Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв иеромонаха, доктора медицинских наук Анатолия (Берестова) от 7 июля 2002 г. на выступления А.Е.Себенцова на «Круглом столе» в эфире на радио «Радонеж» 25.04.2002 г.

 

25 апреля 2002 г. на радио «Радонеж» прошел «круглый стол» (транскрипт опубликован в интернете под заголовком  «В нашем Государстве нет места для Церкви? Отделять так отделять? Дискуссия по закону о свободе совести и религиозных организациях» по адресу: http://www.radrad.ru/new/radio/efir.asp?radioID=19). В «круглом столе» приняли участие: Александр Викторович Чуев - депутат Госдумы РФ, Андрей Евгеньевич Себенцов - заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных организаций при Правительстве РФ, протоиерей Всеволод Чаплин - секретарь по связям Церкви и общества ОВЦС. Ведущий - Евгений Никифоров.

Во время выступлений на этом круглом столе А.Е. Себенцов вновь, как и неоднократно ранее, подверг возмутительным нападкам Русскую Православную Церковь и позитивные тенденции в законотворчестве, направленные на обеспечение возможности российским гражданам беспрепятственное реализовывать свои права на свободный выбор мировоззрения и получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором, закрепленные в Конституции РФ и международных правовых актах о правах человека.

А. Е. Себенцов заявляет: «Я православный. И поэтому я забочусь о том, чтобы Православие распространялось, но с другой точки зрения, чем вы. Ни в коем случае в силу Закона это должно происходить, а в силу того морального влияния, которое оно в себе имеет и может нести».

Вряд ли стоит рассуждать по поводу того, какой православный – Себенцов. Это бессмысленно. Важно лишь, что православным людям удушающие их «заботы» Себенцова не нужны!

Есть и просто домыслы, вроде утверждения А.Е. Себенцова, что сегодня никто в Церковь не ходит: «Но никто же не идет в церковь».

Демагогическое и неприличное сравнение А.Е. Себенцовым попыток законодателей учесть чаяния большинства населения страны и создать благоприятные условия для сотрудничества государства и традиционных религий с антирусским и преступным переворотом 1917 года комментировать нет нужды, пусть эта спекуляция останется на его совести.

Но на этом А.Е. Себенцов не останавливается и приводит уже другое совершенно возмутительное сравнение – с терроризмом: «Но некоторые религиозные организации тоже по-своему хотят изменить мир, а в результате - небоскребы взрываются. Здесь все-таки есть та степень равновесия идеологических посылок, которая должна быть достигнута, в том, что в обществе реально делать можно. Мне лично представляется очень большой опасностью, когда некоторое идеологическое явление чересчур сливается с государством, это опасно. Мы это уже имели в России».

Очень бросаются в глаза постоянные спекуляции А.Е. Себенцова на конституционных нормах и то, что сам он мало что в них понимает. А.Е. Себенцов очень много чего говорит про Конституцию РФ. На любой неприятный для себя вопрос он сразу говорит, мол, не нравится – меняйте Конституцию:

«Сам по себе вопрос, безусловно, носит конституционный характер. И потому основы для того решения, которое предлагает Александр Викторович, могли бы быть только в Конституции. Если они были бы включены в Конституцию, то тогда все дальнейшие построения не нуждались бы в том странном законопроекте, который в результате в Комитете получается».

«Я говорю только о том, что данный закон представляет собой попытку с негодными средствами. Что только лишь путем изменения Конституции можно выйти на те положения, которые предлагает глубокоуважаемый депутат. Другая сторона этого вопроса – стоит ли это делать? Сделать это можно, только по-другому».

«Нет вопросов нерешаемых, с помощью Закона можно все вопросы решить. Только лишь этот вопрос не должен выходить за те рамки, которые Конституцией установлены».

«У нас есть Конституция. Совершенна она или нет – это вопрос второй. Сейчас слева и справа от меня сидят два человека совершенно разной конституции: один стройный, другой полный. Конституция у него такая, у этого человека! Она есть! Можно ее изменить? Можно. Поработать надо! Другой вопрос – мы собираемся жить по Конституции, строить по ней свое законодательство, или нет? Если заведомо нет – тогда о чем мы вообще говорим, о каких законах?»

