Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Справка кандидата юридических наук В.Г.Елизарова от 20 февраля 2003 г. о ходе подготовки к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона №108017-3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (об усилении уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное развращение и эксплуатацию несовершеннолетних)

 

Вышеназванный законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении 27 июня 2002 г., направлен на значительное повышение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от нравственного растления, сексуального развращения и эксплуатации.

Необеспеченность в России должной защиты детей от сексуального развращения и эксплуатации является в настоящее время одной из важнейших общественных и государственных проблем.

Рассмотрение этого законопроекта во втором чтении запланировано на 7 марта 2003 года.

В ходе подготовки данного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой он подвергся значительным нападкам со стороны противников его принятия, которые в настоящее время всячески стараются путем поправок выхолостить суть законопроекта.

В декабре 2002 г. авторам и разработчикам этого проекта стало очевидно, что при его подготовке ко второму чтению Комитетом ГД по законодательству (контролируемым фракцией СПС), назначенным ответственным за подготовку этого законопроекта к рассмотрению Государственной Думой, и лично заместителем председателя этого Комитета А.Е.Баранниковым, были допущены серьезные нарушения Регламента ГД и депутатской этики. Так, предварительное решение о принятии либо отклонении поправок к проекту, поступивших в Комитет, принималось единолично депутатом Баранниковым без участия других членов Комитета и депутатов – авторов законопроекта. В результате из 40 поправок, рекомендованных Комитетом к принятию (из 96 поступивших), 23 внесены самим депутатом Баранниковым, а авторами большинства других поправок, полностью соответствующих позиции депутата Баранникова, являются три депутата: А.Ю.Вульф, С.А.Ковалев и Б.Б.Надеждин (все – из фракции СПС).

Это привело к тому, что рекомендованный 19 декабря 2002 г. Комитетом по законодательству для рассмотрения во втором чтении проект закона был настолько изменен по сравнению с текстом законопроекта, принятого в 1-ом чтении, что стал противоречить целям законопроекта, и мог заметно ухудшить правовое положение детей - жертв преступлений против их нравственности и половой неприкосновенности, даже по сравнению с нормами действующего УК. Такая деятельность Комитета по законодательству и заместителя председателя этого Комитета А.Е.Баранникова вызвала протест депутатов - авторов законопроекта.

В итоге 25 декабря 2002 года Государственная Дума приняла решение об изъятии указанного законопроекта из ведения Комитета по законодательству и создания межфракционной рабочей группы с поручением ей подготовки проекта ко второму чтению.

В настоящее время межфракционная рабочая группа рассматривает поступившие поправки к этому проекту и подготавливает его к рассмотрению на заседании Государственной Думы во втором чтении.

Основные моменты законопроекта, которые, на наш взгляд, необходимо сохранить:

1.     Повышение с 14 до 16 лет верхней возрастной планки уголовно-правовой защиты потерпевших от ненасильственных полового сношения, мужеложства, лесбиянства и развратных действий со стороны взрослых лиц, в том числе совершаемых путем подкупа, обмана, злоупотребления доверием ребенка, его соблазнения (ст. 134, 135 УК РФ).

Существующая в настоящее время 14-летняя возрастная граница защиты потерпевших от указанного вида преступления в действующем Уголовном кодексе РФ, к сожалению, не была основана на учете особенностей психосексуального и физиологического развития несовершеннолетних в разные возрастные периоды. Согласно заключениям по законопроекту 17 экспертов из 10 ведущих научных учреждений систем РАН, РАМН И РАО – детских возрастных специалистов в области психологии, психиатрии, гинекологии, физиологии, педагогики, а также официальной позиции Министерства здравоохранения РФ, биологическая и психофизиологическая зрелость ребенка, необходимая для начала половой жизни, наступает в большинстве случаев к 18 -20 годам, а социальная зрелость – еще позже. К тому же следует учитывать широкую распространенность среди несовершеннолетних пограничных психических расстройств, отставания в психическом развитии, особенно среди социально-неблагополучных подростков, которые чаще всего и становятся жертвами сексуальных посягательств.

2.     Установление уголовной ответственности за распространение среди несовершеннолетних порнографических и иных развратных материалов или предметов (ст. 1511 проекта).

3.     Введение уголовной ответственности за оборот детской порнографии, в том числе за ее хранение и перемещение через границу РФ в целях последующего распространения и рекламирования (ст. 2421 проекта).

До сих пор УК РФ, в отличие от зарубежных стран, не выделяет данное деяние в качестве более опасного, чем оборот взрослой порнографии (максимальное наказание за «незаконное распространение порнографии» сейчас составляет до 2 лет лишения свободы). Для сравнения, по УК Германии оборот и хранение порноматериалов с изображением актов растления детей наказывается лишением свободы до 5 лет, а совершение такого деяния в виде промысла или в составе организованной группы - на срок до 10 лет.

