Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета Государственной Думы по безо­пасности от 21.09.2000 г. на проекты федеральных законов «О противодействии политическому экстремизму» и «О внесении изменении и дополнении в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии политическому экстремизму»

 

В Комитете Государственной Думы по безопасности рассмотрены проекты феде­ральных законов «О противодействии политическому экстремизму» и «О внесении измене­ний и дополнении в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», внесенные Правительством Российской Федерации.

Законопроектом «О противодействии политическому экстремизму» предполагается определить правовые и организационные основы противодействия политическому экстре­мизму с Российской Федерации, установить систему государственных органов, осуществ­ляющих борьбу с политическим экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, а также общие принципы ответственности граждан и организации за политический экстре­мизм.

Комитет по безопасности считает необходимым отметить следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Консти­туция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приме­няется на всей территории Российской Федерации. Часть 5 статьи 13 Конституции Россий­ской Федерации содержит запрет на создание и деятельность общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституцион­ного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности госу­дарства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни, а в соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции Россий­ской Федерации не допускается и запрещается пропаганда или агитация возбуждающая со­циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Понятие полити­ческого экстремизма, а также цели законопроекта по сути своей совпадают с содержанием части 5 статьи 13 и части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

2. В Уголовном кодексе Российском Федерации уже содержатся статьи, в которых установлена уголовная ответственность за насильственный захват власти или насильствен­ное удержание власти (ст. 278), организацию вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации (ст. 279). публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), а также уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239) и т.д.

3.      В Федеральном законе «Об общественных объединениях» содержатся статьи об ограничении на создание и деятельность общественных объединений (ст. 16), ответственно­сти общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации и их ликвидации и запрете деятельности в случаях подобных нарушений (ст. 41-45).

4.      Закон - это правовой акт, даже если предметом регулирования являются полити­ческие процессы. Если же говорить о концепции и духе рассматриваемого законопроекта. то он является не столько правовым, сколько политико-правовым актом.

5.      Таким образом, законопроект «О противодействии политическому экстремизму» не имеет собственного предмета правового регулирования, носит политико-декларативный характер, страдает множеством других недостатков и неточностей.

Исходя из вышеизложенного. Комитет по безопасности предлагает отклонить проект федерального закона «О противодействии политическому экстремизму» и вытекающий из него проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии политическому экстре­мизму».

 

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности

А.И.Гуров

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"