Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв Ю.Расковалова на законопроект «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации» (разработчик – депутат Государственной Думы А.В Чуев), марта 2002 г.

 

Данный законопроект является пропротестантстким и прокатолическим. В случае его принятия этот закон никоим образом не будет способствовать развитию государственно-церковных отношений. Он не способен улучшить статус Русской православной церкви. Навряд ли он что-то даст мусульманам, иудеям и буддистам. Вероятнее другое - отнимет.

А.В.Чуев вводит дифференциацию религиозных организаций, относимых им к традиционным (статья 1):

1) традиционная религиозная организация Российской Федерации, 2)традиционная религиозная организация отдельных народов Российской Федерации, 3) историческая традиционная религиозная организация; 4) представительство иностранной традиционной религиозной организациями.

Причем первые три категории наделяются одинаковыми правами, а четвертая вроде бы как наделяется меньшими правами, но законопроект г-на Чуева сведения об объеме этих прав и конкретном содержании статуса этих категорий, их отличиях находятся где-то за пределами законопроекта. И не истина, что и А.В. Чуев это обязательно понимает сам.

Полное неприятие сразу вызывает идея о наделении расширенными правами представительств иностранных религиозных организаций (статьи 1 и 8). Для чего? Основным документом, представляемым, в соответствии с законопроектом г-на Чуева, представительством иностранной религиозной организации в Федеральную комиссию по поддержке традиционных вероисповеданий (таковая создается в соответствии с законопроектом) для того, чтобы получить более высокий статус, по сути, приравнивающий к общероссийским традиционным религиозным организациям, является «заявление, изложенное на русском языке и подписанное уполномоченным представителем посольства соответствующего государства в Российской Федерации, удостоверяющее, что данная религиозная организация является традиционной для указанного государства». В Саудовской Аравии традиционен ваххабизм. Г-н Чуев желает видеть это религиозное течение у нас в качестве традиционного? Посольство США, где вообще никто не признается традиционным, хотя бы уже из-за того, что и времени не было для формирования традиций, вполне может выдать соответствующую справку сектам Свидетели Иеговы, Саентологическая церковь, Церковь объединения или мормонам. Экспортом этих религиозных сект в европейские страны и Россию США уже давно и успешно занимаются, обеспечивая названным сектам политическую поддержку за пределами своей территории. Понятно, что направляемая США религиозная экспансия против России ничего общего не имеет с реальным содержанием свободы совести и вероисповедания. Но для чего лоббирует интересы зарубежных сект г-н Чуев? Если эта его идея будет реализована, то, прежде всего, будет дан «зеленый свет» для расширения деятельности в Российской Федерации католическим и протестантским религиозным группам, проповедникам и миссионерам, а также неопротестантским и прочим сектам. Г-н Чуев предлагает для иностранных религиозных организаций даже механизм своего рода принудительного признания их традиционными: «Решение об отказе в присвоении статуса представительства иностранной традиционной религиозной организации не является препятствием для повторной подачи документов соответствующим представительством при условии устранения причин, вызвавших отказ». Вот так, отказали тебе, почистил немного документы, провел пару публичных благотворительных мероприятий – и все, ты уже традиционный. Количество обращений за получением статуса традиционной организации законопроектом г-на Чуева не ограничено. Значит, можно обращаться неограниченное количество раз. Можно и через суд потребовать себе такой статус. Учитывая размытость критериев традиционности, такой судебный процесс любой сектой будет выигран легко. Чего уж говорить о всяких армиях спасения?! Но если еще как-то можно понять насчет католиков-протестантов (мол, это мировое сообщество в лице США так хочет и т.п.), то для чего в Россию зазывать ваххабитов, синтоистов, китайских конфуцианцев, чань-буддистов и даосов, индуистов, включая поклонников демонической Кали? Для чего повышать статус американо-неоиндуистской секты кришнаитов, поклоняющейся фиолетовой нежити? Тут г-н Чуев явно чего-то темнит. Это очевидно!

Совершенно неудачна идея введения категории «историческая традиционная религиозная организация». Навряд ли стоило водить такое понятие для старообрядцев. Старообрядцев можно признать просто традиционной религиозной организацией России, тем более что все равно правовой статус этих двух категорий одинаков. Очевидно, дело здесь не в старообрядцах. Больше всего на роль «исторической традиционной религиозной организации», в полном соответствии с законопроектом г-на Чуева, может претендовать Римо-Католическая церковь. Она не является традиционной для нашей страны, но вполне может быть названа исторической традиционной религиозной организацией, так как не указано, исторически традиционной для чего эта организация должна являться.

По законопроекту г-на Чуева, «историческая традиционная религиозная организация – зарегистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России». Нигде в законопроекте не упомянуто, какова же мера объема этой деятельности. Пять человек тоже ведь могут действовать. Внимательное ознакомление с положениями законопроекта, посвященными историческим традиционным религиозным организациям, подводит к однозначному выводу – эта категория написана специально под католиков. Если католики не пройдут под прикрытием статуса представительства иностранной традиционной религиозной организации, то вполне смогут воспользоваться статусом исторической традиционной религиозной организации. Не мытьем, так катаньем. Случайно ли совпадение по времени появления такого законопроекта г-на Чуева и последнего расширения экспансии католицизма на территории России?

Г-н Чуев кстати только в одном месте своего проекта написал о необходимости пропорциональности в предоставлении льгот и объемов сотрудничества с государством – в зависимости от фактической численности верующих (статья 18). Это касается только распределения эфирного времени и газетных площадей для религиозных организаций. Из чего можно сделать вывод, что все остальное будет поровну и одинаково. Например, сегодня в места лишения свободы приходили православные священники, а завтра придут уже адепты «Армии спасения», послезавтра – ваххабиты, затем адепты сантерии (вудуисты), ведь они у нас теперь будут тоже традиционными, так как им обязательно выдаст соответствующую справку их посольство. И не важно, что там отбывают наказания, преимущественно, этнические православные и мусульмане (пропорционально представленности верующих этих религий в российском обществе вообще), не важно, что они не захотят слушать неопротестантов. Теперь будет уравниловка, так записано в законопроекте г-на Чуева.

Буквально «режут глаз» явные попытки г-на Чуева закрепить создание органа по делам религий. В его законопроекте это - Федеральная комиссия по поддержке традиционных вероисповеданий. Ее члены работают на постоянной основе, приравнены по уровню заработной платы, социальному и медицинскому обеспечению к госслужащим категории «А» (статья 13). Что это как раз орган по делам религий, так витиевато названный просто, не может понимать разве что ребенок. Помнится, Русская православная церковь резко выступала против создания такого органа. Но г-н Чуев решил проигнорировать высокое мнение православных иерархов.

Самый большой недостаток законопроекта г-на Чуева определяется тем, что нигде в нем не сказано, что же дает религиозным организациям статус традиционной религиозной организации. Для чего тогда вообще все это было писано?

Общее впечатление от прочтения законопроекта г-на Чуева – проект очень плохого качества, сумбурен, неконкретен и некорректен. Хотя главная идея проекта закона удачна, но в этом варианте единственные, кому он принесет пользу – это католики и протестанты с неопротестантами. Только все это не пойдет на пользу России и народам, ее населяющим.

 

Юрий Расковалов

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"