Добро пожаловать Христианское информационное агентство


27.08.2008 || 00:00:00
Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы у народов мира

Традиционно 28 августа Русская Православная Церковь совершает праздничное богослужение в честь Успения Пресвятой Богородицы. Праздник сей предваряется строгим постом.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы».

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься.

Согласно желанию Богоматери ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника.

Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице было пусто (по др. источникам там были розы).

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

 

Успение у католиков

Праздник, совершаемый 15 августа, посвящается воспоминанию о кончине Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса.

На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «koimesis» - «погружение в сон» (церк.-слав. - успение). На Западе закрепилось латинское название «assumptio» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году.

Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы, если для этого нет серьезных препятствий.

Успение в Австрии

Как гласит предание, Богоматерь провела остаток дней своих в доме Иоанна Богослова - одного из любимых учеников Христа.

При ее кончине присутствовали все апостолы, кроме Фомы, который смог прибыть только на третий день. Уступив его просьбам, апостолы открыли гробницу, но нашли в ней лишь множество цветов. Именно с этим связана традиция освящения растений в церквях.

Количество трав, составлявших букет, который несли в церковь для освящения, было различно: от девяти до семидесяти семи. Если такой букет составлялся из девяти сортов трав, то там обязательно должны были быть такие травы как «небесный жар», базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, арника, чабрец, коровяк и золототысячник. После торжественной мессы пучки трав благоговейно несли домой и сохраняли до следующего дня Успения: их развешивали в доме над дверью жилой комнаты, ставили в «Божий угол», прикрепляли к брусу в хозяйственных помещениях. Эта традиция сохраняется в Австрии до сих пор.

Также в праздник Вознесения дома украшают цветами и травами, устраивают торжественные процессии, богослужения и театральные действа.

Кстати, с этого дня и до дня Рождества Богоматери (8 сентября) начинался период времени, называемый женское тридцатидневье (Frauendreißígst). Считалось, что в этот период земля получала благословение Божьей матери.

Успение в Болгарии

Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии - один из самых почитаемых в Болгарии православных праздников. В стране много храмов и монастырей, которые названы именем Пресвятой Богоматери. Они хорошо знакомы болгарам, которые в этот день приходят (иногда издалека) в храмы помолиться, принести дары и участвовать в этом большом празднике. Женщины еще накануне пекут обрядовые хлеба, которые наутро относятся в храм и там освящаются.

Как правило, празднику предшествует двухнедельный пост. Поэтому в день Успения Пресвятой Девы Марии по традиции совершается «курбан» - мужчины режут барашка, свежуют его и зажаривают на вертеле. Часть мяса готовят с рисом, а из потрохи варят суп (курбан чорба). Этими яствами угощают всех приходящих в храм после отслуживания литургии.

Имя «Мария» очень популярно в Болгарии. Здесь чуть ли не каждую вторую женщину зовут Марией. Традиционно Успение Пресвятой Богородицы воспринимается как праздник женщин-матерей. Поэтому в тех храмах, где считается, что Пресвятая Дева помогает бездетным женщинам зачать ребенка, гости приезжают еще накануне вечером и остаются ночевать при храме.

Широко известны в Болгарии и некоторые иконы Пресвятой Богородицы. Так ,например, большую популярность приобрела икона Пресвятой Богоматери Троеручицы, которая находится в Троянском монастыре.

Успение в Германии

Данный праздник называется в Германии «Вознесение Марии». Этот день объявлен нерабочим только в федеральной земле Саарланд и в общинах Баварии с преимущественно католическим населением.

По данным статистики федеральной земли Баварии этот праздник отмечается 1700 из 2056 общин Баварии, как официальный выходной.

В римско- католической церкви этот день обозначает, что тело и душа Марии вознеслись на небо, тем самым завершив соединение с богом- отцом.

В VII веке отмечался праздник возвышения Марии в Галлилее, в VIII веке он трансформировался в вознесение и начал праздноваться в Риме 15 августа, с 813 года отмечается в Германии.

Вознесение Марии начинает в католической церкви 30 женских дней - с 15 августа по 12 сентября, в течение которых проходят службы, посвященные Марии. Особо отмечаются дни вознесения Марии (15 августа), королевы Марии (22 августа), рождение Марии (8 сентября, это малый женский день) и день имени Марии (12 сентября).

