Добро пожаловать Христианское информационное агентство


25.12.2012 || 22:56:00
Игумен Кирилл (Сахаров). Юбилей Предстоятеля Древлеправославной Церкви

 Главный собор этой Церкви находится напротив станции метро Павелецкая-кольцевая. Большой храм из красного кирпича, увенчанный мощным куполом, напоминает древнерусского витязя. Рядом примостился ресторан с названием "Революция".

Калитка, ведущая на территорию, наглухо закрыта - блокирует возможность войти кому-то из потока людей, проходящих мимо. Те, кому надо, знают, что войти можно со стороны переулка. Входишь в храм и попадаешь в 17-й или даже в 16-й век. Служба по расписанию началась в 7 часов, я сознательно пришел позже, в 8.30, к "Благословенно Царство", к началу собственно литургии. Во-первых, не присядешь, а ноги-то болят, во-вторых, так совпало, что в последний вторник месяца иноческое правило у нас читают в два часа ночи и поэтому поздно отошел ко сну. Первое, что бросилось в глаза, как только переступил порог храма - это огромное семиярусное паникадило со множеством разноцветных лампад. Трепетные огоньки в них создавали непередаваемую атмосферу таинственности и неотмирности. В центре храма возвышалась трехъярусная кафедра, в кресле на которой восседал Патриарх Александр (статус Патриархии эта Церковь, являвшаяся ранее архиепископией, провозгласила в 2002-м году; это привело к некоторым сложностям, к значительной изоляции ее положения, но это отдельный разговор). Что было необычным на этом этапе богослужения. Первое - то, что уже на часах не только архиереи, но и все духовенство (было 15 священников и два диакона) в полном облачении находилось на середине храма. Второе, архиереи (вместе с Патриархом их было четверо) все время сидели, не вставая и не крестясь в такие, положенные по уставу моменты, как на "Приидите, поклонимся", "Аллилуия", "Трисвятое" и в конце "Честнейшую Херувим". Только сам Патриарх и еще один архиерей были в саккосах и с большими омофорами, а двое других были только в фелонях с малыми омофорами. Патриарший жезл держал не иподиакон, стоящий позади Патриарха, а сам Патриарх. Также держали в своих руках посохи еще два архиерея. После 9-го часа читали антифоны "Благослови" и "Хвали" (на самой литургии пели рядовые антифоны). Начало каждого из стихов на антифонах смиренным гласом возглашал один из священников, попеременно подходя к каждому крылосу, на которых пели , в основном, женщины, обладавшие зычными голосами. На пение "Единородный Сын" они спустились на середину храма и вместе с духовенством впечатляюще пропели этот гимн. Причем, руководил пением сам Патриарх, красиво дирижируя длинной указкой. В конце пения тропарей на "Блажени" Патриарх прочитал молитву и возвел в протодиаконское достоинство второго диакона. Первый протодиакон служил очень аскетично, ровно, никакого рыка или рева, например, при возглашении "Премудрость прости" не было. Мощно запели "Приидите поклонимся" и весь массив духовенства двинулся в алтарь (мой спутник, пораженный этой непривычной картиной, прошептал мне на ухо: "Похожи на бояр эпохи Иоанна Грозного"). По окончании пения вдруг из алтаря выходит второй архиерей и на три стороны возглашает: "Призри с небесе, Боже и виждь", причем по центру это было сделано только в последнюю очередь. По новому чину и у старообрядцев на Рогожском это возглашение делает только Предстоятель и только на пении "Святый Боже". Здесь же это было трижды, или даже четырежды - еще и после Евангелия и песнопения "Яко Царя всех подъемлюще". Когда я об этих и других особенностях рассказал епископу Костромскому Викентию (Русская Православная Старообрядческая Церковь - РПСЦ), то он удивился. А ведь раньше приходилось слышать: "Зайдите после Рогожского в храм Древлеправославной Патриархии, зажмурьте глаза и не отличите - служба один к одному". Удивило еще, что основные возгласы на Евхаристическом каноне ("Победную песнь", "Приимите и ядите", "Пийте от нея вси", "Изрядно о Пресвятей") произносили разные священнослужители. Владыка Викентий: "Нет, у нас на соборной службе эти возгласы произносит только Предстоятель". На службе подходит ко мне мужчина средних лет, спрашивает: "Вы отец Кирилл? Вы ведь заканчивали в Москве истфак пединститута?" Я подтвердил. Он: "Сейчас по-гречески будут петь "Отче наш" - это я подготовил для хора". И действительно, Патриарх по-гречески возгласил "И даждь нам" и