Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Материал рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания от 19 июня 2002 г. Изменения и дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», разработанные рабочей группой А.Е.Себенцова (Вариант от 19 июня 2002 г.)

 

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения при реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают правовые акты, обеспечивающие реализацию законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и связанные с реализацией права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельностью религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации действует настоящий Федеральный закон.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизнинезависимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

См. Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В соответствии с семейным законодательством родители имеют преимущественное перед всеми остальными лицами право воспитывать своих детей. Привлечение несовершеннолетних детей к участию в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и иной деятельности религиозных объединений, а также обучение несовершеннолетних религии допускается с ведома и при отсутствии возражений родителей или лиц, их заменяющих, с учетом права детей на свободу совести и свободу вероисповедания

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

7. Вблизи зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям, других объектов религиозного почитания и относящихся к ним земельных участков запрещаются проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, а также устройство игровых и увеселительных заведений, торговля алкогольной, табачной и эротической продукцией.

8. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в осуществлении ими благотворительной и иной социально полезной деятельности.

Государство и органы местного самоуправления создают условия для использования по назначению принадлежащего им имущества религиозного назначения и принимают меры по передаче его в пользование или в собственность религиозным организациям в соответствии с историко-архивными данными о религиозной принадлежности этого имущества.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и Других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять важнейшие религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения, в том числе учебные заведения профессионального религиозного образования.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с учетом прав детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на свободу совести и свободу вероисповедания. администрация указанных учреждений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по образованию, предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы

Глава II. Религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается объединение, образованное в целях совместного исповедания и распространения религиозной веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

учение, основанное на вере в Бога, иные сверхъестественные силы и обязанность человека перед ними (далее - вероучение);

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

религиозное воспитание и обучение религии.

2. Участниками религиозного объединения признаются все совершеннолетние лица, принимающие в соответствии с его внутренними установлениями участие в деятельности религиозного объединения.

3. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

4. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

5. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

(Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается объединение образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероучение:

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

религиозное воспитание и обучение религии.

2. Участниками религиозного объединения признаются все совершеннолетние лица, принимающие в соответствии с его внутренними установлениями участие в деятельности религиозного объединения.)

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение, образованное в целях совместного исповедания и распространения религиозной веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются ее участниками.

2. Граждане, информировавшие об образовании религиозной группы органы местного самоуправления, а в городах, включая города федерального значения -городскую администрацию, и ежегодно уведомляющие их о продолжении деятельности группы, вправе получать содействие соответствующих органов власти в предоставлении на соответствующей территории места и помещений для проведения собраний и других мероприятий религиозного характера, а в случае необходимости - в обеспечении общественного порядка и безопасности.

Уведомление о создании включает сведения о вероучении и соответствующей ему практике деятельности, сведения о руководителе группы, а также данные о не менее чем десяти участниках, являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающих на территории указанного местного самоуправления или города, данные о которых не представлены одновременно в составе участников других религиозных групп или местных религиозных организаций. Уведомление о продолжении деятельности содержит данные, подтверждающие сохранение десяти участников, отвечающих указанным требованиям. Руководитель группы может быть в числе указанных десяти участников, если проживает на соответствующей территории (требование вступает в силу с года, следующего за годом вступления в силу настоящих изменений Закона. До того «стаж» засчитывается по ранее действовавшим правилам)

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное воспитание своих участников и обучение религии. При осуществлении деятельности по распространению религиозной веры участники группы обязаны сообщать лицам, к которым обращаются, сведения о распространяемом вероисповедании, позволяющие уяснить его отличие от других вероисповеданий (религий).

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается некоммерческая организация, образованная в целях совместного исповедания и распространения религиозной веры и в установленном законом порядке зарегистрированная в качестве юридического лица. Организация, созданная религиозными организациями разных вероисповеданий для осуществления координационной или иной совместной деятельности, религиозной не признается.

