Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Письмо Статс-секретаря – первого заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д.Шаталова от 15.05.2002 г. №01-02-01/04-1577 в Аппарат Правительства Российской Федерации на №ПЗ-333 от 11.04.2002 г.

 

В связи с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации направить информацию по вопросу предоставления налоговых льгот религиозным организациям Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 251.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 2002 года принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным законопроектом предполагается распространить указанную норму Кодекса на организации, находящиеся в собственности религиозных организаций и хозяйственные общества, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций.

Что касается освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации аудио- и видеокассет, дисков и пластинок с записями религиозного содержания, то следует отметить, что в настоящее время отсутствуют четкие критерии по отнесению такой продукции к предметам религиозного назначения. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу без определения таких критериев может привести к освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость неоправданно широкого круга товаров, и, соответственно, снизит поступления этого налога в федеральный бюджет.

По нашему мнению, следует поручить Минкультуры России с участием заинтересованных религиозных организаций разработать критерии по отнесению вышеназванной продукции к предметам религиозного назначения.

Статьей 181 главы 22 «Акцизы» Кодекса определен перечень подакцизных товаров, согласно которому в перечень подакцизных товаров включены ювелирные изделия. В целях указанной статьи Кодекса ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. При этом, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, для целей налогообложения акцизами ювелирными изделиями не признаются, и, соответственно, акцизами не облагаются.

Кроме того, вышеназванным законопроектом предлагается расширить перечень предметов религиозного назначения, не признаваемых в целях применения акцизов ювелирными изделиями, включив в него предметы религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования при совершении религиозных церемоний и обрядов не только в храмах.

В соответствии со статьей 349 главы 27 «Налог с продаж» Кодекса объектом налогообложения налогом с продаж признаются операции по реализации только физическим лицам товаров (работ, услуг), осуществляемые за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. При этом согласно статье 350 Кодекса операции по реализации физическим лицам услуг по проведению обрядов и церемоний, оказанных религиозными организациями, освобождаются от налогообложения налогом с продаж.

В целях обеспечения единого подхода к налогообложению налогом на прибыль организаций различных отраслей экономики для всех налогоплательщиков этого налога главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса установлена единая ставка налога в размере 24 процентов с одновременной отменой всех -налоговых льгот и налоговых вычетов.

В тоже время, учитывая специфику деятельности религиозных организаций, направленную на духовно-попечительскую, благотворительную, социальную и иную общественно полезную деятельность, вышеназванным проектом федерального закона предусмотрено положение, согласно которому предлагается не включать в состав доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление ими уставной деятельности, а также поступившие религиозным организациям в связи с совершением религиозных обрядов, церемоний, от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Кроме того, принимая во внимание, что организации, находящиеся в собственности религиозных организаций, и хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, большую часть финансовых поступлений направляют на уставную деятельность религиозных организаций, вышеназванным законопроектом предлагается учитывать в составе расходов для целей налогообложения налогом на прибыль такие затраты. В соответствии со статьей 264 Кодекса расходы налогоплательщиков-организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, признаются расходами для целей налогообложения налогом на прибыль при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций.

По налогу на доходы физических лиц вышеуказанным проектом федерального закона предусмотрено право налогоплательщика при определении размера налоговой базы на получение социальных налоговых вычетов в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, только в случае, если эти здания охраняются государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» данным налогом не облагается имущество религиозных объединений и организаций.

При подготовке проектов глав Кодекса по налогу на имущество организаций и земельному налогу предполагается сохранить действующие в настоящее время налоговые льготы для религиозных объединений и организаций, а также предусмотреть налоговые льготы для религиозных организаций при подготовке проекта главы «Налог на недвижимость».

 

Статс-секретарь – первый заместитель

министра финансов Российской Федерации

С.Д.Шаталов

 

Заказать встраиваемый биокамин
Возможность создать и заказать предметы со своим дизайном
yutnoff.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"