Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Письмо статс-секретаря – заместителя министра Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, государственного советника налоговой службы 1 ранга С.Н.Шульгина №01-1-02/1627 от 11 декабря 2001 г. в Комитет по делам общественных объединений  и  религиозных  организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

МНС России направляет информацию по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, для подготовки материалов к парламентским слушаниям   на тему «Создание законодательной базы для развития добровольных гражданских инициатив в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ   «О    некоммерческих    организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2, ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2, ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Законодательством Российской Федерации могут устанавливайся ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов (п.2, ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п.3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Допускается создание объединений названных организаций в форме ассоциаций и союзов.

Добровольная гражданская инициатива может быть направлена на создание и осуществление деятельности некоммерческих организаций.

Государственная     поддержка     некоммерческих     организаций осуществляется путем предоставления режима льготного налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Одним из приоритетных направлений реализации добровольной инициативы граждан является благотворительная деятельность.

Под благотворительной деятельностью в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг.

В настоящее время, кроме названного Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации целей, предусмотренных Федеральным законом от  11.08.95 №  135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (ст.7 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ).

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана (п.2 ст.6 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ).

Государственная    поддержка    благотворительных    организаций осуществляется путем установления льгот по отдельным видам налогов. В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль» предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной зашиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архи1> ой службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли;

Вышеперечисленные фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено  право   по  установлению  для  отдельных  категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты.

Следует   отметить,   что   порядок   льготного   налогообложения, установленный Законом Российской Федерации от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ, действует до 1 января 2002 года. С 01.01.2002 вводится в действие Глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», устанавливающая принципиально новый подход к исчислению данного налога. К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относится практически полная отмена налоговых льгот и снижение налоговой ставки до 24%. При этом установлено, что 7,5% будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 2% - в местные бюджеты. Несмотря на отмену льгот на федеральном уровне, законодательным (представительные) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не более, чем на 4%.

Следует также отметить, что Главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» предусмотрена отмена целого ряда ограничений по видам расходов, отнесение на себестоимость которых в настоящее время регламентировано системой нормативов и лимитов. Вводятся «открытые» перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы, при этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком. Кроме того, предусматривается новый механизм начисления амортизации имущества и ряд других нововведений.

Согласно статье 250 указанной Главы при определении налоговой базы внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных  средств),  работ,  услуг,  которые  получены  в  рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

Указанные доходы для целей налогообложения подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения);

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с положениями статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе и средства, полученные в рамках благотворительной деятельности.

С введением в действие Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации согласно положениям статьи 149 не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. Кроме того, согласно статье 162 Кодекса средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) не учитываются при определении налоговой базы. Таким образом, как передаваемые, так и получаемые в благотворительных целях средства, не будут облагаться налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 217 Главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

При этом, в случае получения налогоплательщиком средств в рамках гуманитарной помощи, для освобождения от налогообложения полученных доходов необходимо специальное подтверждение принадлежности этих средств к гуманитарной помощи (содействию), а именно удостоверение, выдаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации». При наличии данного удостоверения доходы, получаемые физическими лицами от международных некоммерческих организаций в рамках гуманитарной помощи (содействия), не подлежат налогообложению.

Кроме того, названным Законом предусмотрены другие налоговые льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия).

Что касается доходов, получаемых физическими лицами в виде благотворительной помощи от российских благотворительных организаций, то такие доходы освобождаются от налогообложения только в том случае, если указанные организации включены в перечень благотворительных организаций, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения стипендии, учреждаемые благотворительными фондами, а также доходы, получаемые детьми сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных   в  установленном   порядке   и   религиозных организаций.

Кроме того, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные пели в виде денежной   помощи   организациям   науки,   культуры,   образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно - спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 «Единый социальный налог (взнос)» части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.

Таким образом, благотворительные организации как работодатели являются плательщиками единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников, как штатных так и привлекаемых.

По вопросу налогообложения религиозных организаций необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль:

религиозных   объединений,   предприятий,   находящихся   в   их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Данная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных объединений;

Указанный порядок действует до вступления в силу Главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 149 Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно - реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);

реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской  Федерации  по  представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

В соответствии с положениями Главы 22 «Акцизы» части второй Налогового   кодекса   Российской   Федерации   освобождаются   от налогообложения акцизами (не признаются ювелирными изделиями) предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои.

Что касается порядка уплаты региональных и местных налогов, то согласно статьям 59 и 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вводят соответственно региональные и местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

 

Государственный советник налоговой службы 1 ранга

С.Н. Шульгин

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"