2. Религиозные организации подразделяются на следующие виды:

местная религиозная организация;

централизованная религиозная организация;

учебное заведение профессионального религиозного образования (духовное учебное заведение);

религиозная организация, иного вида, который предусмотрен уставом централизованной религиозной организации, имеющая цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган централизованной религиозной организации.

Каждая религиозная организация в соответствии со своим уставом может входить в состав только одной централизованной религиозной организации.

3. Местной религиозной организацией является добровольное объединение граждан Российской федерации, иных лиц, не менее чем десять участников которого из числа граждан Российской Федерации постоянно проживают на территории одного местного самоуправления или города, в том числе города федерального значения.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из десяти местных религиозных организаций одного вероисповедания, либо охватывающая две и более централизованных организаций одного вероисповедания, каждая из которых состоит не менее чем из десяти местных.

Не соответствующим данному требованию организациям должно быть предоставлено время на достижение указанной полноты.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

6. Организация иного вида, предусмотренного уставом централизованной религиозной организации, признается религиозной, если она создана религиозной организацией в соответствии со своим уставом, уставом централизованной религиозной организации, имеет цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, их законные права и интересы с учетом территориальной сферы деятельности религиозной организации в обязательном порядке приглашают к участию и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения об ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Неисполнение настоящего требования влечет ответственность, налагаемую в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от религиозной организации сообщает об этом уполномоченному в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» федеральному органу исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, а местные религиозные организации, кроме того, представлять данных о не менее чем десяти участниках, являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающих на территории указанного местного самоуправления или города, данные о которых не представлены одновременно в составе участников других религиозных групп или местных религиозных организаций.

(требование вступает в силу с года, следующего за годом вступления в силу настоящих изменений Закона) Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

Непредставление указанных сведений влечет вынесение религиозной организации письменного предупреждения, а непредставление их в течение трех лет подряд является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Статья 8.1. Отношения централизованных религиозных организаций и местных религиозных организаций

1. Местные религиозные организации, не входящие в состав централизованной религиозной организации, в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе образовать централизованную религиозную организацию, выступив ее учредителями и внеся соответствующие изменения в свои уставы. Местная религиозная организация вправе либо выйти из состава централизованной религиозной организации, если это предусмотрено уставом централизованной религиозной организации, либо прекратить деятельность с последующей ликвидацией. В случае ликвидации централизованной религиозной организации местные религиозные организации, образованные в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, вправе продолжить деятельность с внесением изменений в свои уставы.

2. Централизованная организация существует при наличии в ее составе не менее установленного настоящим Федеральным законом числа местных религиозных организаций и обладает исключительными полномочиями, предусмотренными ее уставом в соответствии с настоящим Федеральным законом. Централизованная организация не вправе выступать учредителем местных религиозных организаций. В случае, если количество входящих в нее местных организаций оказывается ниже установленного настоящим Федеральным законом числа и в течение трех лет не поднимается до установленного минимума, централизованная организация и все религиозные организации, учредителем которых она выступала, могут быть ликвидированы по решению суда.

3. Отношения между действующими централизованными и местными религиозными организациями регулируются уставами религиозных организаций. Централизованная религиозная организация в соответствии со своей иерархической структурой, вытекающей из ее устава, вправе распределять связи с местными религиозными организациями между учреждаемыми ею органами управления (руководящими центрами) и передавать этим органам право подтверждения вхождения местных организаций в структуру централизованной религиозной организации.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти совершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории одного местного самоуправления или города и являющихся участниками религиозной группы, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления (городской администрацией), или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Учредителями местной религиозной организации не могут быть лица, данные о которых на момент учреждения представлены в органы местного самоуправления (городскую администрацию) и (или) регистрирующий орган в составе участников других религиозных групп или местных религиозных организаций.

