Добро пожаловать Христианское информационное агентство


17.09.2013 || 04:00:00
Святые воины

У первых христиан, принявших в эпоху гонений мучительную смерть за веру, было немало и тех, кто служил в римской армии во всех краях огромной империи. Военачальники или простые солдаты, они разделили судьбу многих современников-единоверцев — людей разных национальностей, слоев общества, различных профессий, отказавшихся предать свои убеждения ради спасения жизни. Имена наиболее известных из них сохранились в человеческой памяти — они были причислены к лику святых. Некоторые широко почитаются как православной, так и католической церквами.

Будучи мучеником за веру, каждый из святых воинов в глазах любого христианина являл собой нравственный образец, пример победы человеческого духа над страстями. Их подвиги описывала православная литература.  В то же время они олицетворяли идеал воинской доблести, мужества и рыцарственности. С ранних пор святые воины пользовались народным почитанием. Складывались их жития, порой облекавшие в легенду подлинные события жизни. В IX—X веках культ святых воинов пользовался особым вниманием при византийском императорском дворе. В Византии же выработалась и их иконография, близкая иконографии других святых, но имевшая и особенности. Воины чаще всего изображались вооруженными, в воинских доспехах. Нередко их представляли конными.

После принятия христианства культ святых воинов на Руси также приобрел особое значение. Многие из князей эпохи Киевской Руси носили их имена: Ярослав Мудрый при крещении был наречен Георгием, а Всеволод Большое Гнездо получил имя в честь Димитрия Солунского (по случаю рождения сына и в память его покровителя отцом Всеволода — Юрием Долгоруким — был основан город Дмитров) . Такой интерес к святым воинам не был случаен. Ведь князья — это прежде всего военачальники, и в доблести и мужестве должны были стремиться подражать им. В то же время князь, носивший имя прославленного святого, надеялся на ратную помощь своего небесного покровителя. Однако не только в княжеском кругу были популярны эти святые. В народном сознании на их образы наложились старые языческие представления. Святой воин в глазах простого крестьянина олицетворял победу доброго начала в борьбе со злом — многие воины чтились как змееборцы, а змей символизировал собой злые силы.

Тогда же появились на Руси и первые изображения святых воинов по византийскому образцу — мы видим их в росписях Софии Киевской, на иконах, в рукописях. Порой встречаются и житийные сцены некоторых воинов — Георгия в росписях посвященного ему придела Софии Киевской, Мины во фресках киевской Кирилловской церкви. В XIV веке в канун Куликовской битвы святые воины были изображены в нижнем регистре росписей новгородской церкви Спаса на Ковалеве. Их образы исполнены благородства, готовности к ратному подвигу. В росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданных больше века спустя Дионисием, святые воины, изображенные на столпах храма, предстают грациозными, пронизанными утонченностью и аристократизмом рыцарями Богоматери, воспеваемой в этом фресковом цикле. С появлением на рубеже XIV—XV веков русского высокого иконостаса в деисусном ряду нередко помещали иконы самых почитаемых воинов — Георгия и Димитрия Солунского.

Среди святых воинов самой большой почитаемостью на Руси и во всем христианском мире пользовался Георгий Победоносец. С его именем связано множество легенд. Различные версии жития святого дают разные сведения о нем, так что подлинную биографию представить уже почти невозможно. По преданию, Георгий происходил из знатного каппадокийского рода, и почитание его, прежде чем разойтись по миру, зародилось сначала именно в Каппадокии. Георгий был подвергнут изощренным пыткам и обезглавлен. В вариантах жития святого его мучителем называются то персидский царь Дадиан, то римский император Диоклетиан. Особую популярность имели сказания о посмертных чудесах святого, и прежде всего — чудо о змеи. Георгий в христианской традиции как бы вобрал в себя черты всех святых воинов, являя собой их образец. Именно таким он представлен на одной из древнейших русских икон, происходящей из Юрьева монастыря под Новгородом. Святой написан в рост, во всем великолепии воинского облачения. Фигура его огромна и величаво-спокойна. Монументальной ее неподвижности противоречит лик святого, написанный при поновлении иконы в XIV веке: темный, с подвижными контрастными пробелами, он поражает вдохновенностью и драматизмом.

