Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Экспертной группы Межрелигиозного совета России на законопроект депутатов С.Ю.Глазьева, А.Н.Белоусова «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций», май 2003 г.

 

В предлагаемом законопроекте имеются в целом верные положения о сотрудничестве традиционных религиозных организаций и государства, идея закрепления правового статуса традиционных религиозных организаций.

Представленный проект федерального закона мог бы открыть новые пути общественно полезной деятельности религиозных организаций. Однако законопроект нуждается в значительной концептуальной и технико-юридической доработке, в частности, необходимо отметить следующее:

Законопроект имеет существенные расхождения с действующим законодательством и предлагает много революционных изменений в законодательство о религиозных организациях. Необходимо будет вносить поправки в закон 1997 года «О свободе совести о религиозных организациях», в Гражданский кодекс. В частности, вводятся понятия: «традиционные религиозные организации», «религиозное правопреемство» и другие, В представленном тексте законопроекта эти понятия юридически недостаточно проработаны. В частности, текст законопроекта говорит, что традиционными считаются помимо Русской Православной Церкви «уполномоченные в установленном порядке мусульманские, буддистские и иудаистские религиозные организации в местах традиционного компактного расселения верующих соответствующих конфессий». Кто будет уполномочивать? Кто устанавливает порядок? Об этом законопроект не говорит.

Принятие и вступление в действие данного закона предполагает значительное увеличение расходов из федерального бюджета. Статья 5 закрепляет такие цели социального партнерства государства и религиозных организаций как «повышение уровня... материального обеспечения малоимущих и престарелых граждан», создание религиозными организациями собственных учреждений социального обеспечения, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования; улучшение работы похоронных служб и содержания кладбищ. Глава 8 посвящена вопросам финансового обеспечения социального партнерства государства и религиозных организаций. Однако в законопроекте нигде не прописаны и не упоминаются обязанности государства, речь идет только о том, что религиозные организации «имеют право» что-то делать. Поэтому положения законопроекта могут остаться пустой декларацией, если не будут подкреплены конкретными нормами, поправками в целый ряд других Законов и подзаконными актами.

Нуждаются в существенном уточнении нормы законопроекта о совместном владении и пользовании имущества - оно необходимо только в том случае, когда речь идем об особо ценных объектах культурного наследия.

Пункт «б» статьи 6 не имеет никакого смысла, т.к. при передаче объектов государственной собственности в собственность религиозной организации уже нет речи о совместном владении.

Следует особо отметить, что отсылка в статье 8 к действующему гражданскому законодательству перечеркивает все декларации вносимого депутатами С.Ю.Глазьевым и А.Н.Белоусозым законопроекта, т.к. в гражданском законодательстве нет норм реституции, поэтому даже признание права собственности не будет означать передачу имущества в собственность. Для передачи имущества религиозным организациям необходимо 1) внесение норм о реституции в гражданское законодательство РФ; 2) разработка конкретных нормативно-правовых актов о порядке передачи имущества, о специфике передаваемого имущества, уточнять основания для передачи и основания для отказа и т.д.

Предлагаемый в законопроекте порядок передачи государством культового имущества религиозной организации вводит утопичные и опасные для Русской Православной Церкви и других традиционных религий ------------------ [не прочлось, - прим. сост.].  В частности, ---------- [не прочлось, - прим. сост.] определять на основе «преемственности вероучения», «дисциплинарных норм», преемственности «структуры управления», а также на основе «свидетельств иных юридических лиц, входящих в общую с данным объединением вероучительную структуру и имеющих подтвержденное государством правопреемство». Эти формулировки вызывают целый ряд вопросов. Во-первых, что такое «общая вероучительная структура» и как ее общность может подтвердить государство? Во-вторых, структура управления Русской Православной Церкви по сравнению с XIX веком принципиально изменилась, подтвердить ее «правопреемство» будет крайне сложно. В-третьих, раскольнические группировки согласно положениям законопроекта будут иметь все права претендовать на имущество Русской Православной Церкви.

Законопроект необходимо полностью переписывать в разделе, касающемся религиозного образования. В предлагаемой редакции говорится о «преподавании вероучения в рамках дополнительного образования», тогда как позиция, которую отстаивают религиозные организации, входящие в Межрелигиозный совет, заключается в преподавании религиозной культуры к рамках основной образовательной программы.

Законопроект содержит массу неточностей и сомнительных норм. Действующее законодательство РФ не использует термин «памятники, истории и культуры», но говорит об «объектах культурного наследия». Термин «долевая собственность государства и религиозной организации» (ст.5) носит неопределенно-правовой характер. Передача государством на баланс религиозным организациям памятников истории и культуры (ст.30) невозможна. Статью 11 можно истолковать в исключительном смысле (лишь совместно с государством религиозные организации РФ осуществляют социальное служение). Также стоит отказываться от терминологии советского времени, в частности, от таких выражений как «порядок отправления культов для верующих» (ст. 18) и т.д.

Таким образом, важные и крайне актуальные положения о сотрудничестве традиционных религиозных организаций и государства, которые могли бы открыть новые пути общественно полезной деятельности религиозных организаций, в предлагаемом проекте федерального закона представлены в недостаточно подготовленном виде и нуждаются в существенной доработке. Для подготовки столь сложного законопроекта, затрагивающего интересы многих сторон, необходимо создать рабочую группу с участием представителей Администрации Президента РФ и религиозных организаций.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"