Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Сопроводительное письмо Президента Российской Федерации В.В.Путина от 29 апреля 2002 г. №Пр-731 к проекту Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу

 

В соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации вношу на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Приложение: на 34л. в 1 экз.

В. Путин

 

 

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 

Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма. В Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах установлен запрет на деятельность, направленную на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостью; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью) вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.

Однако серьезный потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется эффективно. Одной из причин этого являются пробелы в законодательном регулировании этого вопроса. Отсутствие четкого определения экстремистской деятельности вызывает серьезные трудности в привлечении к различным видам ответственности как организаций, так и физических лиц.

В связи с этим в проекте федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (далее именуется – законопроект) дается определение экстремистской деятельности, закрепляются основные положения государственной политики противодействия этой деятельности, устанавливается запрет на осуществление конкретных деяний, образующих в совокупности такую деятельность, подчеркивается значение профилактических мер.

В целях более полного регулирования противодействия экстремистской деятельности законопроектом на государственные органы возлагается обязанность предпринимать необходимые меры по противодействию экстремизму, в частности объявлять предостережения руководителям политических партий, общественных (религиозных) объединений о недопустимости совершения действий, могущих повлечь за собой экстремистские действия. В случае осуществления общественным (религиозным) объединением экстремистской деятельности, в результате чего причинен вред интересам личности, общества, государства или создана реальная угроза причинения такого вреда, государственные органы вправе приостанавливать деятельность такого общественного (религиозного) объединения до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете).

Аналогичные превентивные меры предусмотрены также и в отношении средств массовой информации.

Учитывая приоритетное значение устранения причин и условий экстремистской деятельн9сти, законопроектом закрепляется положение о возможности ликвидации по решению суда юридических лиц, предоставляющих экстремистской организации финансовые средства, объекты собственности, учебную, полиграфическую и материально-техническую базу для осуществления экстремистской деятельности.

Публичные высказывания должностного лица о допустимости (желательности) осуществления экстремистской деятельности, а также непринятие должностным лицом мер по пресечению экстремистской деятельности являются основанием для привлечения такого лица к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, законопроектом установлено, что лица, допустившие экстремистские действия, по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами, могут быть ограничены в доступе к государственной, и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и к занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Законопроектом предлагается комплекс мер по недопущению использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (глобальная сеть «Интернет») для осуществления экстремистской деятельности.

Законопроектом также устанавливается запрет на участие в проведении массовых акций экстремистских организаций, на использование их символики и иных атрибутов, а также экстремистских материалов.

Вместе с тем основания и порядок привлечения к ответственности политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан уже довольно полно определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и других законах. Учитывая это, в целях реализации положений законопроекта одновременно с ним подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»». Эти законопроекты взаимоувязаны, и рассматривать их необходимо одновременно.

 

 

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 

Вносимый проект федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 

В целях реализации определенных в проекте федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основных начал государственной политики противодействия экстремистской деятельности, профилактических мер по предотвращению действий экстремистского характера и мер, связанных с привлечением к ответственности за совершение таких действий, законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов.

Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Федеральный закон «Об общественных объединениях», направлены на устранение существующего пробела в нормативном определении статуса общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также на уточнение механизма приостановления деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации (запрете).

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации к лицам, осуществляющим - экстремистскую деятельность, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут применяться такие меры наказания, как дисквалификация (ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации). Однако законодательные акты, регулирующие соответствующие виды деятельности (федеральные законы «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», законы Российской Федерации «О милиции» и «Об образовании». Трудовой кодекс Российской Федерации), недостаточно полно отражают эти положения. В связи с этим и в целях приведения указанных законодательных актов в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации предлагается внести в эти акты необходимые дополнения и изменения.

Одним из средств борьбы с экстремистской деятельностью является лишение ее финансово-материальной основы. В связи с этим предлагается внести в «Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» дополнения, направленные на отнесение к числу сделок, требующих особого контроля, сделки, одной из сторон которой выступает экстремистская организация или физическое лицо, привлекаемое к ответственности за экстремистскую деятельность.

Статьей 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляется норма, в соответствии с которой члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, а подготовке или совершении которых они участвовали. Однако в действующем уголовном законодательстве это положение учтено не в полной мере. На самом деле лица, объединившиеся для осуществления экстремистской деятельности, являясь, по сути, членами организованной группы лиц, заранее объединившимися для совершения преступления (часть третья статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации), должны подлежать аналогичному преследованию. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 2821, в которой установить уголовную ответственность за создание организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам политической, социальной, расовой, национальной или религиозной нетерпимости преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, 213, 214, 243, 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (экстремистского сообщества), а также за участие в экстремистском сообществе либо за публичные призывы к экстремистской деятельности.

Для организатора экстремистского сообщества предполагается установить ответственность, в частности, в виде штрафа либо лишения свободы на срок от двух до четырех, лет, для участника - в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Эта норма снабжена примечанием, в соответствии с которым лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В целях реализации положений законодательства Российской Федерации о запрете общественных (религиозных) объединений предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 20.21, устанавливающей административную ответственность за организацию деятельности запрещенного общественного (религиозного) объединения или участие в такой деятельности.

Проектом также уточняется подсудность дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией политических партий, ликвидацией общественных (религиозных) объединений и запретом их деятельности, а также с приостановлением или прекращением деятельности средств массовой информации.

 

 

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 

Вносимый проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"