Одним из самых любимых изображений Георгия в русской традиции стало «Чудо о змеи». По легенде, святой усмирил молитвой страшное чудище — змея, жившего в окрестностях города Ласии, жители которого вынуждены были отдавать ему на съедение своих дочерей. На знаменитой новгородской иконе XIV века в центральной части мы видим подробный вариант такого изображения. Масштабно выделенная фигура конного Георгия словно парит на ярком красном фоне. Огромные глаза святого смотрят неподвижно и в упор. Рядом идет царская дочь, названная на иконе Елисавой (в текстах греческих сказаний о «Чуде» имя девушки не упоминается), ведущая усмиренного змия в город, на башнях которого ее родители наблюдают за происходящим. Эта икона житийная: в клеймах представлены муки святого, которые он переносит с подчеркнутой бесстрастностью. В житийных иконах Георгия и позднее традиционное ростовое изображение нередко заменялось сценой «Чуда о змеи». В сокращенном варианте этой иконографии Георгий поражает змея копьем. Очень редко встречаются и просто конные изображения воина. С эпохи Дмитрия Донского изображение Георгия, поражающего змия, становится гербом Москвы. Его чеканили на монетах. При царе Федоре Иоанновиче такие монеты выдавались особо отличившимся воинам для ношения на шапке или рукаве. Позднее эта традиция получила продолжение в учрежденном Екатериной II ордене Георгия Победоносца, вручавшегося только за боевые подвиги.

Рядом с Георгием по популярности в восточно-христианском мире среди святых воинов может быть поставлен Димитрий Солунский. За приверженность христианству Димитрий, грек благородного происхождения и проконсул Ахайи, в 306 году был исколот копьями в присутствии императора Максимиана в родном городе Фессалоники (по-русски Солунь). Он считался покровителем Фессалоник: неоднократно при опасности, грозившей городу, как гласят предания, являлся конный в боевом вооружении, чтобы помочь жителям. От его мощей, источавших миро, происходили многие исцеления и чудеса. Доска с гроба святого с его изображением в 1197 году была перенесена из Фессалоник во Владимир. В 1380 году Дмитрий Донской перенес ее в Успенский собор в Москве. На рубеже XVII—XVIII веков изображение было полностью переписано мастером Оружейной палаты Кириллом Улановым, и в таком виде икона сохранилась до наших дней.

Святой Димитрий пользовался очень широким почитанием в Византии. В одном Константинополе ему было посвящено около десятка храмов. На Руси одним из первых таких храмов был Дмитровский собор в Киеве, построенный сыном Ярослава Мудрого князем Изяславом-Дмитрием. Позднее собор вошел в состав построек Михайловского Златоверхого монастыря, из которого происходят первые русские изображения Димитрия — шиферный рельеф и знаменитая мозаика, ныне находящаяся в Третьяковской галерее. С именем другого князя Всеволода — Дмитрия Большое Гнездо связаны Дмитровский собор во Владимире и широко известная икона XII века из собрания Третьяковской галереи, происходящая из Дмитрова, на которой святой в облике зрелого мужа восседает в мученическом венце и воинском одеянии на престоле с истинно царским достоинством. В то же время в русской традиции можно встретить и иной по характеру образ Димитрия, как на псковской иконе XV века, где он предстает юным и вдохновенным, держащим в руке узорчатый щит.

Помимо изображений самого святого, существовала и особая иконография, основанная на одном из его посмертных чудес. При осаде Фессалоник войсками царя Колояна Димитрий явился в виде ратника и повернул врагов вспять, сразив копьем самого царя. Иконописец Никита Павловец на одной из своих икон изобразил обоих почитаемых на Руси святых воинов в момент совершения ими чудес. Часто в русских иконах с чудом Димитрия Солунского рядом с изображением поверженного царя можно прочесть в надписи не «Колоян», а «Мамай». В такой подмене имени отразились представления народа о решающей роли Димитрия Солунского, святого покровителя князя Дмитрия Донского, в исходе Куликовской битвы. В память этого сражения Дмитрий Донской установил Дмитровскую субботу, в которую поминались все павшие на Куликовском поле воины-христиане (ныне так называемая «родительская», то есть день памяти всех умерших православных христиан).