В настоящее время международное и зарубежное законодательство развивается в направлении ужесточения ответственности за изготовление и оборот детской порнографии, вводится уголовная ответственность даже за ее приобретение, хранение либо владение ею в личных целях. Комитет министров Совета Европы в Рекомендации от 9 сентября 1991 года относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми рекомендовал государствам с учетом тяжести преступления предусмотреть соответствующие меры ответственности за производство и сбыт любых порнографических материалов, в которых фигурируют дети. Комитет по правам ребенка ООН требует от государств-участников Конвенции о правах ребенка в своих периодических докладах о выполнении ст. 34 Конвенции указывать на "наличие квалификации в качестве уголовных преступлений детской порнографии, включая хранение детских порноизображений".

4.     Закрепление в Уголовном кодексе РФ определения понятия детской порнографии ("порнографическое изображение несовершеннолетнего" – ст.2421), отсутствие которого в законодательстве препятствует эффективной борьбе с этим позорным явлением. Эта новация соответствует нормам международного права, в частности - Факультативному протоколу (1996 г.) к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, рекомендовавшему отразить в законодательстве государств-участников закрепленное в этом Протоколе определение детской порнографии.

5.     Расширение видов уголовно-наказуемой деятельности взрослых лиц, занятых коммерческой сексуальной эксплуатацией детей, и круга подлежащих уголовной ответственности субъектов такого сексбизнеса (поправки к ст.151, 240, 241 УК РФ). В частности, устанавливается уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, а также за использование их в занятиях проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; ужесточается ответственность за групповые, организованные, публичные и коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних, за рецидив таких преступлений, а также за массовые, публичные формы растления детей с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей, включая Интернет (статьи 133, 134, 135, 150, 151, 152, 240, 241, 2421 УК);

6.     Повышение санкций за совершение преступлений против половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних (ст.133, 134, 135, 150, 151 УК РФ) в связи со злокачественной трансформацией такой деятельности в высокоорганизованный криминальный порно- и сексбизнес на эксплуатации детей, основанный на транснациональных преступных связях, угрожающий национальной безопасности государства и подрывающий международный авторитет России. Несовершенство в этой части отечественного уголовного законодательства поставлено в упрек России как участнику международных соглашений, достигнутых членами ООН и Совета Европы.

Кроме того, повышение санкций позволяет вывести большинство закрепленных в УК РФ преступлений против половой неприкосновенности и нравственности детей из категории нетяжких преступлений и перевести их в категорию преступлений средней тяжести и тяжких и, тем самым, предотвратить распространение на взрослых растлителей-педофилов последующих актов амнистии, оставляющих виновных и зачастую - даже осужденных - фактически безнаказанными. Такое решение соответствует нормам и принципам современного международного права. В частности, в Рекомендациях Комитета министров государствам – членам СЕ по защите женщин и девочек от насилия (5-ое Совещание в Страсбурге 22-23 июня 2000 г.) подчеркивается, что наказания за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних должны быть ужесточены.

Данный законопроект соответствует нормам и принципам современного международного права, в том числе принятым в 1990-2002 гг. документам ООН и Совета Европы, а также способствует достижению целей Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182), Федеральный закон о ратификации которой был подписан Президентом Российской Федерации 8 февраля 2003 года. В заключительных документах Комитета по правам ребенка ООН от 8 октября 1999 года России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения реформирования законодательства в области защиты детей от порнографии. Международно-правовые обязательства России, связанные со вступлением ее в Совет Европы, требуют учета в отечественном уголовном законодательстве Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам – членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции и торговли детьми (9 сентября 1991 года), предписывающей привести в соответствие свое национальное законодательство по сексуальной эксплуатации детей и подростков.

Если у нас не будет радикально изменено в этой части уголовное законодательство, для России будет затруднительно подписание и ратификация целого ряда важнейших международно-правовых актов, предусматривающих запрет на торговлю и сексуальную эксплуатацию детей, детскую порнографию и детскую проституцию. Это - Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, который уже подписали 90 стран, специальный протокол к Конвенции о борьбе с транснациональной организованной преступностью. Мы не сможем подписать Конвенцию Совета Европы о пресечении торговли людьми, не будем приняты в ВТО.

В настоящее время необходима срочная и всемерная поддержка принятию данного законопроекта Государственной Думой и одобрению его Советом Федерации с максимальным сохранением его основных положений, повышающих правовые гарантии защиты несовершеннолетних потерпевших от нравственного растления, сексуального развращения и эксплуатации.

Учитывая постоянное систематическое противодействие принятию этого закона, а также реальную возможность попыток заблокировать этот закон со стороны его противников, полагаем крайне необходимым использовать все имеющиеся возможности для обеспечения принятия данного законопроекта, включая одобрение его Советом Федерации и подписание Президентом Российской Федерации.

Приложение. Текст законопроекта по состоянию на 17 февраля 2003 г.

 

Советник Российской Федерации 1 класса,

Кандидат юридических наук

Елизаров В.Г.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"