Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета ГД по законодательству на проекты федеральных законов №203307-3 «О противодействии экстремистской деятельности» и № 203317-3 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»»

 

Внесенными Президентом Российской Федерации проектами федеральных законов № 203307-3 «О противодействии экстремистской деятельности» и № 203317-3 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» (далее – законопроекты) предполагается определить основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации, закрепить основные положения государственной политики противодействия указанной деятельности, установить порядок осуществления государственными органами профилактических мер по предупреждению экстремистской деятельности, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, соответствующую ответственность должностных лиц государственных органов, граждан, организаций, в том числе, средств массовой информации за проявление политического экстремизма в их действиях, а также определить комплекс мер по недопущению использования информационно – телекоммуникационных сетей общего пользования в целях осуществления экстремистской деятельности.

В соответствии с частью второй статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства. При этом согласно части пятой статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Данные положения Конституции Российской Федерации в настоящее время получили своё развитие только в Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», в котором обращается внимание на участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространение идей фашизма. Принятие соответствующего закона, который являлся бы правовой основой для эффективного противодействия проявлению любых форм экстремизма, по мнению Комитета, позволит на практике осуществлять полноценное обеспечение государством соответствующей защиты своих граждан.

Поэтому Комитет подтверждает актуальность внесенных законопроектов, которые, в случае их принятия, позволят создать необходимые правовые условия для формирования более четкой системы мер, позволяющей бороться с экстремистскими проявлениями и порождающими их причинами

В то же время, необходимо отметить, что отдельные положения законопроектов нуждаются в уточнении.

В частности, по мнению Комитета, некорректно действия по воспрепятствованию законной деятельности федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относить к экстремистской деятельности, поскольку далеко не во всех случаях указанное «воспрепятствование» может быть связано с проявлением экстремизма.

Кроме того, законопроектами на регистрирующие органы возлагаются полномочия по объявлению, предостережений, вынесению предупреждений, обращению в суд с заявлением о запрете деятельности организации либо о ее ликвидации, что не согласуется с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», которым вышеуказанные полномочия регистрирующего органа не предусмотрены.

Одновременно, следует также обратить внимание, что законопроектами предусматривается возможность применения регистрирующими органами и органами государственной власти предупредительных мер воздействия (предостережение, предупреждение) к руководителям организаций и организациям в случае выявления сведений свидетельствующих об их подготовке к экстремистской деятельности. Однако, законопроекты не устанавливают взаимосвязи между применением указанных профилактических мер и последующим возможным привлечением граждан и организаций в соответствующих случаях к предусмотренной законодательством ответственности, в том числе, в случае рассмотрения вопроса о запрете деятельности организации либо ее ликвидации.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по законодательству рекомендует принять в первом чтении внесенные Президентом Российской Федерации проекты – федеральных законов № 203307-3 «О противодействии экстремистской деятельности» и № 203317-3 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», с учетом их дальнейшей доработки при их подготовке ко второму чтению.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"