Два святых воина, носивших одно имя — Федор Стратилат и Федор Тирон,— также пользовались почитанием на Руси, особенно в новгородских землях. Нередко на иконах и в росписях их можно встретить рядом друг с другом. Оба известны как змееборцы, были похоронены в городе Евхаиты. Изображались они в виде зрелых мужей. Отличительной особенностью Федора Стратилата была уложенная завитками шапка волос (таков он на византийской мозаичной иконке из собрания Эрмитажа). Федор Стратилат, то есть «военачальник», уроженец Евхаит в Малой Азии, был правителем Ираклии Понтийской. В 319 году в правление императора Ликиния он за отказ принести жертву идолам был после пыток распят на кресте, а затем обезглавлен. Тело его по завещанию похоронили рядом с гробом Федора Тирона в Евхаитах. В Новгороде Федору Стратилату был посвящен знаменитый храм на Ручью, расписанный неизвестными последователями Феофана Грека. В росписях этого храма были представлены житийные сцены не только Федора Стратилата, но и Федора Тирона. Чудо Федора Стратилата о змеи упоминается в одном из вариантов его жития — еще при жизни он с помощью благочестивой женщины Евсевии спас родной город от пожиравшего людей и скот змея. В иконописной традиции этот сюжет тем не менее не получил распространения и существует только в виде клейма в житийных иконах святого.

«Тирон» означает «новобранец». Федор Тирон, солдат одного из полков восточного легиона, был сожжен на костре в городе Амасии в 306 году за отказ поклоняться идолам и поджог языческого храма Кибелы. Останки святого были перенесены в Евхаиты. Православной церковью на первой неделе Великого поста вспоминается чудо Федора Тирона о коливе, когда святой явился во сне патриарху Нектарию и предупредил его о том, что император Юлиан замышляет в канун поста осквернить предназначавшуюся к продаже христианам пищу. С той поры существует традиция варить из пшеничных зерен коливо или кутью. Другое известное чудо Федора Тирона восходит к апокрифическим текстам и в отличие от чуда с коливом породило особую иконографию, известную на Руси с XIV века. Это чудо Федора Тирона о змие: по преданию, Федор не только одолел обитавшего близ колодца дракона, лишившего город воды, но и спас похищенную чудовищем собственную мать. Все это мы видим на маленькой иконе начала XVII века, написанной строгановским мастером Никифором Савиным. В иконе, предназначенной к длительному рассматриванию и любованию тонкостью ее письма, мастер представил сразу несколько сцен этой истории: не один раз изображена и изящная фигура святого. В центре он высоко поднимает меч, алый плащ святого взметнулся за его спиной. Рядом он уже выводит мать из логова побежденного чудовища, которое в духе XVII века представлено вполне безобидным сказочным созданием.

Воин Никита был святым покровителем известного промышленника и ценителя иконописного искусства Никиты Григорьевича Строганова. Именно с заказом этого «именитого человека» связано множество изображений святого, созданных в конце XVI века. Никита, гот по происхождению, проповедовал христианство среди соплеменников, за что был сожжен в 372 году правителем-язычником Атанарихом. Тело его, сохранившееся от огня, было найдено христианином Марианом с помощью чудесной звезды и погребено на родине в Киликии. По заказу Строганова в 1593 году прославленным мастером Прокопием Чириным была написана небольшая икона святого воина, когда-то бывшая частью триптиха, на боковых створках которого были изображены сцены жития Никиты. Святой изображен не так, как было принято писать святых воинов раньше. В его образе нет прежней силы и уверенности. Хрупкая фигурка представлена в смиренном молении перед Богородицей, изображенной в правом верхнем углу иконы. Именно так, в духе изменившихся представлений, стали трактоваться образы святых в новом, так называемом «строгановском» направлении в русской иконописи конца XVI—XVII века. Издавна Никита Воин изображался и в сцене чуда с бесом: по апокрифическому сказанию Никите, сидевшему в темнице, явился бес, искушавший его поклониться идолам. Никита побил и изгнал беса, за что в народе его называли «бесогоном». Такая сцена включена, например, в состав изображений боковой двери иконостаса XV века из собрания Русского музея.

В кратком очерке невозможно даже в двух словах рассказать обо всех из сонма небесных ратников — святых воинов, многие из которых имели особые варианты иконографии и почитались на Руси. Это Иван Воин и Сорок мучеников севастийских, Андрей Стратилат и Меркурий Кесарийский, Мина, Прокопий, Уар, Гордий сотник и другие. Все они, как более, так и менее известные, несли в себе героическое начало, являли «совершенный образ мужества», выступали заступниками и подвижниками в глазах русских людей, на протяжении веков воплощавших свои представления о них в искусстве иконописи.



Связанные темы

новости

   Рейтинг статьи   
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 382
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»