Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Материал рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. Предлагаемые изменения и дополнения на 6 марта 2003 г. (с изменениями от 18 марта 2003 г.)

 

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

 

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают правовые акты, обеспечивающие реализацию законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации действует настоящий Федеральный закон.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

 

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

 

(См. Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»)

 

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Привлечение малолетних детей к участию в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и иной деятельности религиозных объединений, а также обучение малолетних религии допускается с согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

7. Вблизи зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям, других объектов религиозного почитания и относящихся к ним земельных участков запрещаются проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, а также устройство игровых и увеселительных заведении, торговля алкогольной, табачной и эротической продукцией.

8. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

 

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в осуществлении ими благотворительной и иной социально полезной деятельности. Государство и органы местного самоуправления создают условия для использования по назначению принадлежащего им имущества религиозного назначения и принимают меры по безвозмездной передаче его в пользование или в собственность религиозным организациям в соответствии с историко-архивными данными о религиозной принадлежности этого имущества.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. 5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, выбирает, назначает и

заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партии и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять важнейшие религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

 

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения, в том числе учебные заведения профессионального религиозного образования.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по образованию, предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

 

Глава II. Религиозные объединения

 

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается религиозная группа или религиозная организация, образованная в целях исповедания и распространения веры и обладающая соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

религиозное воспитание и обучение религии своих участников.

2. Участниками религиозного объединения признаются лица, принимающие в соответствии с его внутренними установлениями участие в деятельности религиозного объединения.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

 

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, численность участников которого не достаточна для образования местной религиозной организации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность с уведомлением органа местного самоуправления (в городах, включая города федерального значения - городской администрации) без приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются ее участниками.

2. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное воспитание и обучение религии своих участников.

3. Уведомление о создании или продолжении деятельности религиозной группы, ежегодно до 1 января наступающего года направляемое в органы местного самоуправления (городскую администрацию) должно содержать:

- наименование группы, сведения о вероучении и соответствующей ему практике деятельности;

- фамилию, имя, отчество, паспортные данные руководителя группы и адрес для связи.

 

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается некоммерческая организация, образованная в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированная в качестве юридического лица. Организация, созданная для осуществления координационной или иной совместной деятельности, включающая религиозные организации разных вероисповеданий либо организации, не являющиеся религиозными, религиозной не признается.

2. Религиозные организации подразделяются на следующие виды: местная религиозная организация; централизованная религиозная организация: учебное заведение профессионального религиозного образования (духовное учебное заведение): религиозная организация иного вида, предусмотренного уставом централизованной религиозной организации в соответствии с ее иерархической и институционной структурой, имеющая цель деятельности и признаки, соответствующие пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо являющаяся руководящим или координирующим органом централизованной религиозной организации.

Каждая религиозная организация может непосредственно входить в состав только одной централизованной религиозной организации, указываемой в ее уставе.

3. Местной религиозной организацией является добровольное объединение граждан Российской Федерации. иных лиц. не менее чем десять совершеннолетних участников которого из числа граждан Российской Федерации постоянно проживают на территории одного местного самоуправления или города, в том числе города федерального значения.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, включающая в свой состав не менее десяти местных религиозных организации одного вероисповедания, либо включающая две и более централизованные религиозные организации одного вероисповедания.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

Пункт 6 исключен

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, их законные права и интересы с учетом территориальной сферы деятельности религиозной организации в обязательном порядке приглашают к участию и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения об ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Неисполнение настоящего требования влечет ответственность, налагаемую в соответствии законодательством об административных правонарушениях.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение об ее государственной регистрации, об изменении сведений указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от религиозной организации сообщает об этом уполномоченному в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» федеральному органу исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, а местные религиозные организации, кроме того, представлять данных о не менее чем десяти совершеннолетних участниках, являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающих на территории указанного местного самоуправления или города, данные о которых не представлены одновременно в составе участников других религиозных групп или местных религиозных организации.

Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

 

Статья 8.1. Отношения централизованных религиозных организаций и местных религиозных организаций

1. Местные религиозные организации, не входящие в состав централизованной религиозной организации, в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе образовать централизованную религиозную организацию, выступив ее учредителями и внеся соответствующие изменения в свои уставы. Местная религиозная организация вправе либо выйти из состава централизованной религиозной организации, если это предусмотрено уставом централизованной религиозной организации, либо прекратить деятельность с последующей ликвидацией. В случае ликвидации централизованной религиозной организации местные религиозные организации, образованные в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, вправе продолжить деятельность с внесением изменении в свои уставы, если иное не предусмотрено законом.

