Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1962 г. «Об утверждении положения об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских советов депутатов трудящихся РСФСР и о порядке производства по делам об административных нарушениях»

 

Президиум Верховного Совета РСФСР постанов­ляет:

Утвердить Положение об административных комис­сиях при исполнительных комитетах районных, город­ских Советов депутатов трудящихся РСФСР и о поряд­ке производства по делам об административных нару­шениях.

 

Положение об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР и о порядке производства по делам об административных нарушениях[1]

 

I. Задачи административных комиссий и порядок их организации

Статья I. Административные комиссии состоят при исполнительных комитетах районных, городских (в го­родах без районного деления) Советов депутатов трудя­щихся и образуются соответствующими Советами депу­татов трудящихся из числа депутатов Советов и пред­ставителей общественных организаций в составе пред­седателя (заместителя председателя или членов испол­нительного комитета соответствующего Совета), заме­стителя председателя, секретаря и не менее 4 членов комиссии.

Административные комиссии опираются в своей дея­тельности на широкий актив общественности.

В случае образования нескольких административных комиссий при одном исполнительном комитете районно­го Совета депутатов трудящихся они могут возглавлять­ся депутатами соответствующего районного Совета (в редакции Указа от 22 сентября 1965 г. -  «Ведомости...» 1965 г. №38, ст. 934).

Статья 2. Главной задачей административных ко­миссий является воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения прав, чести и достоинства граждан и соблю­дения правил социалистического общежития.

Статья 3. Административные комиссии рассматри­вают дела об административных нарушениях, ответст­венность за которые прямо предусмотрена актами высших органов государственной власти и государствен­ного управления Союза ССР, высших органов государ­ственной власти и государственного управления РСФСР, высших органов государственной власти и государствен­ного управления автономных республик, решениями местных Советов депутатов трудящихся и их исполни­тельных комитетов.

Статья 4. К лицу, совершившему административ­ное нарушение, административные комиссии могут при­менять одно из следующих взысканий:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) иное взыскание, которое предусмотрено актом, устанавливающим ответственность за данный вид нару­шения.

Статья 5. Предупреждение применяется как в ка­честве самостоятельной меры административного взы­скания, если оно предусмотрено актом, устанавливаю­щим ответственность за данный вид нарушения, так и вместо наложения штрафа на нарушителя.

Статья 6. Размер штрафа определяется в преде­лах, предусмотренных актом, устанавливающим ответ­ственность за данный вид нарушения, с учетом тяжести совершенного нарушения, личности и имущественного положения виновного.

Статья 7. О наложении административного взыска­ния административная комиссия, как правило, доводит до сведения общественности по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Статья 8. Постановление административной ко­миссии о наложении административного взыскания мо­жет быть отменено или изменено самой административ­ной комиссией, а также исполнительным комитетом рай­онного, городского Совета депутатов трудящихся, при котором состоит комиссия.

Статья 9. Административная комиссия вправе вме­сто наложения административного взыскания передать материалы в отношении нарушителя в товарищеский суд или общественные организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения мер общественного воздействия.

Статья 10. Административная комиссия вправе требовать от учреждений, предприятий и организаций необходимые документы, а также вызывать должност­ных лиц и граждан для получения сведений по вопро­сам, рассматриваемым комиссией.

Статья 11. Если при рассмотрении дела об адми­нистративном нарушении будет установлено, что нару­шение по своему характеру подпадает под признаки преступления, административная комиссия направляет материалы в отношении нарушителя в органы милиции или в прокуратуру.

Статья 12. Административные комиссии могут рас­сматривать дела об административных нарушениях по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Статья 13. Руководство и контроль за деятель­ностью административных комиссий осуществляются исполнительными комитетами районных, городских Со­ветов депутатов трудящихся.

Статья 14. Административные комиссии во всей своей деятельности ответственны перед соответствующи­ми Советами депутатов трудящихся и их исполнитель­ными комитетами.

