Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Комитета Государственной Думы по законодательству на проекты федеральных законов № 99058804-2 «О противодействии политическому экстремизму» и №99058808-2 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием федерального закона «О противодействии политическому экстремизму» (внесены Правительством Российской Федерации)

 

Названными законопроектами предполагается определить правовые и организационные основы противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации, установить систему государственных органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с политическим экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, а также определить соответствующую ответственность граждан и организаций за проявление политического экстремизма в их действиях.

Неоспоримо, что свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Однако, эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может не только созидать, направлять общество к социальному прогрессу, обогащать внутренний мир человека, но и разрушать, призывать к насилию и унижать личное достоинство. Этим, по мнению Комитета, объективно обусловлена необходимость установления определенных правовых ограничений, связанных с целенаправленным распространением в российском обществе идей фашизма и иных форм проявления политического экстремизма.

Реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

В соответствии с частью второй статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства. При этом согласно части пятой статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Данные положения Конституции Российской Федерации в настоящее время получили своё развитие только в Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», в котором обращается внимание на участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространение идей фашизма. В данном Указе Президента Российской Федерации подчеркивается, что антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер;

создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования;

нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами, что создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации.

Отсутствие на федеральном уровне соответствующего закона, который являлся бы правовой основой для эффективного противодействия политическому экстремизму, по мнению Комитета, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества в целом от деструктивного воздействия идеологии скрытого нацизма и других проявлений экстремизма.

При этом полагаем необходимым обратить внимание, что законодательство значительной группы государств и. прежде всего, государств, имеющих тоталитарное прошлое, запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, пропагандирующих и применяющих в своей деятельности подрывные, насильственные методы. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств (Германия, Италия, Португалия и др.) приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских и других экстремистски настроенных организаций.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по законодательству рекомендует проекты федеральных законов № 99058804-2 «О противодействии политическому экстремизму» и.№ 99058808-2 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», внесенные Правительством Российской Федерации, к принятию Государственной Думой в первом чтении.

 

Председатель Комитета

П.В. Крашенинников

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"