Легенда гласит, что молодой Иисус после открытия гроба Марии увидел платье матери, цветки роз и травы. Другая легенда описывает, что Иисус спустя три дня после смерти матери заметил, что она поднимается на небо в лучах света и оберегаемая ангелами, а в воздухе распространяются ароматы цветов, трав и кустарников.

В связи с этими легендами на вознесение Марии собираются в католических церквях семь различных трав (число символизирует семь ран Марии). Эти травы должны оберегать от болезней, недугов. Букеты размещают в доме на стенах. Используют в виде чая, отваров и настоев. Также эти букеты могут оберегать от плохой погоды и ненастья, для этого их бросают в открытый огонь.

Кроме этого на этот день приходится первый сбор лесных и кедровых орехов.

Успение в Греции

В Греции отмечается день Успения Божией матери (греч. - Килисис пис Феотоку) не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.

Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест – это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Богоматери.

Успение в Испании

Успение Богородицы очень часто в Испании называют Праздником августовской св. Девы или Богородицей августа (Virgen de Agosto). В ходе праздника идут церковные богослужения, религиозные процессии, происходят народные гуляния, иногда даются представления в виде религиозных мистерий.

В городе Эльче (провинция Аликанте) 14 и 15 августа в базилике св. Марии дается традиционное религиозно-театральное представление - auto (misterio) с впечатляющим финалом коронования Девы Марии. Ежегодно в день Успения Богородицы собираются сюда на праздник тысячи богомольцев. Несколько костюмированных юношей представляют в соборе 11 апостолов, а один из них одет, как Мадонна, и поет гимн. На другой день носят по улицам статую Мадонны.

На протяжении почти семи столетий, проявляя всеобщий энтузиазм, жители Эльче сохраняют форму и дух эльчской мистерии, которая достоверно воссоздает мир средневековой религиозной драмы. В 12-16 веках постановка в церкви драм на библейские темы (мистерий) получила широкое распространение во Франции, Англии и Испании. Эти постановки, в которых принимали участие сотни актеров, продолжались порой несколько дней подряд, и в ходе их использовались сложнейшие декорации и оборудование. В эпоху средневековья такие мистерии (действа) разыгрывались во многих соборах европейских городов. В Эльче начиная с 14 века ежегодно 14 и 15 августа ставится по случаю праздника Успения Богородицы средневековая мистерия.

15 августа инсценируется торжественное погребение Девы Марии и возложение на Нее венца. Все это происходит под аплодисменты и ликующие крики толпы. В этот момент играет орган, звонят колокола, вспыхивают огни фейерверка. Это венчание на царство, точнее, момент, когда сверху на главу Богородицы спускается корона, является завершением торжества, переходящего затем в народное гуляние.

Одна из особенностей мистерии состоит в том, что ее участники относятся к разным возрастным группам. В ней заняты прихожане всех возрастов, сплоченные общим энтузиазмом. Дети и подростки, например, исполняют, согласно средневековой традиции, женские роли. Традиция, согласно которой женская роль исполнялась мальчиком, была присуща не только религиозным средневековым пьесам. Во времена Шекспира в Англии и в некоторых других странах женские роли обычно также исполняли мальчики.

В эльчской мистерии Деву Марию изображает 10-12 летний подросток. Он же декламирует и поет тексты, составленные специально для этого торжества. Глубокие корни связывают мистерию с жителями Эльче. Каждый год в этом зрелищном представлении принимают участие сотни семей города.

Сочетание арабо- мусульманской архитектуры, пальм и голубого средиземноморского неба чем-то напоминает обстановку, в которой зародилось христианство. Этим и объясняется, почему Эльче порой называют «испанским Иерусалимом».

Не менее известна религиозная мистерия, посвященная августовской Деве в Ла-Аль-берка (Саламанка), которая разыгрывается под открытым небом на площади перед церковью. В Винуэсе (провинция Сория) разыгрывается шуточное сражение за обладание образом Девы Марии.

Вообще с этим праздником связано немало и чисто народных традиций. Некоторые исследователи полагают, что корни этого праздника связаны с древними земледельческими обрядами, с уборкой урожая, и что Дева Мария пришла на смену другому более древнему образу богини плодородия.

Успение в Италии

Очень интересный праздник отмечают итальянцы 15 августа – Успение Богородицы или Вознесение (Assunzione), которым завершается сезон больших летних работ. В обрядах этого дня слились элементы христианства и язычества.

