Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви по проекту федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», подготовленному депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым

 

В основе законопроекта лежит важная идея закрепления понятия традиционных религий в российском законодательстве. К положительным сторонам проекта следует отнести предложение о вводе в законодательство нескольких категорий традиционных религиозных организаций, а также о создании государственного органа, оказывающего поддержку традиционным религиозным организациям, структура которого гарантировала бы самим этим организациям возможность участия в принятии соответствующих решений, что соответствует духу и букве российского и международного права.

Однако содержание законопроекта не лишено целого ряда серьезных недостатков, в частности:

1. В проекте закона практически нет положений, которые бы устанавливали правовой статус традиционных религиозных организаций Российской Федерации и традиционных религиозных организаций отдельных народов Российской Федерации, - т.е. никак не прописан комплекс конкретных прав и обязанностей этих организаций. Большая часть положений законопроекта не являются нормами права, а остаются лишь декларативными положениями о «сотрудничестве» государства с традиционными религиозными организациями (в частности, статьи 15 - 19).

2. Положения законопроекта о создании Федеральной комиссии по поддержке традиционных вероисповеданий, уполномоченной принимать решения о присвоении статуса традиционной религиозной организации определенного вида, требуют серьезной доработки. Так, в рамках действующей правовой системы может быть оспорено право «государственно-общественного» органа осуществлять полномочия органа исполнительной власти.

3. В концепции законопроекта заложена весьма опасная для нашей страны идея поддержки иностранных религиозных организаций. Проект (статья 21) содержит положение, наделяющее представительства иностранных традиционных религиозных организаций равными правами по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации (правда, с несущественными ограничениями). Вряд ли целесообразно придавать представительствам иностранных традиционных религиозных организаций равные права по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации и поддерживать эти представительства на государственном уровне. Данные положения законопроекта вступают в противоречие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Последний устанавливает (пункт 2 статьи 13), что представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом. Напротив, предлагаемый законопроект в статье 21 уравнивает в правах представительства иностранных традиционных религиозных организаций с традиционными религиозными организациями отдельных народов Российской Федерации, что может создать возможность для массового распространения в нашей стране деструктивных религиозных организаций зарубежного подчинения, которые никогда не были традиционными для нашей страны.

Надо отметить, что практика создания представительств иностранных религиозных организаций в России не нашла широкого применения. В настоящее время их ничтожно мало.

4. В статях 5 и 7 в число документов, которые достаточны для получения статуса традиционной религиозной организации и исторической традиционной религиозной организации, попадают «объективные данные, свидетельствующие о распространении соответствующего вероучения». Это создает возможность для произвола: известно, что вероучение некоторых протестантских деноминаций имеет в истории немало близких аналогов (стригольники и пр.), но это никак не означает их правопреемства. Большинство религиозных доктрин современных нетрадиционных культов также имеет в древности множество аналогов и предшественников.

5. Необоснованным представляется срок, избранный для приобретения статуса исторической традиционной религиозной организации Российской Федерации (80 лет).

6. Законопроект не снабжен пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и перечнем нормативных правовых актов, в которые будет необходимо внести изменения, в случае принятия этого законопроекта. Эти документы являются необходимыми приложениями проекта федерального закона. В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации данный законопроект для его официального внесения в Государственную Думу требует заключения по нему Правительства Российской Федерации, так как им предусматриваются расходы федерального бюджета для его реализации.

 

 

Депутату Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Чуеву А.В.

 

Уважаемый Александр Викторович!

 

По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II внимательно ознакомился с представленным Вами Его Святейшеству проектом федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации».

Полагаю в целом верной идею закрепления правового статуса традиционных религиозных организаций в России. Это позволило бы развивать сотрудничество традиционных религиозных организаций и государства, открыть новые пути общественно полезной деятельности религиозных общин.

В то же время вынужден констатировать, что законопроект требует серьезной доработки. Считал бы, что для подготовки столь сложного законопроекта, затрагивающего интересы многих сторон, необходимо создать рабочую группу. Полагал бы важным включить в нее представителей традиционных религиозных организаций.

Прилагаю подготовленное сотрудниками ОВЦС МП заключение.

С искренним уважением и пожеланием помощи Божией в трудах на благо Отечества.

 

Председатель Отдела

внешних церковных связей

Московского Патриархата

митрополит Смоленский и Калининградский

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"