Статья 15. Делопроизводство и техническое обслу­живание административных комиссий возлагаются на исполнительные комитеты районных, городских Советов депутатов трудящихся.

II. Порядок производства по делам об административных нарушениях

Статья 16. Задачами производства по делам об административных нарушениях являются установление виновных и обеспечение правильного применения зако­нодательства с тем, чтобы к каждому совершившему административное нарушение были применены справед­ливые меры административного воздействия.

Статья 17. Дело об административном нарушении не возбуждается, административное взыскание не нала­гается, а наложенное взыскание не приводится в испол­нение и дело подлежит прекращению:

а) если к моменту возбуждения или рассмотрения дела об административной ответственности прошло бо­лее месяца со дня совершения административного нару­шения;

б) если истек 3-месячный срок давности, установлен­ный для исполнения постановления о наложении адми­нистративного взыскания;

в) если к моменту возбуждения или рассмотрения дела об административной ответственности акт, уста­навливающий эту ответственность, был отменен;

г) если лицо, совершившее административное нару­шение, к моменту совершения нарушения не достигло 16-летнего возраста.

Статья 18. Если лицо, подвергшееся администра­тивному взысканию, в течение одного года не совершит нового административного нарушения, то это лицо счи­тается не подвергавшимся административному взыска­нию, кроме случаев, когда законодательством РСФСР предусмотрены иные сроки.

Статья 19. Факт совершения административного нарушения устанавливается соответствующими долж­ностными лицами, представителями общественных орга­низаций (общественными контролерами и инспекторами, членами добровольных народных дружин и др.), кото­рым это право предоставлено законодательством Союза ССР или законодательством РСФСР.

Должностные лица и представители общественных организаций должны иметь соответствующие документы или знаки установленной формы, которые предъявля­ются по требованию лица, совершившего администра­тивное нарушение.

Статья 20. О каждом административном наруше­нии, кроме случаев, когда согласно действующему за­конодательству штраф взимается на месте, должен быть составлен протокол, (акт) по установленной форме.

В протоколе (акте) об административном наруше­нии должны быть указаны: дата и место составления

протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, со­ставившего протокол; фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий (для работающих - размер заработка), ме­сто жительства, семейное положение нарушителя, до­кумент, удостоверяющий личность нарушителя, время, место и сущность административного нарушения; наи­менование акта, предусматривающего ответствен­ность за данный вид нарушения; фамилии, адреса свидетелей (очевидцев) и потерпевшего, если они имеются.

Если у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе, он может быть до­ставлен в отделение милиции, исполком сельского, по­селкового Совета, штаб добровольной народной дружи­ны для выяснения личности и составления протокола (акта).

Статья 21. Протокол (акт) должен быть подпи­сан должностным лицом или представителем общест­венной организации, его составившим, и лицом, совер­шившим административное нарушение.

При наличии свидетелей и потерпевшего протокол (акт) может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа нарушителя от подписания прото­кола (акта) в нем делается об этом специальная запись, удостоверенная понятыми.

Лицо, совершившее административное нарушение. может внести в протокол (акт) собственноручно объяс­нение и замечания по существу содержания протокола (акта), мотивы своего отказа от его подписания и т. д.

Статья 22. Протокол (акт) направляется в соот­ветствующую административную комиссию либо друго­му органу или должностному лицу, которым предостав­лено право наложения административного взыскания.

Если нарушение сопряжено с причинением ущерба (лесонарушение, незаконный лов рыбы» незаконная охо­та и др.), протокол (акт) составляется в 2-х экземпля­рах, один из которых приобщается к исковому заявле­нию, направленному в суд.

Статья 23. Протокол (акт) об административном нарушении, совершенном военнослужащим или лицом рядового либо начальствующего состава органов МВД, влекущем наложение штрафа в административном порядке, направляется командиру соответствующей воинской части, начальнику учреждения.