Второе название этого праздника – Феррагосто (Ferragosto). Происхождение этого названия следующее: древние римские жители торжественно отмечали окончание жатвы праздником консуалий, посвященный древнеиталийскому богу земли и посевов – Консусу. В доимператорском Риме, когда год начинался еще в марте и состоял из 10 месяцев (отсутствовали январь и февраль), консуалии проходили в 6-ом месяце.

В 27-ом году до н.э. римский сенат присвоил Цезарю Октавиану имя Августа, и вскоре один из народных трибунов предложил назвать в честь императора тем же именем «август» 6-ой месяц.

Консуалии праздновали, обмениваясь дарами и пожеланиями и произнося сакраментальную фразу: «Хороших консуальных праздников!» (Bonas ferias consuales!). При Августе праздники переименовали в августалии. Изменилась так же и сакраментальная фраза, стали произносить: «Хороших августовских праздников!» (Bonas ferias augustales). А затем и вовсе эта фраза превратилась в короткое «Buon Ferragosto!»

Император щедро одаривал народ во время торжеств и расточал милости патрициям. 

В современной Италии молодежь отмечает 15 августа, разжигая костер на пляже и устраивая посиделки на всю ночь. Так же устраивают салют.

На время Феррагосто Италия как будто вся вымирает, оставляя в городах только туристов. Фабрики и производство закрываются, местные жители, как правило, берут отпуска и отправляются к морю или в горы.

Успение на Кипре

Успение Пресвятой Богородицы – государственный праздник на Кипре, выходной день. Большинство киприотов берут именно на это время отпуск. Правда, это не относится к труженикам гостиничного бизнеса, так как 15 августа – пик туристического сезона.

Богородица своими Пречистыми стопами прохаживала по кипрской земле, до своего Успения почтила своим визитом святого Лазаря, поэтому киприоты испытывают к Пресвятой Богородице особые чувства.

Киприоты говорят, что в этот день все немножечко становятся добрее обычного. Даже полицейские, шутят киприоты, отпускают провинившегося автомобилиста с уменьшенной суммой штрафа по случаю праздника. Но этим жители острова не злоупотребляют.

Успение – общенациональный праздник. В ночь на праздник совершается крестный ход с выносом плащаницы Пресвятой Богородицы. В монастырях, посвященных Деве Марии, проходят особо торжественные службы. Верующие киприоты обязательно стараются побывать утром на службе в храме.

Один мудрец сказал: "куплю диплом, ведь этот безумный мир все равно не изменится".

Успение в Латвии


Правительство Латвии присвоило католическому празднику Вознесения Девы Марии на небеса, который проходит с 12 по 15 августа в Аглоне, государственное значение.

Новый государственный праздник называется День Мары.

Будучи всемирно известным святым местом, поселок Аглона, у озер Цириша и Эглес, ежегодно привлекает тысячи туристов и верующих со всех концов света. Многие паломники проделывают немалый пеший путь в Аглону к чудодейственному источнику, бьющему из земли, недалеко от Базилики, окруженной монастырскими строениями XVIII века, где и проходит основное празднество. Богослужения транслируются по телевизору на всю Латвию.

Успение в Хорватии


Успение – очень большой праздник для хорватов, то же, что Святой Патрик для ирландцев или Колумбов день для итальянцев.

Связано это с событиями 1715 года. Тогда турки осадили далматинский городок Синь в Хорватии. Незадолго до этого турки лишились Синя и были полны решимости не только вернуть себе его, но и занять Вену, поставив под угрозу всю христианскую Европу. Напуганный народ Синя, понимая свое бессилие перед многочисленным и мощным неприятелем, обратился с молитвами за помощью к Синьской Богоматери.

Всю ночь 14 августа множество верующих молилось перед чудотворной иконой, названной «Милостивая Богоматерь». Утром 15 августа, в Успение Богородицы, на небе появился лик Матери Божьей. Турки стали заболевать и больше не могли перейти реку Цетину к Синю. Жители посчитали, что турецкое нападение было отбито исключительно благодаря вмешательству небесной Защитницы. Турки бежали бегством, никогда больше не возвращались в Синь.

В благодарность за свою защиту, хорваты еще больше полюбили Богородицу и стали еще больше ее почитать. Считая чудесную победу над турками ее заслугой, хорваты осыпали ее чудотворный лик золотыми дарами и другими драгоценностями. Затем в Сине в честь Богородицы была возведена большая церковь, ставшая наибольшим храмом св. Девы Марии во всей Далмации.

 


 автомобили Daewoo


Примечание:

Собкор: А.Ж.



Связанные темы

новости

   Рейтинг статьи   
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 385
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»