2. Централизованная организация существует при наличии в ее составе не менее установленного Федеральным законом на дату ее создания числа местных религиозных организаций и обладает исключительными полномочиями, предусмотренными ее уставом в соответствии с настоящим Федеральным законом. Централизованная организация не вправе выступать учредителем местных религиозных организаций. В случае, если количество входящих в нее местных организации оказывается ниже числа, установленного Федеральным законом на дату ее создания, и в течение трех лет не поднимается до установленного минимума, централизованная организация и религиозные организации, учредителем которых она выступала, могут быть ликвидированы по решению суда. В переходных положениях целесообразно дать дополнительное указание — если права учредителя не будут приняты другой религиозной организации; возможно и слияние централизованных организаций.

3. Отношения между централизованными и местными религиозными организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом регулируются уставами религиозных организации.

 

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти совершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории одного местного самоуправления или города.

Учредителями местной религиозной организации не могут быть лица, данные о которых на момент учреждения представлены в регистрирующий орган в составе участников других местных религиозных организаций.

2. Централизованные религиозные организации образуются при включении в состав централизованной религиозной организации не менее десяти местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. Централизованные религиозные организации могут создаваться в структуре существующей централизованной религиозной организации по ее решению, либо путем реорганизации существующих централизованных организации, а также местными религиозными организациями, если они не входят в структуру централизованной религиозной организации и существуют не менее 15 лет каждая.

3. Учебные заведения профессионального религиозного образования (духовные учебные заведения) создаются централизованными религиозными организациями, выступающими их учредителями в соответствии со своими уставами.

4. Религиозные организации иных видов, предусмотренных уставом централизованной религиозной организации в ее структуре, создаются религиозными организациями, выступающими их учредителями в соответствии с уставом централизованной религиозной организации и своими уставами.

 

Статья 10. Устав религиозной организации

1. Религиозная организация действует на основании устава, который при ее создании утверждается ее учредителями (религиозной организацией-учредителем) и должен отвечать требованиям законодательства Российской Федерации. В случае принадлежности религиозной организации к существующей централизованной религиозной организации, не являющейся ее учредителем, указанный устав должен быть согласован с этой централизованной религиозной организацией. Устав существующих религиозных организаций утверждается в соответствии с их внутренними установлениями.

2. В уставе религиозной организации указываются:

полное наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации - ее полное наименование;

цели и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

Отношения между религиозными организациями в соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 настоящего Федерального закона:

источники денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

 

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации религиозных организаций принимается федеральным органом юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных сведений, предусмотренных федеральными законами, осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, учреждаемых религиозными организациями в соответствии с пунктами 3. и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа юстиции орган:

заявление о регистрации, подписанное уполномоченным лицом (заявителем):

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения, паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иных удостоверяющих личность документов;

устав религиозной организации, утвержденный на учредительном собрании, который в случае вхождения в состав централизованной религиозной организации должен быть согласован (утвержден) этой централизованной религиозной организацией:

протокол учредительного собрания с указанием лица, уполномоченного собранием на проведение регистрации религиозной организации;

документ, подтверждающий вхождение создаваемой местной религиозной организации в централизованную религиозную организацию (в случае принадлежности к централизованной религиозной организации): сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей. При наличии в органе, принимающем решение о государственной регистрации религиозной организации соответствующего документа в заявлении указывается ссылка на него;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией. В качестве места нахождения руководящего органа местной религиозной организации допускается указание места жительства одного из ее учредителей (с его письменного согласия);

Орган, принимающий решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации при отсутствии у него действующего устава централизованной религиозной организации вправе потребовать представление ему нотариально заверенной копии устава;

документ об уплате государственной пошлины.

6. В случае, если вышестоящий орган образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется удостоверенный государственным органом страны нахождения этой организации устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации.

