Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета по государственному строительству Государственной Думы ФС РФ от 5 октября 2000 г. №3.3-818 на проект Федерального закона «О противодействии политическому экстремизму»

 

Комитет Государственной Думы по государственному строительству рассмотрел проект федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», внесенный Правительством Российской Федерации.

Следует заметить, что понятием «политического экстремизма» следует оперировать достаточно осторожно. В заявлении Государственной Думы от 19 марта 1999 года «Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации» прямо указано, что при рассмотрении проблемы политического экстремизма «часто игнорируется ее комплексный характер». И далее: «проблема политического экстремизма в том виде, в котором ее преподносит часть средств массовой информации, - это надуманная проблема, создаваемая в целях манипуляции общественным мнением, навязывания мировому сообществу искаженного представления о России». Представляется важным и замечание, что «проблемой» политического экстремизма прикрывается другая проблема - трудности эффективной борьбы с реальными преступными деяниями.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству отмечает наличие проблемы политического экстремизма. Однако, по мнению Комитета, нормы, направленные на решение данной проблемы, содержащиеся в представленном законопроекте, фактически дублируют действующее законодательство.

Так, в статьях 3 (часть четвертая). 4 (часть вторая). 13 (часть пятая), 15, 17, 31 и других статьях Конституции Российской Федерации установлены принципы, которые должны соблюдаться, чтобы не нарушались права и свободы граждан, не пропагандировалось насильственное изменение конституционного строя, не происходило разжигание расовой, национальной, религиозной ненависти, не велась пропаганда насилия, воины и т.п.

Соблюдение конституционных принципов и ответственность за их нарушения определены в положениях Федерального закона «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ в редакциях Федеральных законов от 17 мая 1997 года № 78-ФЗ и от 19 июля 1998 года № 112-ФЗ (см. статьи 16, 24, 42, 44).

Кроме того, существует уголовная ответственность, предусмотренная рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (см. статьи 105, часть вторая пункт «л»;

111 часть вторая пункт «е»

112 часть вторая пункт «е»

117 часть вторая пункт «з»

136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям);

148 (незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов):

239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан);

244 часть вторая пункт «б»;

278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти)

279 (вооруженный мятеж);

280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации)

282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды);

357 (геноцид).

Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству полагает, что к обсуждаемой проблеме можно вернуться путем разработки законопроекта в той части, которая не урегулирована действующим законодательством, что же касается представленного законопроекта, то Комитет предлагает его отклонить.

Утверждено на заседании Комитета 5 октября 2000 г.

 

Председатель Комитета

А.И.Лукьянов

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"