Статья 24. При взимании штрафа на месте нарушения протокол (акт) не составляется. Об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца для чего работники милиции и другие должностные лица, которым предоставлено право взимания штрафа на месте, снабжаются специальными квитанционными книжками с пронумерованными листами, - квитанциями

Статья 25. В случае отказа от уплаты штрафа на месте нарушения нарушитель обязан указать свой адрес и расписаться в квитанционной книжке о наложе­нии штрафа и внести штраф в 3-дневный срок в отделе­ние милиции или другой орган, должностное лицо кото­рого наложило штраф.

В случае отказа уплатить штраф на месте или рас­писаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, а также при возникновении сомнения в правильности указания нарушителем своего адреса и фамилии и при отсутствии свидетелей, которые могут сообщить необхо­димые сведения о нарушителе, он может быть достав­лен в отделение милиции, исполком сельского, поселко­вого Совета, штаб добровольной народной дружины Для выяснения личности и составления протокола (акта).

III. Порядок рассмотрения административными комиссиями дел об административных нарушениях

Статья 26. Основанием для рассмотрения дела об административной ответственности служит протокол (акт) об административном нарушении, составленный должностным лицом или представителем общественной организации.

Статья 27. Дело об административном нарушении рассматривается административной комиссией по месту жительства нарушителя в 10-дневный срок со дня полу­чения протокола (акта).

Дела о нарушениях, совершенных должностными ли­цами предприятий, учреждений или организаций в свя­зи с их служебной деятельностью, рассматриваются в тот же срок административной комиссией по месту на­хождения этих предприятий, учреждений или органи­заций.

Статья 28. Административная комиссия рассмат­ривает дела в открытом заседании, которое должно про­исходить, как правило, в нерабочее время. О дне засе­дания комиссии извещается прокурор.

Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины состава комиссии.

Статья 29. Дело рассматривается при участии ли­ца, привлекаемого к административной ответственности, ему обеспечивается право ознакомления с актом, на ос­новании которого возбуждено дело, и другими материа­лами, относящимися к делу, а также право давать объ­яснения по существу нарушения и заявлять ходатай­ства.

В случае необходимости, до рассмотрения дела, административная комиссия поручает члену комиссии или представителю общественности проверить существо дела.

Заочное рассмотрение дела может иметь место лишь в случае, когда имеются данные об извещении нару­шителя о дне и месте заседания комиссии.

В случае необходимости на заседание комиссии мо­гут быть вызваны свидетели, а также представители государственных органов и общественных организаций.

Статья 30. Вызов нарушителя, свидетелей и дру­гих лиц на заседание комиссии производится не позднее чем за 3 дня до заседания комиссии.

Статья 31. Виновность лица в совершении адми­нистративного нарушения устанавливается на основании данных, указанных в протоколе (акте) о совершении нарушения, и данных, полученных при рассмотрении дела на заседании комиссии.

Статья 32. В протоколе заседания административ­ной комиссии указываются: дата заседания, фамилии участвующих в заседании комиссии лиц, содержание рассматриваемого дела и решение комиссии.

Статья 33. Постановление комиссии по делу вы­носится и объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо, привлекавшееся к ответствен­ности, признано невиновным в совершении администра­тивного нарушения или когда взыскание не наложено.

Статья 34. В постановлении комиссии о наложении взыскания должны быть указаны:

а) год, месяц, число и место вынесения постановле­ния;

б) наименование комиссии, рассматривавшей дело;

в) фамилия, имя, отчество, возраст, место работы (учебы) и места жительства нарушителя;

г) время, место и сущность нарушения;

д) вид административного взыскания, а при нало­жении денежного штрафа - его размер, срок и поря­док уплаты;

е) срок и порядок обжалования постановления. Статья 35. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов и подписывается пред­седателем и членами комиссии, участвовавшими в рас­смотрении дела.