7. Основаниями для принятия решения о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, являются:

заявление о регистрации, подписанное руководителем организации- учредителя или уполномоченным лицом (заявителем);

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, о формах и методах деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей, а при наличии в органе юстиции, принимающем решение о государственной регистрации религиозной организации соответствующего документа - ссылку на него;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) - в случае, если решение о регистрации учредителя (учредителей) принималось другим органом юстиции;

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей): с указанием лица, уполномоченного проводить регистрацию, кроме случая, если регистрацию проводит руководитель единственной организации-учредителя;

документ об оплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем десяти местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В случае, если создаваемая религиозная организация, в том числе централизованная, не входит в структуру зарегистрированной ранее централизованной религиозной организации, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов для проведения государственной религиоведческой экспертизы в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона. Общий срок принятия решения по заявлению не может превышать 8 месяцев со дня подачи заявления о государственной регистрации.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5-7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением заявителя (заявителей) о содержании допущенных нарушений. Оставление заявления без рассмотрения может быть обжаловано в суд.

10.    Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее следующего за внесением указанной записи рабочего дня сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации религиозной организации,

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня поступления от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

10.1. При обнаружении нарушений установленного законом порядка регистрации либо недостоверных сведений в учредительных документах после регистрации религиозной организации прокурор или орган юстиции, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, обращается в суд с иском о признании регистрации недействительной и ликвидации такой организации.

11.    Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12.    В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган, а местная религиозная организация, кроме того, соответствующий орган местного самоуправления (городскую администрацию).

12.    За государственную регистрацию религиозной организации, последующих изменений и дополнений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 11.1. Государственная религиоведческая экспертиза

1. Государственная религиозная экспертиза назначается органом, принимающим решение о государственной регистрации религиозной организации в случае необходимости дополнительных исследований для:

- подтверждения религиозного характера организации и определения наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований отказа в ее регистрации в качестве религиозной организации с соответствующим наименованием;

- выявления в особенностях вероучения и практики религиозного объединения наличия или отсутствия связи с действиями, совершенными участниками религиозного объединения, признанными в установленном порядке противоправными, для обращения в суд с иском о запрете деятельности религиозного объединения и (или) ликвидации религиозной организации, а также выявления необходимости приостановления деятельности религиозного объединения.

2. Государственная экспертиза проводится в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в течение 3 месяцев с даты представления документов. Этот срок может быть увеличен на 1 месяц для получения по дипломатическим каналам дополнительных материалов из иностранных государств. Государственная религиоведческая экспертиза осуществляется экспертными советами, образуемыми при органах, принимающих решение о государственной регистрации религиозных организаций, из числа специалистов в области религиоведения, юриспруденции. Деятельность экспертных советов обеспечивается и финансируется за счет соответствующего бюджета образовавшими их государственными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экспертные советы вправе получать необходимую им информацию по рассматриваемому вопросу у государственных органов, научных организации, а также у религиозных организаций, запрашивать мнения специалистов, не являющихся членами экспертного совета, и представителей религиозных организаций.

3. Члены экспертного совета изучают факты и материалы, касающиеся поставленных вопросов, и выработать заключение. Заключение экспертного совета подлежит рассмотрению на заседании совета, с приглашением представителя религиозного объединения, относительно которого оно разрабатывается, и принимается большинством голосов от его состава. Члены экспертного совета вправе приложить к принятому заключению свое особое мнение. Если заключение, поддерживаемое большинством экспертного совета, по каким либо вопросам не достигнуто, представляются соответствующие мнения всех членов экспертного совета. Заключение, протокол заседания экспертного совета и копии рассмотренных им материалов представляются органу, назначившему экспертизу. До принятия заключения материалы работы экспертного совета относится к конфиденциальной информации. К принятому экспертным советом заключению органом, назначившим экспертизу обеспечивается доступ в порядке, установленном для информирования граждан о деятельности органов государственной власти.

4.      Заключение экспертного совета должно быть положено в основу решения относительно регистрации религиозной организации или принятия решения об обращении в суд. В случае, если орган, принимающий решение о регистрации религиозной организации, не согласен с заключением экспертного совета, или решение экспертным советом не принято, назначается по согласованию повторная государственная экспертиза. Она должна быть проведена совместным составом двух действующих экспертных советов, одним из которых является совет, проводивший первую экспертизу. В случае, если повторная государственная экспертиза по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, не примет заключение, решение принимается с учетом представленных материалов первой и повторной экспертизы, которые утрачивают конфиденциальность после принятия решения, кроме информации, отнесенной к государственной тайне или иной защищаемой законом тайне.

