Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Правового управления Государственной Думы №2.2.-1/7392 от 7 мая 2003 г., выполненное по поручению Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, по проекту федерального закона № 297572-3 «О восстановлении прав религиозных организаций на имущество религиозного назначения и иное принадлежащее им имущество, национализированное или муниципализированное до 1991 года и находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований», внесенному депутатом Государственной Думы А.В. Чуевым (первое чтение)

 

Изучив вышеназванный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Законопроект предусматривает передачу религиозным организациям или их правопреемникам безвозмездно в собственность имущество, которое согласно статье 214 ГК РФ закреплено за государственными предприятиями и учреждениями или составляет государственную казну, и соответственно финансируется из федерального бюджета. В связи с этим, данный проект на основании части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы может быть внесен в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Проведенный правовой анализ законопроекта показывает, что его концептуальные положения не соответствуют действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно статье 3 которого нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать этому Кодексу.

Проект (статья 1) предусматривает восстановление права собственности религиозных организаций на имущество религиозного назначения. Данное положение предполагает право истребования названного имущества из чужого незаконного владения. Вместе с тем, ни данным проектом, ни другими законодательными актами не установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования владеют указанным имуществом незаконно.

В таком случае право собственности названных субъектов права может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законом. Такие основания содержаться в статье 235 ГК РФ. Имущество религиозного назначения не может быть изъято из собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований ни по одному из перечисленных в статье 235 ГК РФ оснований.

В связи с этим предлагаемый проект ограничивает права собственника упомянутого имущества в части распоряжения таким имуществом.

Кроме того, данный проект находится в противоречии с положениями пункта 2 статьи 218 ГК РФ, предусматривающего возможность перехода права собственности на имущество только на основании сделки. Такая сделка может быть только добровольной.

Положение части 8 статьи 2 проекта о том, что отказ собственника (или уклонение) от передачи имущества религиозного назначения может быть обжалован в судебном порядке не согласуется со статьей 301 ГК РФ, в силу которой истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикация) осуществляется предъявлением иска невладеющим собственником к владеющему несобственнику об истребовании индивидуально-определенного имущества из его незаконного владения. В данном случае будет иметь место спор о праве, в связи с чем соответствующий отказ или уклонение от передачи обжалованы быть не могут.

Следует обратить внимание, что гражданское законодательство не содержит термина «муниципализированное имущество», как указывается в наименовании, и по тексту законопроекта.

Излишним, на наш взгляд, представляется внесение дополнения в статью 25 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 6 проекта), поскольку права на земельный участок в данном случае (в случае передачи имущества) возникают в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статью 7 законопроекта о поручении Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствии с принятым Федеральным законом предлагается исключить (см. Постановление Государственной Думы от 27.09 2002 г. № 3093-III ГД).

Замечания по проекту постановления Государственной Думы о данном законопроекте переданы в Комитет в рабочем порядке.

Приложение  на 2 л.

 

Заместитель начальника Управления

Н.Д.Шевченко

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"