишет о. Даниил. - Вера, по словам апостола Павла, есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа»?


А что невидимого в троеперстии, тройной аллилуие и в неверном написании имени Господа?Вопросы, поставленные таким образом, подвергают сомнению смысл существования христианских символов и священнодействий как таковых.


Если продолжить мысль о. Даниила, и говорить о второстепенном значении богослужения, то незначительным становится и сама роль священника, и необязательным наличие храма и Церкви, как института. Тем самым автор статьи, кандидат богословия предлагает оставить человека наедине с Богом для свободного с ним общения и произвольного его восприятия. Точно так и поступили некоторые католики, став протестантами, не то же самое имеет в виду священноиерей православной церкви Даниил?


Возможно, кому- то это видится как неизбежный прогресс, связанный с повышением интеллектуальной силы человечества. Но скорее можно предположить, что религиозная система возвратится на первобытный мифологизированный уровень, и весь накопленный христианством двухтысячелетний опыт Богопознания растворится в суевериях. Это шаг назад. И сделан он был в 17 веке намеренно.


Современному историку трудно предположить, в чем был смысл петровских реформ, последовавших за никоновскими. Действительно, невозможно на логическом уровне объяснить, зачем царь с маниакальным упорством искоренял национальные особенности не только государства, но и народа.

Все проясняется, когда начинаешь понимать, насколько религиозным было сознание населения России, быт и культура. Русское в то время, это, прежде всего, христианское, православное. Вовлеченность в церковную структуру была общей. Посещение богослужения задачей как нравственной, так и общественной.


Петр I, прямой продолжатель политики своих предшественников на троне, являясь самым радикальным из них, избавлялся от православия, как основы русской государственности и национального характера населения. Его система была, безусловно, светской, с протестантскими оттенками.

Таким образом, в то время идеологическая борьба проходила не просто на уровне «западное против русского», а «светское против религиозного». Бороды, платье – символы столь же религиозные, как и русские. Следовало выгнать, по крайней мере, национальную элиту из церквей, отправить ее в западные университеты, на флот, в бюрократические структуры. Но проще, оказалось, заменить свою элиту иностранной, по принципу происхождения не готовой простаивать многочасовые богослужения и соблюдать другие религиозные условности.


Для современного нерелигиозного человека, тот поворотный пункт истории может показаться благом, избавившим его от общественных и нравственных обязанностей. Сложнее представить себе духовное лицо, защищающее петровские достижения от возмущения православного населения, выразившегося в Булавинском бунте.


«Мы можем сказать, - признает о. Даниил Сысоев, - что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви… Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола?»

Мы уже знаем, что, по мнению о. Даниила, роль богослужения не столь важна, она действительно может произвольно изменяться (реформы 17 века носили именно произвольный характер) и сокращаться (богослужения, проводимые в РПЦ – сокращенный вариант прежнего, дониконовского).


Точность древлеправославных книг оправдывает уверенность людей в правильности старых обрядов, придает смысл их духовному сопротивлению. И абсолютно лишает оправдания гонителей. Ради чего они казнили и ссылали русский народ? Ради сокращения богослужения?


«Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви».

Верность этого тезиса демонстрирует судьба мощей святой Анны Кашинской. Рука благоверной княгини, оказалось сложена двоеперстно. Этого было достаточно, чтобы и древние мощи были осуждены и выброшены из храма, а сама княгиня вычеркнута из сонма святых. В данном случае Анна Кашинская, жившая в XIV веке, действительно не могла следовать воле Церкви, появившейся через три столетия после ее смерти.


Патриарх Никон к моменту потери власти признал перед старцем Григорием Нероновым, что хороши «и те и те» обряды и книги. (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 191) Это лишь еще раз доказывает бессмысленность насаждения нововведений в освященные временем традиции.

Если у русских сложились одни обычаи в результате истории и особых климатических условий, если в Вербное воскресенье, мы бросаем на пути не листья пальмы, а веточки вербы, это не повод насильственно выращивать пальмы и буквально соблюдать библейский сюжет. Но реформы Никона не имели даже такого логического обоснования. Их смысл был предельно прост – в виду призрачной перспективы объединения всего православного мира (Украины, Малой Азии, Балкан, Палестины, Египта) под предводительством русского царя (или патриарха) попробовать унифицировать русское богослужение с греческим. И сделать это самым простым образом – отринуть все русское и ввести все греческое.

Эту мысль, пользу которой отвергал Константинопольский патриарх, (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 177-178) затем модифицировал Петр, взявший только вместо греческого православия за образец североевропейский протестантизм.

Стоило ли идти на это, если сам о. Даниил утверждает, что как на Руси, так и в Византии богослужебные уставы время от времени изменялись, а, значит, необходимости подстраивать одни под другие не было.


Автор пропагандистской статьи перечисляет все грехи старообрядчества: многообразие согласий, переманивание попов у господствующей церкви и т.д. Но все это вместе взятое не покроет одного греха патриарха Никона, который из-за собственного честолюбия расколол русский народ на части, в результате чего, одна разлетелась осколками по всему миру, а другая, лишенная духовной опоры, вскоре оказалась под иноземным влиянием.


Критикуя богословские рассуждения и житейские поступки Аввакума, о. Даниил сводит всю суть старообрядчества к одному этому учителю, хотя главным для старообрядцев является учение Христа, проповеди Его апостолов, постановления святых Отцов.