«Если общество этого требует, то нужно прямо ставить вопрос об этом и изменить Конституцию, а не лукаво уходить от ответа».

Но в Конституции РФ ничего из себенцовских трактовок нет и быть не может. Но А.Е. Себенцов присвоил себе право единолично трактования Конституции – причем с презумпцией непогрешимости и истинности своих трактовок в последней инстанции. Не нужно менять Конституцию, чтобы начать реализовывать сотрудничество государства и традиционных религий, чтобы прекратить дискриминацию верующих традиционных религий в угоду сектам и проч. Но для А.Е. Себенцова спекуляции по поводу Конституции – единственный выход в любой дискуссии, потому ничего внятного и аргументированного в обоснование своих утопических моделей и идей он сказать до сих пор не смог.

Еще тезис А.Е. Себенцова:

 «Вопрос не в степени отделения. Вопрос в том, что наша Конституция несколько опережает наше развитие. Наша Конституция существенно опережает наше развитие. Нам еще до правового государства, как до неба. Закон есть, а как он реализуется (в том числе и Минобразованием) – это большой вопрос. То, что наши военачальники сплошь и рядом пытаются привлечением религиозных деятелей подменить деятельность парт- и политработников – это тоже факт! Они ощущают вакуум, и этот вакуум заполняют тем, что есть под рукой. Хорошо это или плохо – не знаем! Мне представляется, что далеко не всегда – хорошо. Потому что в армии есть свои порядки. Если же по команде командира все, невзирая на вероисповедание, следуют в один и тот же храм, это, на мой взгляд, очень плохо».

«Конституция опережает развитие» - что хотел сказать этим А.Е. Себенцов, вряд ли определенно скажет даже он сам. Рассуждения же на тему того, что военачальники «пытаются привлечением религиозных деятелей подменить деятельность парт- и политработников» совершенно некорректны. Если военнослужащие желают видеть у себя в части православного священника или муллу, а не воинствующе-атеистического маргинала или представителя так понравившейся А.Е. Себенцову секты мормонов, то военачальники и приглашают православного священника или муллу. Жаль, что А.Е. Себенцов, старающийся показать всем себя эдаким профессионалом в сфере государственно-церковных отношений, не понимает, что военнослужащий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами, не обязан испрашивать разрешения на выбор веры и общение со священнослужителем у Себенцова, атеистов, мормонов и пр. Это его конституционное право! А распространять мифы о поголовном насильственном («строем») вовлечении в Русскую Православную Церковь военнослужащих и представителей иных социальных групп- недостойно не только высокопоставленного государственного чиновника, но и просто порядочного человека. Когда ведущий переспрашивает, действительно ли, в храм все ходят строем, не оговорился ли А.Е. Себенцов, Себенцов отвечает: «Бывает, бывает… Особенно, когда высокое начальство приезжает». Не будучи способным назвать ни одного реального факта, он ограничивается этим стыдливо-туманным - «Бывает, бывает». Сегодня имеет место как раз обратное – когда уважаемые А.Е. Себенцовым секты мормонов, Армия спасения и пр. ведут прозелитическую деятельность в России, которая в них совершенно не нуждается. Школьников принудительно ведут на сборища сект, принуждают учить дарвинизм и атеизм. Но ни это, ни тот факт, что и сегодня в Государственной Думе перед залом заседаний висит знамя оккультной разрушительной секты рериховцев – таких, как А.Е. Себенцов, не интересует. Антитрадиционализм – это их идеология.

