Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы ФС РФ от 5.06.2002 на проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (в части внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»)

 

Комитет, рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в части внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», внесенный Президентом Российской Федерации, считает необходимым высказать следующие замечания, носящие принципиальный характер:

1. Наиболее серьезные возражения вызывают изменения, вносимые в статью 42 Федерального закона «Об общественных объединениях», касающиеся проблемы приостановления деятельности общественных объединений.

По действующему закону в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, деятельность общественных объединений может быть приостановлена только по решению суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом «О политических партиях».

В представленном же законопроекте приостановление деятельности общественных объединений является исключительно прерогативой исполнительных органов - регистрирующего органа или иного органа государственной власти, без всякого решения суда. То есть, фактически указанным органам предлагается передать функции судебной власти.

Надо отметить, что приостановление деятельности общественного объединения влечет за собой серьезные последствия - приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, не в полной мере использовать банковские вклады и т.п.

То есть, в данном случае речь идет об ограничении прав граждан, в частности, права граждан на объединение. Согласно же статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Только суд вправе дать оценку деяниям общественных объединений. Не чиновник, а суд должен доказать, что в действиях общественного объединения есть состав преступления либо правонарушение, и принять соответствующее решение.

По существу, по логике закона, без всякого судебного разбирательства, достаточно указать на то, что действия общественного объединения носят экстремистский характер, - и это будет служить основанием для приостановления деятельности указанного объединения. Между тем, по смыслу представленного основного законопроекта под определение экстремистской деятельности можно подогнать все что угодно - например, организованные выступления врачей, учителей, шахтеров с требованием выплаты задерживаемых зарплат, пенсионеров с требованием выплаты законно заработанных пенсий, действия людей, замерзающих вместе с детьми в своих домах вследствие отключения в зимнее время электроэнергии.

В этой связи возникает вопрос - кто во всех этих случаях выступает субъектом экстремистской деятельности: доведенные до отчаяния люди, безуспешно пытающиеся добиться справедливого разрешения конфликта у начальства, или должностные лица, действия которых создают взрывоопасную ситуацию в стране в связи с массовой невыплатой зарплат, пенсий, пособий, отключением электроэнергии, прекращением подачи тепла в холодное время и т.п. Представленный проект федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и внесенные изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях» не содержат ответа на этот животрепещущий вопрос.

Предлагаемая норма статьи 42 законопроекта, вносящая изменение в Федеральный закон «Об общественных объединениях», антиконституционна и антидемократична по своей сути, поскольку предоставляет чиновникам органов исполнительной власти исключительные полномочия в решении вопроса о приостановлении деятельности общественного объединения, право произвольно трактовать характер многих, неугодных власти действий, в то время как общественные объединения и иные организации лишены законных оснований оспорить мнение чиновника в суде и на досудебной стадии.

Подобная норма создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны тех, кто назван в основном законопроекте субъектами противодействия экстремистской деятельности - органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).

2. Вызывает сомнение и положение рассматриваемого законопроекта, в соответствии с которым право приостановления деятельности общественного объединения предоставляется не только регистрирующему органу, но и иному органу государственной власти.

Неясно, что имеется в виду под иным органом государственной власти. Любой орган государственной власти? Если да - то какое отношение имеет любой орган государственной власти к действиям общественного объединения в плане применения подобных санкций? По действующему законодательству об общественных объединениях и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в случае совершения общественным объединением противоправных действий к нему должны быть применены санкции решением суда по заявлению или регистрирующего органа, или соответствующего прокурора в порядке надзора.

Когда речь идет о применении столь серьезной санкции как приостановление деятельности общественного объединения, законом должен быть четко определен конкретный субъект, в функцию которого входит рассмотрение данного вопроса посредством решения суда. Никакой иной орган государственной власти делать это не вправе. Такой порядок отвечает уже устоявшейся практике осуществления контроля и надзора за деятельностью общественных объединений.

Использование в законе столь неопределенных формулировок может привести к большим осложнениям в правоприменительной практике и самым негативным последствиям.

С учетом изложенного, Комитет считает, что в представленном виде законопроект не может быть принят, поскольку нуждается в серьезной доработке.

 

Председатель Комитета

В.И.Зоркальцев

 

Гост 9833 73 кольца резиновые
В продаже - кольца резиновые, цены ниже! Неликвидные остатки
center-rti.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"