Добро пожаловать Христианское информационное агентство


01.03.2015 || 05:42:41
О старообрядческой иерархии (интервью игумена Кирилла (Сахарова))

Корр.: Отче, в прошлый раз в интервью нам Вы коснулись вопроса о беглопоповской, «новозыбковской» иерархии старообрядцев. Есть еще белокриницкая иерархия, Русская Православная Старообрядческая Церковь во главе с митрополитом Корнилием. Что о них скажете?

Иг. Кирилл: Я даже на минуту не могу себе представить, чтобы службы в РПСЦ и Древлеправославной Церкви были бы только одной видимостью, «сотрясением воздуха» в осуждение себе. Могли ли старообрядцы, при их чрезвычайной щепетильности, «выстрелить мимо», промахнутся, ошибиться, когда в случае с белокриницкими 180 лет, а в случае с беглопоповцами 257 лет решали вопрос о восстановлении епископского чина? Сколько прошло Собраний, Соборов, сколько было молитв, сколько слез пролито! Недавно я услышал скептическую реакцию относительно всяких собеседований, диспутов в прошлом старообрядцев между собой и с миссионерами «господствующего исповедания». Мол, не научный уровень, стремление загнать в угол оппонента и т.п. Я с этим не согласен. Ознакомившись с несколькими десятками таких материалов, был удивлен, насколько глубоки были познания наших предков в канонических вопросах, насколько серьёзные они приводили аргументы в защиту своей позиции. 

Корр.: Представители Древлеправославной Церкви называют свою иерархию уникальной в том смысле, что она в христианском мире не ставится под сомнение, в отличие, например, от белокриницкой. В то же время раздаются голоса о том, что архиепископ Никола (Позднев) был принят от обновленцев в состоянии запрещения.

Иг. Кирилл: Боюсь ошибиться, но, кажется, до его перехода к старообрядцам в 1923 году, Патриарх Тихон запретил в служении всех архиереев, уклонившихся в обновленчество. Наверное, они ставят под сомнение запрещение «скопом», а не индивидуально, что и могло произойти, я это подчеркиваю, после его ухода. Но тут уж, извините - птичка выпорхнула, помахала крылышками и была такова.

Корр.: А что касается запрещения митрополита Амвросия?

Иг. Кирилл: То, что он не был запрещен до перехода к старообрядцам - это определенно. Лишившись кафедры по проискам турок, недовольных защитой им угнетаемой паствы, он жил в Константинополе, как и ряд других архиереев, оказавшихся в такой же ситуации. О том, что он не был запрещен, говорит то, что он вместе с другими заштатными архиереями служил с Патриархом. Долгое время миссионеры утверждали, что он был запрещен, но, увы, никаких документальных подтверждений этого не найдено.

Корр.: Но ведь он единолично рукоположил епископа вопреки Первому апостольскому правилу. Этот изъян особенно подчеркивает епископ Каракасский Иоанн, опекающий в Русской Зарубежной Церкви единоверческие приходы.

Иг. Кирилл: Старообрядцы обычно приводят ряд примеров из истории Древней Церкви, когда в условиях гонений были случаи единоличного рукоположения епископов. Так было у святителя Иоанна Златоуста, например. Случаи единоличных рукоположений были и в практике РПЦ, как в Синодальный период, так и в 20-е и 30-е годы прошлого века. Конечно, одно дело, когда такие случаи были как исключения, а другое когда это произошло в самом корне иерархии. Беглопоповцы, приняв к себе архиепископа Николу в 1923 году, не спешили с рукоположением новых епископов. В 1929 году к ним перешел единоверческий епископ Стефан (Расторгуев), и тогда уже два епископа рукоположили нового. В этом плане, у них, безусловно, более твердая почва под ногами. Сразу оговорюсь, что я могу быть неточным в деталях, так как давно специально не занимался этим вопросом. А вот вам не кажется, что нам необходимо извиниться, попросить прощения у наших братьев за то, что мы, прижимая и гоня их, обрекли на преисполненный драматизма поиск епископов?

Корр.: Но ведь они могли подчиниться священноначалию и избежать гонений.