Вообще, поведение А.Е. Себенцова напоминает эдакого барина, уже приватизировавшего все государство: «Ну, разберется государство». Видимо, государство в понимании А.Е. Себенцова – это, прежде всего, он сам. Он – разберется. Как он скажет православным и представителям других традиционных религиозных организаций страны, так и должно быть. Но кто наделил его правом распоряжаться судьбами сотен миллионов людей нашей страны, кто позволил ему считать, что первично не общество, не многонациональный российский народ, а он – А.Е. Себенцов?! В действительности, это он сам – А.Е. Себенцов – должен, прежде, чем принять решение в такой важной сфере, как государственно-церковные отношения и отношения государства с другими религиозными организациями, спрашивать у народа. Если в России сегодня почти 85% населения высказывают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, то почему наше общество должно жить не так, как оно желает в соответствии с конституционными нормами, а по утопической модели А.Е. Себенцова, возможно, навеянной ему его поездкой в США, где он был буквально очарован сектой мормонов (см. другое его интервью – агентству «страна-ру» 3 апреля 2002 г.)?

Но особенно опасно для российского общества препятствование А.Е.Себенцовым развитию сотрудничества государства и традиционных религиозных организаций в сфере образования. Любые надуманные предлоги, любые ложные посылы старается использовать А.Е. Себенцов, чтобы не дать, не позволить образованию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях стать культуросообразным, адекватным национальной российской культуре, которую нельзя отделить от духовно-религиозных традиций. В любом государстве такое положение дел было бы определено как попытка культурного геноцида народа. В России это выдается за норму.

«Вы посмотрите, что написано сегодня в Законе: «по просьбе родителей религиозной организации предоставляется возможность проводить религиозное обучение в школе. Где такая религиозная организация? Почему она не идет в школу (естественно, за пределами образовательной программы)? Почему она туда не идет? Почему туда приходят другие?… Речь идет об атеистическом. И то, на что сейчас о. Всеволод «наехал» - гуманистическое мировоззрение – оно тоже имеет право на существование... А насчет монополии так. Все меняется, меняется достаточно правильно, достаточно разумно, но спешить с этим особенно не следует. А во-вторых, нужна активность со стороны самих религиозных организаций, а не попытки закрепить свое особое положение записью в Законе. Вот это – уже отступление назад, это у нас было и ничего хорошего не дало… Потому что дело преподавания религии – это дело религиозных организаций. Если преподается религиозный предмет, то преподавать его должна религиозная организация. Смотрите, как в Германии: если в школе есть 12 учеников, принадлежащих к одной религии, тогда школа обязана нанять (и платить ему) преподавателя этой религии, и соответственно, равенство таким образом обеспечивается. Равенство таким образом обеспечивается, потому что школа обязана. У нас – другая Конституция! Такая у нас: все должны быть в этом плане равны, предоставляются равные права. Приходите, если вас зовут родители, если родители просят об этом».

Да потому и не идут, что не пускают, потому что такие, как А.Е. Себенцов, противопоставив себя народу, диктуют ему свою волю. Атеистическое и гуманистическое образование и воспитание имеют право на существование, но никто не имеет права их навязывать (ст. 13 Конституции РФ). Когда же на «круглом столе» А.Е. Себенцову указывают, что эта статья постоянно нарушается, что в России нарушаются закрепленные в международном законодательстве права граждан на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии со своими убеждениями, А.Е. Себенцов, не способный аргументированно возразить, уводит разговор в сторону начинает оперировать какими-то отвлеченными категориями («все меняется быстро», «не надо спешить» и т.п.). Иное дело, когда он говорит о сектах в прочих своих интервью. Тут он говорит вполне ясно, четко и убежденно, защищая интересы сект.

Но, оказывается, традиционные религиозные организации сами виноваты, что их не пускают в образование, что права верующих ущемляются: «А если мы говорим, что ущемляются права – это потому, что данная организация себя недостаточно активно ведет. Ну, извините…». Какая-то искривленная логика у А.Е. Себенцова – права ущемляются потому, что те, чьи права ущемляются, ведут себя не активно. Вообще-то основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.17, 18 Конституции РФ). Стыдно должно быть А.Е. Себенцову этого не знать.

