Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв кандидата юридических наук И.В.Понкина от 15.01.2003 г. на проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России»

 

В конце 2002 г. было объявлено, что депутат Госдумы России С.Глазьев вносит проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России».

В начале 2003 г. этот проект стал достоянием общественности, вызвав недоумение. Так, в пояснительной записке в «списке литературы» (достаточно свежо!) нет ни одного наименования источника позднее 1994 г. Зато есть высокая патетика, например: «Принцип равенства всех религий перед законом и государством в современной России не может быть реализован, пока один доллар США равен 4,5-5 тыс.руб». Что это? Настолько «пыльный» законопроект или жестокое предвидение очередной экономической катастрофы в России? Либо просто чья-то неудачная шутка?

В Думе говорят, что законопроект был написан еще в 1995 г., лежал до поры до времени и вот вдруг всплыл. Лучше бы продолжал себе лежать на полке. Вполне позитивная идея сотрудничества государства и традиционных религиозных объединений не дает спокойно спать людям, настолько далеким от этой проблемы, что в результате появляются ежегодные законопроекты, вызывающие не более чем недоумение.

В законе есть определенные позитивные идеи, но выражены они недостаточно грамотно, чтобы иметь хоть какие-то шансы воплотиться в жизнь посредством принятия данного законопроекта.

Как пример: показательна формулировка, с которой начинается статья 5: «Государственные и традиционные религиозные организации…». Видимо, вводятся не только традиционные религиозные организации, но и государственные религиозные организации. В чем они отличаются своим статусом, не говорится.

В статье 4 указано, что к «традиционным религиозным организациям относятся Русская православная церковь, а также ислам и буддизм в местах традиционного компактного расселения мусульманских и буддистских общин», какие религиозные организации относятся к «государственным религиозным организациям», непонятно.

Статья 1 законопроекта вообще делает отсылку к уже давно отмененному правовому акту: «Законодательство о социальном партнерстве государства и религиозных организаций состоит из настоящего Закона, Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Пункт «е» статьи 5 законопроекта в качестве одной из целей заключения договоров между государством и традиционными религиозными организациями указывает «улучшение работы похоронных служб и содержания кладбищ». Что это означает, ведомо только автору законопроекта.

Пункт «в» статьи 5, закрепляющий еще одну цель – «повышение уровня… материального обеспечения малоимущих и престарелых граждан РФ и лиц без гражданства», только усиливает недоумение. Церкви, буддистам и духовным управлениям мусульман (именно они отнесены к традиционным, а какие организации отнесены к «государственным религиозным», не указано), видимо, будет вменено в обязанность содержать пенсионеров и бомжей. На какие средства?

Пункт «г» целей: «способствовать формированию отделений и служб религиозных организаций в структуре государственных учреждений социального обеспечения, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования», - это просто бред. В каждой бане откроется три отделения – православное, мусульманское и буддистское, то же – на почтах, в химчистках и пр. А зачем?

Мало того – религиозные организации обяжут создавать собственные учреждения социального обеспечения и бытового обслуживания (пункт «д» статьи 5). Да, мало проблем у Русской Православной Церкви!..

По актуальнейшему сегодня вопросу сотрудничества государства с религиозными объединениями в сфере образования не сказано практически ничего. Статьи 16, 17 и 18 высказываются по этому вопросу крайне неопределенно. Нет ничего внятного по имущественным и многим другим вопросам, разрешения которых государством так ждут сегодня и православные и мусульмане.

Читая законопроект, сложно отогнать мысль, что все это чей-то розыгрыш. Хотелось бы верить, что это именно так. Ибо очередной законопроект, извращающий идею сотрудничества государства с традиционными религиозными организациями, превращает эту идею в клоунаду и, тем самым, не дает ее развивать в конструктивном направлении и в соответствии (вернее - в непротиворечии) с Конституцией Российской Федерации.

 

Кандидат юридических наук

И.В.Понкин

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"