хор запел молитву Господню. Обратил внимание, что после запричастного стиха свещу у царских врат не ставили. Пока духовенство причащалось в алтаре, хоры попеременно многократно пели величание в основном празднуемому в этот день святому - Патриарху Иеросалимскому Александру. Полное отсутствие причастников (и это в пост, на патриаршей службе) произвело гнетущее впечатление. В конце отпуста Патриарх почему-то не осенил народ крестом. Крест для лобзания давал другой архиерей, еще один архиерей давал антидор (дору - по-старому). Вдруг в алтаре при закрытых царских вратах раздался возглас: "Милостиве Господи спаси и помилуй раба Своего Святейшего Патриарха Александра", хор и многие молящиеся подхватили: "И избави его от всякия скорби, гнева и нужды, от всякия болезни душевныя и телесныя, прости ему всякое согрешение вольное и невольное и душам нашим полезное сотвори" с поклонами. Так пели трижды. Второй раз возглашал сам Патриарх, поминая страну нашу, попечителей, благотворителей и т.д. После исходных поклонов, вопреки нашим ожиданиям, никто из присутствовавших не произносил поздравительную речь - как это обычно бывает, а сам Патриарх благодарил всех за труды и молитвы. Вручил дипломы двум священникам, написавшим работы по окончании духовного училища (ранее оно находилось в г. Новозыбкове Брянской области, а теперь - в Москве). Работы священников он оценил на "хорошо". Немного пожурил их за то, что очень уж у обоих совпадают предисловия к работам, "прямо слово в слово". Когда Патриарх говорил о работе второго священника, служащего в г. Льгов Курской области, особо запомнились его слова о старце Иове Льговском. Когда произошла печальной памяти реформа Патриарха Никона, то священноинок Иов ее категорически отверг. Совесть его, однако, несколько смущалась: вполне ли он правильно поступил, проявив непослушание церковным властя? Умирая, он завещал братии следующее: если через несколько лет при вскрытии могилы обнаружат его останки нетленными, то пусть это послужит удостоверением правильности его пути и наоборот. И вот, когда вскрывали его могилу и резко сорвали доску с крышки гроба, то увидели старца, лежащего, словно живого. Причем гвоздем от доски задели его руку, и пошла кровь. Далее Патриарх рассказывал о трудностях, которые испытывает Древлеправославная Патриархия в своих усилиях добиться передачи храмов или строительства новых в Москве, Петербурге, Воронеже и Новосибирске. Прозвучало: "Господствующая Церковь активно все заняла, а также "австрийцы" (т.е. РПСЦ), которые "под Патриархией" (!). Говорил также Патриарх о сложностях детского лагеря, который организовал один из награжденных батюшек, о том, какие добрые матушки у обоих дипломированных священников. Кратко и совсем не слышно для присутствующих поздравили Патриарха настоятель собора протоиерей Максим, староста собора Зинаида, одна из игумений, сослужившее духовенство. Стали петь многолетие. При его возглашении и пении такой мощи и торжественности, как на Рогожском не было. Пропели многолетие и на румынском языке (в Румынии у Патриархии имеется несколько приходов). Напев был необычным для старообрядческого уха, по-видимому, заимствован у тамошних новообрядцев. Необычно было также то, что во время многолетия Патриарх ограждал всех не крестом, а своим жезлом (правда, на нем тоже был крест). Вместе с народом подошел поздравить Патриарха и я. Поздравил его с днем ангела и юбилеем (ему исполнилось 55 лет). Патриарх очень тепло и благожелательно отреагировал на мое поздравление - все-таки мы вместе заканчивали Московскую духовную семинарию (1983 г.) и учились в духовной академии. Учась в Московских духовных школах, мы очень плотно общались, часто беседовали, ходили на прогулки. Вернувшись в свой храм, я, как обычно, подробно рассказывал о всем увиденном и услышанном. В это время принесли корреспонденцию. В первом конверте было поздравление с Рожеством и Новолетием старообрядческого митрополита Корнилия с пожеланием помощи Божией в "нелегких пастырских трудах". Было очень приятно.



Связанные темы

новости

   Рейтинг статьи   
 
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 381
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор

Стирка ковров Алматы перейти
chistyidom.kz

Туры на Гоа сайт
farabtourism.kz

Доставка еды Алматы далее
chickenem.kz



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»