Статья 36. Постановление комиссии о наложении взыскания должно быть вручено под расписку «наруши­телю не позднее чем в 5-дневный срок со дня его выне­сения.

IV.    Порядок рассмотрения другими органами и должностными лицами дел об административных нарушениях

Статья 37. Органы и должностные лица, которым предоставлено право налагать административные взы­скания, при рассмотрении дел об административных на­рушениях и наложении взысканий должны руководство­ваться правилами, установленными для рассмотрения дел и наложения взысканий административными комис­сиями (статьи 3-7, 9-12, 26, 27, 31, 33, 34, 36 настоя­щего Положения), за следующими изъятиями:

а) дела рассматриваются соответствующим органом или должностным лицом по месту совершения наруше­ния;

б) извещение лица, совершившего административное нарушение, о дне рассмотрения дела производится толь­ко в случае необходимости получить от него личные объяснения.

Статья 38. Органы или должностные лица, кото­рым предоставлено право наложения административно­го взыскания, могут передавать материалы в отноше­нии нарушителя для наложения административного взы­скания в административные комиссии.

V.      Порядок обжалования постановлений о наложении административных взысканий

Статья 39. Постановление административной ко­миссии или другого органа либо должностного лица, имеющих право налагать административные взыскания, может быть обжаловано нарушителем в 10-дневный срок со дня вручения ему этого постановления.

Статья 40. Жалоба на постановление о наложе­нии штрафа подается в районный (городской) народный суд по месту жительства нарушителя.

Жалоба на постановление административной комис­сии о наложении иного взыскания подается в соответ­ствующий исполнительный комитет районного, город­ского Совета депутатов трудящихся.

Жалоба на постановление другого органа или долж­ностного лица о наложении иного взыскания (не штра­фа) подается вышестоящему органу или должностному лицу.

VI.    Порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий

Статья 41. Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено нарушителем в течение 15 дней со дня вручения ему постановления.

Штраф вносится в учреждения Госбанка СССР. Квитанция об уплате штрафа предъявляется в адми­нистративную комиссию или в орган, наложивший штраф.

Статья 42. В случае неуплаты штрафа в 15-днев­ный срок постановление о наложении штрафа направля­ется по месту работы оштрафованного для удержания суммы штрафа в бесспорном порядке из его заработка.

В случае отсутствия у оштрафованного заработка постановление о наложении штрафа направляется су­дебному исполнителю по месту жительства оштрафован­ного для обращения взыскания на его имущество.

Статья 43. Постановления о наложении иных ад­министративных взысканий исполняются в порядке, определяемом нормативным актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения.

 

Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 13, ст. 166.

 

 



[1] Положения об административных комиссиях, утвержденные указами Президиума Верховного Совета союзных республик: Уз­бекская ССР - 17 марта 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 10, ст. 59); Таджикская ССР - 16 июня 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 18, ст. 122); Туркменской ССР - 13 июня 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 17, ст. 56); Латвийской ССР-23 декабря 1961 г. («Ве­домости...» 1961 г. № 51, ст. 1431); Литовской ССР - 12 января 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 2, ст. 8); Армянской ССР - 31 мар­та 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 10, ст. 42); Молдавской ССР-6 июня 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 16, ст. 48); Укра­инской ССР - 15 декабря 1961 г. («Ведомости..» 1961 г. № 53, ст. 609); Грузинской ССР-27 июля 1862 г. («Ведомости...» 1962 г. № 23, ст. 377); Казахской ССР-27 февраля 1962 г. («Ведомо­сти...» 1962 г. № 9, ст. 37); Киргизской ССР - 6 апреля 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 14, ст. 36); Эстонской ССР - 7 февраля 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 6, ст. 13); Белорусской ССР - 30 декабря 1961 г. (СЗ БССР 1961 г. № 39, ст. 414); Азербайджан­ской ССР - 13 апреля 1962 г. («Ведомости...» 1962 г. № 11, ст. 59).

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"