Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Справка к вопросу о практике передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (по информации Минимущества России) / Заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 10 октября 2003 г.

 

С учетом исключительного значения религиозных организаций в духовном, нравственном и культурном развитии общества законодательно установлен специальный, безвозмездный порядок передачи имущества религиозного назначения, как в пользование, так и в собственность указанных организаций.

Преобладающая часть недвижимого имущества религиозного назначения относится к объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем распоряжение и пользование указанными объектами должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством требований к охране и сохранению культурного наследия.

Согласно ранее действовавшему Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865. правовые основания и порядок использования объекта культурного наследия религиозного назначения, передаваемого религиозной организации, устанавливались в два этапа: на первом принималось решение о передаче объекта в пользование религиозной организации, а на втором оформлялся охранный договор.

Однако практическая реализация такого порядка показала его недостаточную эффективность с точки зрения охраны и сохранения передаваемых объектов культурного наследия. Имели место случаи незаключения охранных договоров в отношении переданных объектов, как того требовало законодательство, несоблюдения пользователями требований законодательства по обеспечению доступа государственных органов по охране объектов культурного наследия к данным объектам. В результате существенно затруднялся контроль за порядком использования объектов культурного наследия, возникала угроза их сохранности.

В то же время статьей 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено гарантированное государством право каждого, независимо от отношения к религии и конфессиональной принадлежности, на доступ к культурным ценностям. Реализация данного права предполагает, прежде всего, надлежащую сохранность объектов культурного наследия независимо от того, кто является владельцем или пользователем объекта.

Таким образом, выполнение требований к охране объектов культурного наследия религиозного назначения выходит далеко за рамки правоотношения между государством в лице его органов и религиозной организации и осуществляется в публичных интересах.

При этом по мере совершенствования гражданского законодательства отдельные положения постановления Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865 и разработанных на его основе охранных документов вступили в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части регулирования имущественных отношений, а также с действующим распределением полномочий и сфер регулирований между различными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 № 490 (далее -Положение), ранее действовавший порядок передачи такого имущества был изменен как в части полномочий по принятию решений о передаче, так в части оформления соответствующих правоотношений.

Согласно Положению передача имущества религиозного назначения, относящегося к объектам культурного наследия, в пользование религиозным организациям осуществляется Мин имуществом России по договору, оформляемому в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим исключительное значение приобрела актуализация условий договора.

В этой связи на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 30.05.2002 Минимущество России внесло предложение, которое было поддержано данной Комиссией, о создании рабочей группы с участием представителей Минимущества России, Минкулътуры России, федерального государственного учреждения «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Минкультуры России для отработки механизма передачи имущества религиозным организациям и разработки необходимых документов с приглашением представителей заинтересованных централизованных религиозных организаций (пункт 3 раздела II протокола заседания от 30.05.2002 № 1 (44)).

Указанная рабочая группа была создана распоряжением Минимущества России от 12.08.2002 № 2605-р. От религиозных организаций представителей направил Московский Патриархат Русской православной церкви.

Рабочей группой рассматривались вопросы актуализации договора безвозмездного пользования, а также Положения, С учетом предложений представителей Русской православной церкви в рабочей группе были разработаны условия договора безвозмездного пользования имуществом религиозного назначения, учитывающие требования действующего законодательства.

Указанный договор рассчитан на наиболее часто встречающиеся на практике ситуации, когда передаваемый объект:

а)  находится в оперативном управлении федерального учреждения и целиком передается в пользование религиозной организации;

б)  находится в оперативном управлении федерального учреждения и будет использоваться совместно религиозной организацией и учреждением,

Учитывая требование пункта 3 статьи 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при подготовке условий договора непосредственно в его тексте были максимально учтены положения охранного договора, утвержденного приказом Минкультуры СССР от 13.05.86 № 203, а также приложения к нему с незначительными изменениями, касающимися понятийного аппарата.

Текст договора размещен на Веб-сайте Министерства (http://www.mgi.ru), о чем сообщено территориальным органам Минимущества России письмом и по электронной связи.

Территориальным органам Минимущества России поручено одновременно с комплектом документов, необходимых для передачи в пользование имущества религиозного назначения, направлять согласованный и подписанный всеми участниками соответствующий договор для его подписания со стороны Министерства.

За период действия Положения в Минимущество России поступили обращения о передаче религиозным организациям 48 объектов религиозного назначения, из них 14 объектов - в собственность. По 12 объектам направлены разъяснения о порядке представления и составе документов, необходимых для передачи.

Кроме того, в отношении 3 объектов заключены договоры о совместном использовании данных объектов религиозными организациями и федеральными учреждениями.

В связи со спецификой указанных объектов заключению договоров предшествует значительная подготовительная работа, включающая, в частности, составление описи передаваемого по договору имущества, в том числе движимого, описание предмета охраны, акта технического состояния объекта с планом ремонтно-реставрационных работ, а также получение выписок из технических паспортов БТИ на передаваемые объекты недвижимости. Данная работа в настоящее время проводится как территориальными органами Минимущества России, так и органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с их компетенцией.

Указанные документы будут неотъемлемой частью договора, что позволит четко определить предмет договора, предмет охраны и распределение обязанностей по сохранению передаваемого объекта.

Учитывая изложенное в отношении передачи имущества религиозного назначения, относящегося к объектам культурного наследия и находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, в пользование религиозных организаций» можно констатировать как наличие нормативной и методической базы, так и формирующуюся практику ее применения.

Преобладающая часть проблем, возникающих при передаче имущества в пользование религиозным организациям, имеет причины объективного характера, связанные с затратами значительного времени на подготовку описания предмета охраны объектов культурного наследия, для чего может потребоваться проведение научных исследований, а также на разработку мер по сохранению объекта, которые должны быть предусмотрены договором в соответствии с действующим законодательством.

В то же время дополнительной проработки требует порядок передачи федерального имущества в собственность религиозных организаций, а также в их пользование в случаях, когда передаваемый объект находится в хозяйственном ведении унитарных предприятий.

Положением установлено, что передача имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций осуществляется Минимуществом России на основании решения Правительства Российской Федерации. Однако, в отношении федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, соответствующее обращение о даче согласия на передачу согласно действующему законодательству должно направлять само унитарное предприятие. Кроме того, унитарное предприятие должно быть и стороной соответствующего договора.

Учитывая изложенное Минимуществом России в процессе исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 05.07.2002 № ВМ-П8-09884 направлялись в Минкультуры России предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в Положение, которые в настоящее время дорабатываются с учетом предложений рабочей группы.

Работа по передаче имущества религиозного назначения в пользование или в собственность религиозных организаций, а также совершенствование нормативной базы должна быть продолжена с учетом публичных интересов, при неукоснительном соблюдении требований законодательства к сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, в целях достижения взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"