(данное положение начнет действовать с даты вступления закона в силу)

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее десяти местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

(данное положение начнет действовать для вновь образуемых организаций с даты вступления закона в силу, а существующие должны в течение двух лет, следующих за годом вступления в силу настоящих изменений войти в соответствие с настоящим Законом, либо объединиться с другой централизованной организацией путем слияния или присоединения)

Статья 10. Устав религиозной организации

1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями и должен отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В случае принадлежности создаваемой религиозной организации к существующей централизованной религиозной организации, если она не является учредителем, то указанный устав должен быть согласован этой централизованной организацией (ее уполномоченным управляющим центром).

2. В уставе религиозной организации указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации - ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозных организаций принимается федеральным органом юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных сведений, предусмотренных федеральными законами, осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

(перерегистрация религиозных организаций, зарегистрированных до вступления в силу настоящих изменений, не требуется)

2. Решение о государственной регистрации местной

религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается по выбору учредителя органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации или органом по месту нахождения создаваемой религиозной организации, принимающим решения о государственной регистрации религиозных организаций.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации участники религиозной группы - учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа юстиции орган: подписанное ими заявление о регистрации;

копию уведомления, предусмотренного пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона:

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации, утвержденный на учредительном собрании, который в случае вхождения в состав централизованной организации должен быть согласован с руководящим центром централизованной религиозной организации:

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на территории данного местного самоуправления или города, дату, с которой группа существует, и то, что учредители не представлены в числе участников других религиозных групп или местных религиозных организаций на указанной территории, выданный органом местного самоуправления или городской администрацией:

документ, подтверждающий вхождение создаваемой местной религиозной организации в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром (в случае принадлежности к централизованной религиозной организации):

(время до вступления в силу настоящих изменений и в течение 2 лет, следующих за годом вступления их в силу засчитывается в указанный срок без учета вновь введенных требований по числу участников)

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей, а при наличии в органе, принимающем решение о государственной регистрации религиозной организации соответствующего документа - ссылку на него:

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией. В качестве места нахождения местной религиозной организации допускается указание места жительства одного из ее учредителей,

Орган, принимающий решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации при отсутствии у него действующего устава централизованной религиозной организации вправе потребовать представление ему копии, заверенной в установленном порядке:

документ об уплате государственной пошлины.

6. В случае, если вышестоящий орган (руководящий центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется удостоверенный государственным органом страны нахождения этой организации устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации.

7. Основаниями для принятия решения о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых в соответствии с уставом централизованной религиозной организации, являются:

заявление о регистрации;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, о формах и методах деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей, а при наличии в органе юстиции, принимающем решение о государственной регистрации религиозной организации соответствующего документа - ссылку на него:

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) - в случае, если решение о регистрации учредителя (учредителей) принималось другим органом юстиции:

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об оплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем десяти местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

(данное положение начнет действовать для вновь образуемых организаций с даты вступления закона в силу, а существующие должны в течение двух лет, следующих за годом вступления в силу настоящих изменений войти в соответствие с настоящим Законом, либо объединиться с другой централизованной организацией путем слияния или присоединения)

8. Заявление о государственной регистрации религиозной

организации рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В случае, если создаваемая религиозная организация не входит в структуру зарегистрированной ранее централизованной религиозной организации, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы и покрытия затрат на нее устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением заявителя (заявителей) о содержании допущенных нарушений. Оставление заявления без рассмотрения может быть обжаловано в суд.

10.    Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее следующего за внесением указанной записи рабочего дня сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации религиозной организации, Федеральный орган юстиции или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня поступления от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

10.1. При обнаружении в учредительных документах недостоверных сведений после регистрации религиозной организации орган юстиции, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, обращается в суд с иском о признании регистрации недействительной.

11.    Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12.    В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган, а местная религиозная организация, кроме того, соответствующий орган местного самоуправления (городскую администрацию).

12 (так в тексте, - прим. ред.). За государственную регистрацию религиозной организации, последующих изменений и дополнений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1.      Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, иным федеральным нормативно-правовым актам - со ссылкой на конкретные положения нормативно-правовых актов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;

устав создаваемой религиозной организации не соответствует уставу централизованной религиозной организации, в которую она входит;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд

3. В регистрации изменений устава может быть отказано также в случаях, если изменения или порядок их принятия противоречат законодательству Российской Федерации или уставу централизованной религиозной организации, в структуру которой входит данная организация

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1 Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2.      Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

3.      Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130

4.      В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации .образца.