Иг. Кирилл: И чтобы было. Во-первых, долгое время даже и речи не могло быть о допущении использования старых обрядов в лоне официальной Церкви. Почитайте текст присяги, которую давали священники в 18-м веке. Страшно становится оттого, что там говорилось о старых обрядах. Что касается единоверия (1800 г.), то не секрет, что изначально оно замышлялось как миссионерский проект, как переходная ступень к полной ассимиляции. В значительной степени так это и произошло, несмотря на пересмотр со временем официального отношения к этому явлению на более благоприятное. После октябрьского переворота единоверческие приходы подверглись сугубому гонению. В итоге к юбилею Крещения Руси в лоне РПЦ числились Никольский храм на Рогожском и еще пара сельских приходов в глубинке. Что касается нынешнего возрождения - тут не все однозначно. В малом стаде единоверцев четко просматриваются несколько тенденций. Есть приходы, которые возродились в тех местах, в которых они были ранее. Другие приходы, например, наш, сформировались из числа прихожан обычных храмов. Мы предпочитаем называться старообрядным приходом. Есть те, которых условно можно отнести к изоляционистам, а есть те, кто широко подходит, подчеркивает свою открытость. Очевидно, что обе модели имеют свои плюсы и минусы, но это уже отдельный разговор.

Корр.: По-видимому, вопрос действительно очень непростой. Вы верите, что когда-нибудь вопрос о старообрядческих иерархиях будет решен положительно?

Иг. Кирилл: Думаю, что да. Хотя сами старообрядцы говорят, что их это мало волнует, что они самодостаточны. Но все-таки многие из их среды этого бы хотели. Есть и такие, которые говорят, что лучше бы не признавали - тогда дистанция с «никонианами» еще долго сохранится.

Корр.: При каких же условиях возможно признание их иерархии?

Иг. Кирилл: Недавно я присутствовал на одном авторитетном собрании, где этот вопрос рассматривался. Судили-рядили о запретах и единоличных рукоположениях, о принятии митрополита Амвросия простым священноиноком и пр. Когда очередь высказаться дошла до меня, я сказал: «А мне кажется, что для Патриархии все эти вопросы вторичны. Приняли же в сане епископа, запрещенного за переход в Зарубежную Церковь игумена Евтихия (Курочкина), например. Вот если бы все старообрядческие епископы перешли в РПЦ, думаю, что по икономии, «ради пользы церковной» их бы приняли в сущем сане». Когда я это сказал, то в глазах некоторых участников собрания, одобрительно опустивших головы, увидел хитроватый огонек в глазах. Конечно, это иллюзия, абсолютно тщетная надежда. Скорее солнце остановит свой ход по небосклону, чем это произойдет. Вообще мне неоднократно невольно приходилось выступать в роли своеобразного юродивого, порой даже неожиданно для себя. Не раз во время каких-нибудь важных встреч, я неожиданно что-то «ляпал» и зависала пауза как в «Ревизоре» Гоголя. Помните, в одном советском фильме, собравшиеся изображали благожелательность во взаимоотношениях, отсутствие противоречий. Мальчик, чувствуя фальшь происходящего, вдруг, обращаясь к одному из взрослых, говорит: «Дядя Петя, Вы дурак?» От неожиданности все просто онемели. Наверное, с точки зрения Московской Патриархии, признание старообрядческих иерархий без выполнения неких условий с их стороны, только бы укрепило старообрядцев в своей правоте и самодостаточности. Полагаю, что это предположение не лишено резона. Во многом Патриархия руководствуется принципом Василь Василича Болотова, известного дореволюционного церковного историка, который говорил: «Канонично все то, что полезно Церкви» (напоминает известное: «цель оправдывает средства»). Остается вопрос: а для старообрядцев будет ли «канонично» и «полезно», если они проявят компромисс и пойдут навстречу пожеланиям в связи с этим? Думаю, что ответ следует из всего вышесказанного.

 

 (Интервью дано газете «Берсеневские страницы» 1 марта с.г.)



Связанные темы

новости

   Рейтинг статьи   
 
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 383
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»