Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Справка Статс-секретаря, заместителя Министра экономического развития и торговли РФ А.В.Маслова №5294-П от 16 декабря 2002 г. к заседанию Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 20.12.2002 г.

 

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В развитие данного принципа пункт 2 статьи 28 Кодекса установил, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в «случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что передача религиозным организациям в собственность для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (пункт 3 статьи 21).

Нормами статьи 20 Кодекса определен исключительный перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. К таким лицам отнесены только юридические лица, собственником имущества которых является государство (государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия) и органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации). Кроме того, они имеют имущество в собственности. Следовательно, наделение религиозных организаций правом постоянного (бессрочного) пользования и, соответственно, расширение круга лиц, установленного статьей 20 Кодекса, считаем нецелесообразным.

Вместе с тем статья 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает передачу религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками. Полагаем, что в случае, если культовые здания и сооружения, иное имущество религиозного назначения передается религиозным организациям в безвозмездное пользование, то земельные участки, на которых расположены указанные объекты, могут передаваться только в аренду, поскольку религиозная организация не является собственником переданного ей в безвозмездное пользование имущества.

Что касается определения размера арендной платы за земельные участки, используемые религиозными организациями, сообщаем, что Правительство Российской Федерации разрабатывает проекты постановлений Правительства Российской Федерации об общих началах определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и о порядке определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Указанные проекты содержат положения, устанавливающие, что для религиозных организаций, арендующих земельные участки, занятые культовыми зданиями и сооружениями и иным имуществом религиозного назначения, а также при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками на право их аренды арендная плата за такие земельные участки определяется в размере одного рубля.

Таким образом, полагаем, что действующее земельное законодательство Российской Федерации, а также проводимая Правительством Российской Федерации работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов в развитие его положений в целом направлены на создание правовых оснований, обеспечивающих благоприятные условия для получения религиозными организациями в собственность и пользование земельных участков. По нашему мнению, не требуется внесения поправок в Кодекс и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

С другой стороны, нельзя не отметить, что в процессе реализации некоторых норм законодательства в сфере недвижимости возникают определенные практические трудности и проблемы, которые требуют комплексного подхода к их решению. Так, в настоящее время множество зданий и сооружений, принадлежащих религиозным организациям, находятся в их безвозмездном пользовании, а не в собственности. Данная ситуация, в свою очередь, делает практически невозможной реализацию пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривающего безвозмездное предоставление в собственность религиозных организаций земельных участков, занимаемых такими зданиями и сооружениями. 4

В связи с вышеизложенным просим поручить Минимуществу России проработать указанные вопросы и разработать предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов в этой сфере, в том числе в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

 

Статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ

А.В. Маслов

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"