5.      Централизованная религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения

1.      Религиозные организации могут быть ликвидированы:

а) в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в случае фактического прекращения уставной деятельности, в том числе если на протяжении 3 и более лет число участников местной религиозной организации или количество местных организаций, входящих в централизованную религиозную организацию, остается ниже предела, установленного настоящим Федеральным законом;

в случае запрета на деятельность религиозной организации по решению суда в соответствии с настоящим Федеральным законом. (исключить, содержание охватывается первым абзацем пункта)

2.      Основаниями для запрета на деятельность и ликвидации религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются признанные в установленном законом порядке противоправными действия участников (участника) соответствующего религиозного объединения, явившиеся следствием получаемого ими религиозного воспитания и (или) обучения, а равно исполнения требовании руководителя религиозного объединения. К таким действиям относятся:

систематическое или грубое нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства, воспрепятствование законной деятельности созданных в соответствие с законом организаций и объединений, а также государственных органов и органов местного самоуправления;

действия, в том числе призывы, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, применение норм религиозного права, противоречащих законодательству Российской Федерации;

действия по созданию вооруженного формирования;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи, отказу по религиозным мотивам от исполнения установленных в соответствии с законом обязанностей перед родителями, супругом, детьми;

систематическое или грубое посягательство на личность, права и свободы граждан, приведшее к нарушению их прав или ущемлению законных интересов;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипнотического воздействия, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству, воспрепятствование оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение участников религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу участника из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

сообщение заведомо ложных сведений о своей принадлежности к зарегистрированной религиозной организации, а равно сокрытие религиозного характера деятельности при привлечении к участию в объединении.

3.      Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган юстиции и его территориальные органы, а в отношении местных религиозных организаций и религиозных групп - также органы местного самоуправления либо городская администрация вправе вносить в суд представление о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы и о ликвидации религиозной организации.

4.      Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

5.      Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации. Организации, созданные ликвидируемой религиозной организацией, могут быть ликвидированы по решению суда.

6.      Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

7.      Последствия запрета деятельности религиозной организации или религиозной группы определяются в соответствии с федеральным законодательством о противодействии экстремизму.

 

Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций

Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций

1. Религиозные организации с момента их государственной регистрации обладают правоспособностью юридических лиц, предусмотренной в их уставах с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Они организуют свою религиозную деятельность в соответствии с указанными уставами, а также нормами религиозного права и иными своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

2. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Религиозные организации вправе устанавливать правила посещения принадлежащих им зданий, сооружений и других объектов религиозного назначения.

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

4. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

5. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях

См. также Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, электронные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

2. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, специализирующихся на издании богослужебной литературы и производстве предметов религиозного назначения.

3. Религиозные литература, иные печатные, электронные, аудио- и видеоматериалы, другие предметы религиозного назначения, выпускаемые, а также распространяемые религиозными организациями или по их заказам, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций

1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Религиозные организации, в соответствии со своими уставами ведущие благотворительную деятельность непосредственно, являются благотворительными организациями, ведут отдельный учет поступлений и расходов на благотворительные цели, в том числе расходов на оплату труда соответствующего административно-управленческого персонала, и используемого для благотворительной деятельности имущества.

2. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

3. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Статья 19. Учебные заведения профессионального религиозного образования

1.      Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учебные заведения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учебные заведения) для подготовки священнослужителей и религиозного персонала.

2.      Учебные заведения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3.      Граждане, обучающиеся на очных отделениях учебных заведений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Международные связи и контакты

1. Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 21. Право собственности религиозных организаций

1. Религиозные организации вправе иметь в собственности здания, сооружения, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, другое имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры, денежные средства и ценные бумаги, а также объекты интеллектуальной собственности.

2. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством, органами местного самоуправления, либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

См. Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N490

3. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях зданий, сооружений, комплексов религиозного назначения и относящихся к ним земельных участков и имущества, иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

4. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

5. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций.

Статья 22. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений

1. Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения см. постановление Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490

2. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению зданий, сооружений и комплексов религиозного назначения и относящихся к ним земельных участков и имущества, иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

3. Земельные участки для строительства зданий, сооружений и комплексов религиозного назначения предоставляются религиозным организациям на срок строительства в безвозмездное пользование.

Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать иные организации и принимать в них участие в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Особенности правоотношений религиозных организаций со священнослужителями

1. Особенности правоотношений религиозных организаций со священнослужителями определяются в уставах религиозных организаций.

2. В соответствии с уставами религиозных организаций священнослужители могут осуществлять свою деятельность на основе трудовых договоров либо без заключения трудовых договоров. При этом религиозные организации уплачивают установленные федеральным законом налоги и взносы на пенсионное и социальное страхование и медицинскую помощь с выплат. осуществляемых ими священнослужителям.

Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

1.      Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

2.      Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Указанный орган вправе:

При наличии оснований запрашивать и получать от руководящих органов религиозной организации информацию, касающуюся соблюдения ею устава относительно целей и порядка ее деятельности, направлять наблюдателей на мероприятия (богослужения, собрания) местных религиозных организаций: направлять своих представителей на мероприятия, проводимые иными религиозными организациями по предварительному согласованию с ними. Указанные наблюдатели и представители должны иметь именные предписания на проведение контрольных мероприятий, выданные руководителем направившего их органа на срок не более 3 дней, и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций.

В случае совершения религиозной организацией действий, не соответствующих ее уставу или противоречащих настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием оснований вынесения предупреждения, разумных сроков и рекомендуемых форм устранения выявленных нарушений. Копия вынесенного предупреждения религиозной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации, направляется соответствующему управляющему центру централизованной религиозной организации и органу, принявшему решение о регистрации указанного центра.

Предупреждение, вынесенное органом, принявшим решение о государственной регистрации религиозной организации, может быть обжаловано религиозной организацией в суд.

В случае, если вынесено два предупреждения, не признанных судом не основанными на законе, и в установленный разумный срок хотя бы одно из выявленных нарушений не устранено, орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе обратиться в суд с иском о ликвидации религиозной организации по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона. В случае, если орган, принимающий решения о государственной регистрации религиозных организаций, выявит в деятельности религиозного объединения признаки, предусмотренные пунктом 2 статьи 14, он выносит религиозной организации письменное предупреждение с указанием оснований вынесения предупреждения, разумных сроков и рекомендуемых форм устранения выявленных нарушений, либо передает материалы в прокуратуру для прокурорского реагирования, либо обращается в суд с иском о запрете деятельности и ликвидации религиозного объединения. В случаях, связанных с особой общественной опасностью проводимой религиозным объединением деятельности, эта деятельность может быть приостановлена решением суда на время рассмотрения иска.

См. Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организации, доведенные письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. N 08-18-257-97

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ответственность, состоящую в запрете деятельности и ликвидации религиозного объединения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 27. Заключительные положения

1.      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.      Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.

3.      Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.

Перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета их деятельности, указанные в пункте 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, не производится. При отказе в перерегистрации по указанным основаниям федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации передает материалы в суд.

О признании не противоречащими Конституции РФ положений, содержащихся в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 46-0

Религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока.

В данный период указанные религиозные организации не пользуются правами, предусмотренными пунктом 4 статьи 3, пунктами 3 и 4 статьи 5, пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктами 1 и 2 статьи 17, пунктом 2 статьи 18 (применительно к образовательным учреждениям и средствам массовой информации), статьей 19 и пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

4.      Государственная перерегистрация религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 31 декабря 2000 года в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию федерального органа юстиции или его территориального органа в соответствующем субъекте Российской Федерации.

5.      Признать утратившими силу Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст.240;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст.346) и постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст.241) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"