Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Справка к вопросу о практике проведения государственной религиоведческой экспертизы в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (по информации Минюста России) / Заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 10 октября 2003 г.

 

Во исполнение Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение государственной религиоведческой экспертизы:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»;

Положение об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 8 октября 1998 г. № 140.

Основными задачами экспертизы являются:

определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов» сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

В Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России (далее - Экспертный совет) входят 15 авторитетных ученых в области религиоведения, сотрудников правоохранительных органов (список прилагается).

Экспертным советом было подготовлено 14 заключений по запросам Минюста России в отношении следующих религиозных организаций: Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России, Православной Церкви Божией Матери Державная, Ассоциации церквей Объединения (Муна), Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Церкви последнего завета, Армии Спасения в России, Древнерусской инглиистической Церкви православных староверов -инглингов и др.

Учитывая выводы Экспертного совета, Минюстом России отказано в регистрации Древнерусской инглиистической церкви православных староверов -инглингов, в том числе по основаниям наличия в их деятельности признаков экстремизма, выразившегося в пропаганде исключительности, превосходства граждан по их расовой принадлежности, пропаганде и публичной демонстрации атрибутики, сходной с нацисткой до степени смешения. Необходимые материалы направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для соответствующего реагирования в отношении 50 религиозных организаций, входящих в структуру Древнерусской инглиистической церкви православных староверов - инглингов.

Совместно с Экспертным советом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и представителями Минюста России члены Экспертного совета участвовали в проведении научно-практических семинаров, научно-практических конференций в гг. Санкт-Петербурге, Красноярске, Владивостоке. К указанным мероприятиям привлекались члены экспертных советов, сотрудники территориальных органов юстиции, ученые - религиоведы из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов.

В 59 субъектах Российской Федерации при органах исполнительной власти созданы экспертные советы по проведению государственной религиоведческой экспертизы.

В Центральном федеральном округе образовано 14 экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, на территориях города Москвы, Рязанской, Смоленской и Тамбовской областей экспертные советы не создавались.

В Северо-западном федеральном округе образовано 6 экспертных советов. На территории Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Псковской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области экспертных советов не создано. В тоже время Главное Управление Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось к губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с предложением о создании в регионах экспертных советов для проведения религиоведческой экспертизы. В настоящее время вопрос рассматривается.

В Южном федеральном округе образованы экспертные советы в 5 субъектах Российской Федерации (Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарском крае. Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях). Кроме того, при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики создана Комиссия, в функциях которой закреплено проведение религиоведческой экспертизы по наиболее сложным категориям дел. За период с 2002 по 2003 г. вынесено 12 отрицательных и 26 положительных заключений. На территории Карачаево-Черкесской Республики создан экспертный совет при Президенте Республики.

В Дальневосточном федеральном округе созданы и функционируют экспертные советы в 7 из 10 регионов округа.

В Приволжском федеральном округе созданы экспертные советы для проведения государственной религиоведческой экспертизы в 13 субъектах округа.

В Сибирском федеральном округе в 5 регионах созданы экспертные советы.

В Уральском федеральном округе функционируют экспертные советы в 4 субъектах из 6. Следует отметить, что в Курганской области образован экспертный Совет по вопросам свободы совести и вероисповеданий при Администрации (Правительстве) Курганской области, а в Свердловской областиЭкспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповеданий при губернаторе Свердловской области.

По своему профессиональному составу региональные экспертные советы скомплектованы в основном из представителей органов государственной власти, ученых, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов.

В подавляющем большинстве случаев религиоведческая экспертиза проводилась в отношении малоизученных либо новых религиозных движений. Так, в Управлениях Минюста России проведены следующие религиоведческие экспертизы:

по Мурманской области - местной религиозной организации «Мурманская Церковь Христа» в связи с возможной принадлежностью указанной организации к «Церкви Христа» (Бостонское движение);

по Волгоградской области - местных религиозных организаций Церкви Христа г. Камышина, Евангельских Христиан «Церковь Назарянина на Семи ветрах», Церкви христиан веры евангельской «Жить, побеждая» в г. Фролове, Независимой (автономной) религиозной организации «Церковь Христа на Волге» евангельских христиан г. Волгограда;

по Республике Татарстан - «Саентологической церкви г. Нижнекамска»;

по Чувашской Республике - «Природного религиозно-духовного объединения «Турас»;

по Красноярскому краю - «Сообщества деловых людей полного Евангелия».

Следует отметить, что в период перерегистрации религиозных организаций деятельность экспертных советов являлась наиболее эффективной. Территориальными органами юстиции решения о государственной регистрации религиозных организаций принимались с учетом рекомендаций экспертных советов.

С учетом накопленной правоприменительной практики можно констатировать, что нецелесообразно образование экспертного совета при органе, принимающем решение о государственной регистрации религиозной организации. Так как деятельность и заключения таких советов могут воспринять как деятельность «послушных» органам юстиции подразделений. Заслуживает внимания практика некоторых экспертных советов по рассмотрению на своих заседаниях вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и групп в регионе, участии религиозных организаций в медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, взаимодействие представителей религиозных организаций с учреждениями исполнения наказаний ГУИН (Приволжский, Сибирский, Южный федеральные округа).

К нерешенным вопросам в области религиоведческой экспертизы можно отнести отсутствие законодательного придания надлежащего процессуального статуса экспертизе и эксперту, а также практической увязки этих моментов с потребностями правоохранительной практики. 1

Указанные вопросы необходимо урегулировать в процессуальном законодательстве и Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Для эффективной работы экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы необходимо решение вопроса о государственном материально-техническом обеспечении и финансировании их деятельности, поскольку в настоящее время они действуют на общественных началах.

Также в связи с принятием Федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц» и «О противодействии экстремистской деятельности» требуется внесение дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г, № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» в части расширения их компетенции и полномочий.

 

 

Состав Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (по состоянию на октябрь 2003 г.)

 

Мчедлов Миран Петрович - директор Исследовательского центра «Религия в современном обществе» ИКСИ РАН, доктор философских наук, профессор. Председатель Совета.

Алексеев Валерий Аркадьевич - советник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктора философских наук, профессор.

Бурковская Виктория Алексеевна - научный сотрудник НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Балагушкин Евгений Геннадиевич - старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук, кандидат философских наук

Залужный Александр Гаврилович - кандидат философских наук. Секретарь совета.

Зубов Андрей Борисович - ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук.

Зуев Юрий Петрович - Заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент.

Игнатенко Александр Александрович - главный эксперт НИИ социальных систем Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, доктор философских наук.

Кантеров Игорь Яковлевич - профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.Ломоносова, доктор философских наук.

Михайлов Генрих Александрович - консультант фонда «Веротерпимости и гражданского согласия», кандидат философских наук, доцент.

Одинцов Михаил Иванович - начальник отдела по религиозным и национальным вопросам аппарата уполномоченного по правам человека Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.

Пучков Павел Иванович - заведующий Центром по изучению религий и этнокомфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор.

Пчелинцев Анатолий Васильевич - директор Института религии и права, кандидат юридических наук.

Руткевич Елена Дмитриевна - старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук, кандидат философских наук, тел.

Яблоков Игорь Николаевич - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"