Себенцов неоднократно заявлял ранее, заявил и на этом «круглом столе», что платить за реализацию религиозного образования в государственной школе будет кто угодно, но только не государство: «Может быть, родители. Может быть, религиозная организация, но не школа и не государство!». Ну, правильно, на сексуальное растление детей, на обучение их оккультизму («валеология», «ноосферное образование», рериховская «культура мира», оккультная «гуманная педагогика» Шалвы Амонашвили»), на дарвинизм и воинствующий атеизм (кафедра религиоведения академии госслужбы на госсредства проводит свои мероприятия с сектами мормонов и саентологов) деньги есть, а на религиозное образование, по словам Себенцова, нет и не будет. Так кто же в России находится в положении дискриминированного, на самом деле? - Православные и верующие других традиционных религий! 

Но рассуждать так – это, по Себенцову, «вносить сумятицу»: «Но в Конституции написано, что у нас должно быть идеологическое разнообразие и никому нельзя предоставлять в этой части преимуществ. Измените, уважаемые депутаты, эти пункты конституционных положений, а после этого будем говорить о текущем законодательстве. Вместо этого, вы вносите дикую сумятицу в текущее законодательство. Закон, который вы предлагаете, абсолютно расходится с Законом о своде совести и религиозных организациях».

Говоря о законопроекте депутата А.В. Чуева, А.Е. Себенцов заявляет:

«По сути, предложение, которое звучит сегодня – о придании особых свойств части религиозных организаций – оно возвращает нас куда-то к 1917 году. И я думаю, что если бы наше развитие (как страны) происходило непрерывно, без того переворота, который был совершен и свел страну с нормального исторического пути развития, то наверное, мы обязательно прошли бы через тот этап в котором часть религиозных организаций, часть религий была бы признана традиционными, и соответствующие религиозные организации имели бы преимущество. Может быть, к сегодняшнему дню мы бы дожили до того, что отказались бы от этого, Подобно церкви в Швеции, которая, поняв свое истинное предназначение, отказалась бы от того, чтобы быть государственной религией».

Здесь А.Е. Себенцов откровенно вводит слушателей в заблуждение, говорит неправду. В законопроекте А.В. Чуева ни слова не сказано про государственную религию, речь там идет о традиционных религиозных организациях, то есть о том, что государство должно сотрудничать с теми исторически сложившимися религиозными организациями нашей страны, к которым высказывают свою принадлежность или предпочтительное отношение большинство граждан России. Если А.Е. Себенцов не понимает разницы между понятиями «традиционная религия» и «государственная религия», отличия в их статусности, то это пробелы и проблемы его образования и общей культуры. Никакая религия или представляющая ее религиозная организация в России сегодня не высказывает желания становиться государственной религией со всеми ее атрибутами (отсутствие свободы деятельности из-за прямого руководства со стороны госчиновников, полное государственное финансирование и, как следствие, несвобода в реализации своих программ). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно заявлял, что и Русская Православная Церковь не высказывает таковых претензий. Но А.Е. Себенцов упрямо и бездумно твердит про то, что якобы Русская Православная Церковь желает стать государственной религией, что не соответствует действительности.

Очень неприятный диссонанс вызывает сильная замусоренность речи А.Е. Себенцова и неудобоваримость его некоторых высказываний:

«Нам еще до правового государства, как до неба».

«И то, на что сейчас о. Всеволод «наехал»».

«Что мы ерундой занимаемся».

«Значит, политика-то есть, а она должна вытекать из Конституции».

«Правительство считает, что правовое поле надо искать там, где есть поле, а не там, где лес дремучий».

Вывод по содержанию выступления А.Е. Себенцова на «круглом столе» на радио «Радонеж» один – гонения на Церковь полностью не прекратились со времен воинствующего атеизма, а просто видоизменились, а Себенцов А.Е. является одним из проводников таких гонений.

 

Руководитель Душепопечительского Центра Московской Патриархии для лиц, пострадавших от деструктивных неокультов и оккультизма, член Координационной комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО

Иеромонах, доктор мед. наук

 Анатолий (Берестов)

 

 

 

 

 

 

Не работает камера iphone 5c
Не работает камера iphone 5c
i-repair.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"