Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета Государственной Думы РФ на проект федерального закона №99048645-2 «О традиционных религиозных организациях»

 

Комитет рассмотрел проект федерального закона «О традиционных религиозных организациях», внесенный депутатами Государственной Думы созыва 1995-1999 годов В.У. Корниенко, В.А. Лисичкиным и В.И. Шандыбиным, и считает необходимым отметить следующее.

Предлагаемые авторами законопроекта юридическое закрепление статуса традиционных религиозных организаций за «православным христианством и исламом» в силу «высокой нравственности и социальной направленности» их учения и практики, не может быть решено в представленном виде без внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство о свободе совести, что требует внесения законопроекта о приведении законодательных актов в соответствие с представленным федеральным законом.

Субъекты права законодательной инициативы полагают, что ведение нового правового понятия в систему российского законодательства послужит юридическим барьером для проникновения в Российскую Федерацию, причем подчеркивается, что данный законопроект устанавливает характер правоотношений не религий вообще, а именно религиозных организаций, причем уже зарегистрированных в соответствующем порядке. Концепция законопроекта заключается в совершенствовании государственно-церковных отношений, с учетом исторической значимости религиозных организаций и их культурообразующей роли.

В тоже время, несмотря на то, что законопроект декларирует не противоречивость с положениями Конституции РФ и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», сама концепция и ряд положений потребуют изменения и дополнения в действующее федеральное законодательство и создаст правовую дискриминацию другим религиозным организациям России, принадлежность к которым признают около 12% граждан Российской Федерации, прежде всего приверженцы буддизма, иудаизма и протестантских деноминаций.

Кроме того, как следует из пояснений Правового управления Государственной Думы ФС РФ, законопроект имеет существенные недостатки (цели и задачи не ясны, содержание правового статуса традиционных религиозных организаций на раскрыто, нормы проекта носят декларативный характер), что не дает возможности оценки его правовых последствий. Неофициальные отзывы со стороны представителей Русской Православной Церкви и исламских организаций также носят скорее настороженный характер, так как авторы законопроекта действовали согласно собственным импульсам, не советуясь с предполагаемыми субъектами правоотношений.

Учитывая время написания законопроекта: конец 1999 года - время начала предвыборной кампании, данный законопроект следует скорее оценить как рекламный популистский шаг, имеющий, однако сложную противоречивую динамику.

Вместе с тем, представленный проект федерального закона нуждается и в технико-юридической доработке.

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует палате отклонить в первом чтении законопроект № 99048645-2 «О традиционных религиозных организациях», как несоответствующий действующему конституционному законодательству и способному обострить межконфессиональные отношения в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.И.Зоркальцев

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"