Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р

 

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

 

1. Характеристика состояния здоровья населения Российской Федерации

Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.

Младенческая смертность в 2 - 3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.

Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно - гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.

В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания.

В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно - гигиенических нормах и правилах.

Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно - гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально - экономический эффект.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.

Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся:

Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;

Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387, изложены основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а также определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные направления деятельности по охране здоровья населения.

Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения.

Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

 

2. Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:

обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;

создание постоянно действующей информационно - пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;

создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;

обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

 

3. Основные принципы реализации Концепции

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;

консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его групп;

использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно - оздоровительной работы.

При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно – сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций.

Для этого необходимо:

уменьшение уровня психо - социального стресса, повышение качества жизни семьи;

улучшение структуры и качества питания населения;

снижение распространенности потребления табачных изделий;

повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);

улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и питьевой воды;

совершенствование системы медицинского и социального страхования;

обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;

обеспечение иммунизации населения; обеспечение безопасных условий труда.

 

4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья населения

Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:

формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико - гигиенических знаний; создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;

создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.

Основными направлениями в реализации этой политики является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.

Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.

Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.

Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.

Они должны предусматривать:

увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения - амбулаторно - поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы;

укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей практики;

совершенствование системы медицинского страхования;

подготовка специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни.

В сложившихся социально - экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.

С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;

уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.

Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья.

Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.

В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций.

 

5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации.

Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.

Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными методами, как:

проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;

проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности;

введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях;

обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций по безопасности дорожного движения, работников морского, речного и воздушного флотов, а также пожарной инспекции приемам оказания первой доврачебной помощи.

Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов.

Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.

В первую очередь следует обратить внимание на заболевания, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения, в отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и лечения. Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.

Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.

Важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения.

Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать систему социально - гигиенического мониторинга для определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на основе унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований с учетом местных особенностей жизни населения.

Состояние здоровья населения является одним из основных критериев благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и планировать профилактические программы.

При составлении программ охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки. Создание законодательных и других нормативных правовых актов, разработка организационных и практических мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки населения, при которых может быть получен нужный результат, возможны только при достаточном научном сопровождении.

Основными направлениями в области научных исследований должны стать:

разработка новых, экономически оправданных методов определения состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;

разработка, планирование, реализация и оценка эффективности отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

сокращение разрыва между научными достижениями и практической их реализацией.

Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов.

По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20 процентов, уменьшению смертности от сердечно - сосудистых заболеваний на 15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного возраста.

Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25 - 30 процентов числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение распространенности избыточной массы тела на 20 - 30 процентов и, как следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10 процентов и 5 процентов соответственно.

Источниками финансирования профилактических мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов их семей.

Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения и алкоголизма.

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р

 

1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения руководствоваться положениями Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Касьянов

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"