Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О борьбе с экстремистской деятельностью» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О борьбе с экстремистской деятельностью»

 

Проекты федеральных законов «О борьбе с экстремистской деятельностью» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О борьбе с экстремистской деятельностью»   направлены   на  создание   правового   механизма государственного противодействия различным общественно опасным проявлениям экстремизма, которые допускаются политическими партиями, иными общественными объединениями, религиозными объединениями, другими организациями, как коммерческими, так и некоммерческими, средствами массовой информации, отдельными гражданами.

В настоящее время в данной сфере действуют отдельные нормы федеральных законов «Об общественных объединениях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако антиэкстремистские положения указанных нормативных правовых актов не согласованы между собой, частью устарели, частью не выдержали проверки практикой, предоставляют экстремистским организациям достаточно широкие возможности для ухода от ответственности и не регулируют ряд важных вопросов. Таким образом, отсутствует возможность эффективного противодействия различным проявлениям экстремизма. Представленные законопроекты призваны заполнить выявленные пробелы нормативно-правового регулирования и создать четкую и взаимоувязанную систему правовых актов антиэкстремистского характера.

Основной целью проектов является обеспечение зашиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя Российской Федерации от противоправных посягательств.

Проект  федерального  закона «О  борьбе « с  экстремистской деятельностью» представляет собой комплексный нормативный правовой акт, базовый в своей области. В то же время его статьи, регулирующие вопросы борьбы с конкретными проявлениями экстремизма, содержат нормы прямого действия.

Определение экстремизма, содержащееся в проекте, имеет, в основном, политический характер, представляя собой норму-декларацию. Под экстремизмом понимается признание допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и с»обод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы,

национальности, языка, отношения к религии или убеждений. Приведение в проекте    данного    определения    обусловлено    необходимостью законодательного определения признаков, при наличии которых то или иное явление политической жизни и средство политической борьбы относится к числу неприемлемых для государства и общества.

В отличие от постановочного определения экстремизма как общественного явления, содержащееся в проекте понятие экстремистской деятельности предметно определяет ее признаки (насильственность, противоправность и общественная опасность), включает в себя перечень типичных ее проявлений и круг возможных субъектов экстремистской деятельности.

В проекте раскрываются понятия экстремистской организации, запрещенной организации,   экстремистских материалов. В нем нашли отражение  также вопросы организационного и  информационного обеспечения деятельности государственных органов по борьбе с экстремизмом. Для этого предполагается образовать орган, координирующий данную деятельность и создать Банк данных об экстремистской деятельности, формируемый компетентными органами и доступный для всех субъектов борьбы с экстремизмом.

Проект рамочно закрепляет механизмы и процедуры привлечения к ответственности за экстремистскую «деятельность общественных и религиозных объединений, иных коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации. При этом вводятся новые институты - запрещение общественных (религиозных) объединений, осуществлявших экстремистскую деятельность по  решению суда, административное приостановление  деятельности общественных (религиозных) объединений, вопрос о запрещении которых рассматривается судом до принятия соответствующего судебного решения, уголовная ответственность  за  продолжение   деятельности  либо  воссоздание запрещенной организации, обязанность общественных (религиозных) объединений публично осуждать экстремистскую деятельность своих членов.

В проекте нашли отражение положения о противодействии пропаганде экстремистских идей. В этих целях усовершенствован механизм ответственности средств массовой информации за публикацию материалов экстремистского характера. Отдельная статья посвящена регулированию вопросов обеспечения  пресечения распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации.

Законопроект обеспечивает предупреждение экстремистских проявлений при проведении массовых акций, международное сотрудничество в борьбе с экстремизмом.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О борьбе с экстремистской деятельностью» предусматривает внесение изменений и дополнений в федеральные законы «Об общественных объединениях», «О свободе совести и о религиозных объединениях». Уголовный Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. Законопроект представляет собой неразрывное целое с базовым проектом, создавая конкретный правовой механизм его реализации. С учетом этого оба проекта необходимо рассматривать только в едином пакете (комплексно).

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"