 

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, иным Федеральным нормативно-правовым актам - со ссылкой на конкретные несоответствия положениям нормативно-правовых актов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны - со ссылкой на конкретные несоответствия положениям нормативно-правовых актов или установленным фактам;

устав создаваемой религиозной организации не соответствует уставу централизованной религиозной организации, в которую она входит;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же полным наименованием;

наименование создаваемой религиозной организации вводит в заблуждение относительно ее конфессиональной принадлежности;

учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также уклонение от принятия решения относительно регистрации могут быть обжалованы в суд.

3. В регистрации изменений устава может быть отказано также в случаях, если изменения или порядок их принятия противоречат законодательству Российской Федерации или уставу централизованной религиозной организации, в структуру которой входит данная организация.

 

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

(Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130)

 

4.      В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

5.      Централизованная религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

 

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

а) в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в случае фактического прекращения уставной деятельности, в том числе если на протяжении 3 и более лет число участников местной религиозной организации или количество местных организации, входящих в централизованную религиозную организацию, остается ниже предела, установленного настоящим Федеральным законом;

в случае запрета на деятельность религиозной организации по решению суда в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Основаниями для запрета на деятельность и ликвидации религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются признанные в установленном законом порядке противоправными действия участников (участника) соответствующего религиозного объединения, явившиеся следствием получаемого ими религиозного воспитания и (или) обучения, а равно исполнения требований руководителя религиозного объединения. К таким действиям относятся:

систематическое или грубое нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства, воспрепятствование законной деятельности созданных в соответствие с законом организаций и объединений, а также государственных органов и органов местного самоуправления;

действия, в том числе призывы, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, применение норм религиозного права, противоречащих законодательству Российской Федерации;

действия по созданию вооруженного формирования;

пропаганда воины, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи, отказу по религиозным мотивам от исполнения установленных в соответствии с законом обязанностей перед родителями, супругом, детьми;

систематическое или грубое посягательство на личность, права и свободы граждан, приведшее к нарушению их прав или ущемлению законных интересов:

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипнотического воздействия. совершением развратных и иных противоправных действии;

склонение к самоубийству, воспрепятствование оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение участников религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу участника из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

сообщение заведомо ложных сведений о своей принадлежности к зарегистрированной религиозной организации, а равно сокрытие религиозного характера деятельности при привлечении к участию в объединении.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган юстиции и его территориальные органы, а в отношении местных религиозных организаций и религиозных групп - также органы местного самоуправления либо городская администрация вправе вносить в суд представление о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы и о ликвидации религиозной организации.

4.      Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц

соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

5.      Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации. Организации, созданные ликвидируемой религиозной организацией, могут быть ликвидированы по решению суда.

6.      Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

8. Последствия запрета деятельности религиозной организации или религиозной группы определяются в соответствии с федеральным законодательством о противодействии экстремизму.

 

Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций

 

Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций

1. Религиозные организации с момента их государственной регистрации обладают правоспособностью юридических лиц, предусмотренной в их уставах.

Государство признает право религиозных организаций действовать в соответствии с их внутренними установлениями, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

2. Религиозные организации вправе устанавливать правила посещения принадлежащих им и используемых ими зданий, сооружений и других объектов религиозного назначения.

 

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

1. Религиозные организации вправе основывать и содержать здания и сооружения религиозного назначения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в зданиях и сооружениях религиозного назначения и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

4. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

5. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в том числе в помещениях и на территориях воинских частей.

 

Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, электронные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

2.      Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, специализирующихся на издании богослужебной литературы и производстве предметов религиозного назначения. 3. Религиозные литература, иные печатные, электронные, аудио- и видеоматериалы, другие предметы религиозного назначения, выпускаемые, а также распространяемые религиозными организациями или по их заказам, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

 

Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций

1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Религиозные организации, в соответствии со своими уставами ведущие благотворительную деятельность непосредственно, являются благотворительными организациями, ведут отдельный учет поступлении и расходов на благотворительные цели, в том числе расходов на оплату труда соответствующего административно-управленческого персонала и используемого для благотворительной деятельности имущества.

2. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

3.      Органы государственной власти и местного самоуправления оказывают содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

 

Статья 19. Учебные заведения профессионального религиозного образования

1. Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учебные заведения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учебные заведения) для подготовки священнослужителей и религиозного персонала.

2. Учебные заведения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учебных заведений профессионального религиозного образования пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Международные связи и контакты

1. Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической и миссионерской, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 21. Право собственности религиозных организаций

1. Религиозные организации вправе иметь в собственности здания, сооружения, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного,

(…)

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"