Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв главного специалиста Департамента образования Москвы А.Ю.Соловьева на законопроект депутата В.П.Воротникова

 

Идея положенная в основу законопроекта депутата В.П.Воротникова, безусловно, важная, актуальная и необходимая нашему современному обществу. Проблема вовлечения малолетних в секты и прочие экстремистские объединения сегодня остра как никогда.

Вместе с тем, очевидно, что автор законопроекта недостаточно разобрался в проблеме, писал свой законопроект, не основываясь на уголовно-правовой и уголовно-процессуальной практике по данного рода делам. Сам В.П.Воротников явно недостаточно владеет вопросами, связанными с регулированием противодействия экстремизму. Отсюда очень слабый законопроект с точки зрения юридической техники и правил законотворчества. Очень много сырых формулировок.

Так, В.П.Воротников предлагает внести в перечень оснований для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или группы в судебном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») следующие основания:

«деятельность по незаконному вовлечению несовершеннолетних в исповедание религии, отправление религиозных обрядов или в деятельность религиозного объединения; незаконное обучение несовершеннолетних религии».

Можно понять, что двигало В.П.Воротниковым, когда он писал данные дополнения. Всевозможные секты калечат детские души, нарушают права граждан на свободу вероисповедания, навязывая собственные разрушительные вероучения (секта Муна, «Брахма Кумарис», «Церковь саентологии»и пр.).

Вместе с тем, совершенно неясно, что есть «законное вовлечение» несовершеннолетних в религиозное объединение и… (далее по тексту). Не ясно, что значит «незаконное обучение несовершеннолетних религии». Что есть законное обучение религии? Пока нет внятных формулировок-дефиниций, пока не разработан механизм реализации права на получение религиозного образования, устанавливать ответственность за нарушение не существующего сегодня порядка бессмысленно.

Тем более выглядят глупыми и необоснованными предложения В.П.Воротникова внести в пункт 5 статьи 3 требование испрашивать именно письменного согласия родителей на получение их детьми религиозного образования. Вместо того, чтобы решить вопрос, как должен решаться конфликт, когда один из родителей за религиозное образование ребенка, а другой против, В.П.Воротников вносит еще большую путаницу. Если бабушка желает сводить внучку в храм, она обязана взять письменное согласие своей дочери на то, чтобы сводить внучку в храм (это ведь тоже форма обучения несовершеннолетнего религии)? Устного согласия не хватает? Нонсенс и абсурд!

  Резюме: идея, лежащая в основе поправок В.П.Воротникова хороша, исполнение из рук вон плохо.

 

Главный специалист

А.Ю. Соловьев

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"