О. Даниил Сысоев: «Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России»

О. Даниил разоблачает «миф» о патриотизме старообрядцев в таких выражениях:
«Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина», «Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачевском бунте», «Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции», «Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги».


Создается впечатление, что автор хочет заменить популярное в определенных кругах выражение «жидо-масоны» на «старообрядцы», чтобы впоследствии упоминать их, например, в таком контексте: «Старообрядцы Ельцин, Гайдар и Чубайс и их преступный режим…»И точно, скоро читаем: «финансирование (революционных) боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы».


Автор не чувствует, что, выдавая раз за разом подобные заявления, он формирует у читателя ощущение абсурдности ситуации.

Не имея желания опровергать эти нелепости (пусть читатель сам возьмется за книги по русской истории и составит свое собственное мнение), хочется обратить внимание на саму суть аргументации о. Даниила. В различных конфликтах государства с собственным населением, новообрядческий священник непременно становится на сторону государства, и именно эту позицию считает патриотической. Любопытно, что он осуждает даже Булавинское восстание против политики Петра I, направленной не только на реформирование государственной системы, но и на смену традиционного уклада жизни. Таким образом, он оправдывает насилие протестантского по своей сути царя над православной культурой России. Следуя этой логике, о. Даниил должен поддерживать сталинские репрессии против крестьянства в начале 30-х годов, и остального населения страны впоследствии. Перед нами абсолютная апологетика тоталитаризма, а не любовь к Родине.


Никакие выступления против правительства не могут оправдать уничтожение собственного народа. Оставим подобный «патриотизм» и вернемся к древлеправославию.


Куда бы не забросила судьба старообрядцев, они сохраняли в чужих землях русский уклад жизни, родную речь, православную веру, в то время как сама Россия становилась то немецкой, то французской, то американизированной. Упрекая староверов в том, что своим центром они сделали Белую Криницу –  австрийский городок, автор не уточняет, что, не смотря на чужое подданство, это были русские земли с русским населением. Сейчас это Черновицкая область Украины. Получается, что для о. Даниила русский человек только тот, кто имеет российское гражданство в паспорте, а кто волею политиков остался жить в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, кого вытолкнули в Польшу и Румынию, согласно неписанному сталинскому правилу зачислены в предатели Родины.


Удивительны нравственные ориентиры кандидата богословия. Пожелаем ему усердия в служении земным правителям, в недостатке которого он обвиняет старообрядцев.


О. Даниил Сысоев: «Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества» 


Опровергая этот «миф», о. Даниил увлекается до неприличия. Да, отмечает он, старообрядцы вроде бы благочестивы, все делают с молитвой. Но одновременно они чтят языческие праздники Древней Руси, предаются блуду на Ивана Купалу и гадают.


В данном случае особенно выпукло виден уровень аргументации автора.


Присутствие остатков язычества характерно для всей русской культуры. В некоторых проявлениях они не имеют мистического характера, в случае с гаданием они, безусловно, не допустимы, а примеры с языческим блудом просто невероятны. Но, повторюсь, это общая черта русского народа, известная по историческим источникам, художественным произведениям, народному творчеству. Старообрядцы, основной признак которых – религиозность, не могут следовать тем сохранившимся традициям, которые расходятся с христианским учением.


Другое обвинение состоит в том, что старообрядцы безнравственным образом сжигали себя, не дожидаясь, когда их благочестиво изжарят по велению вполне христианской церкви.


Самосожжение, действительно широко распространившееся по России, осуждалось старообрядцами уже в 17 веке, сразу после Раскола, как в проповедях о. Досифея, так и в сатирических стихах Евфросина. (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 279-282) Это страшное явление, которому нет оправдания. Но всегда найдутся слова поддержки тем несчастным, которых довели до безумия, оскверняя веру их отцов и дедов, насилием принуждая идти против совести.

Есть такая статья в Уголовном кодексе – доведение до самоубийства.  Она вполне отражает приведенную о. Даниилом ситуацию.

          &n bsp;            ;           &n bsp;            ;           &n bsp;            ;           &n bsp;
            ;           &n bsp;            ;           &n bsp;            ;           &n bsp;            ;      -- -- --


«Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях», - завершает свою статью автор. Такое разрешение поступило от господствующей церкви слишком поздно, когда в стране без всякого  участия и доброй воли РПЦ установлена свобода совести и вероисповедания, когда попытки запретить древлеправославие потерпели очевидный исторический крах.


На данное время не может быть молитвенного общения между русскими христианами, это просто надо признать и мирно работать вместе над процветанием Родины, укреплением нравственных начал мирской жизни, и молиться о спасении души соотечественников, принадлежащих к другой церковной иерархии.

Протоиерей Валентин Новожилов, иконом Ярославско-Костромской епархии РПСЦ


Реклама: Наиболее сложный вопрос при ремонте квартиры - это вопрос остекления окон. Хозяину приходится выбирать среди множества вариантов. Остекление балконов и лоджий может стать решающим критерием, например при продаже квартиры. Ведь на окна и балкон покупатели будут смотреть в первую очередь. так что не упускайте этот вопрос из вида, и не жалейте денег на хорошие окна.

 


   Рейтинг статьи   
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа
Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы у народов мира

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 385
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»