Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Письмо Троцкого членам Политбюро ЦК РКП (Б) от 14.5.1922

 

Совершенно секретно

Всем членам Политбюро ЦК,

копия редакции «Правды»,

копия редакции «Известий»,

т. Ленину

 

По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином, в «Правде» напечатана небольшая заметка, в «Известиях» нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия, в смысле полного раскола между демократической сме­новеховской частью церкви и ее монархически контрреволюционны­ми элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заин­тересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государ­ства, а тем более, от нашего философски-материалистического отно­шения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состо­ит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризи­рованным старой церковной иерархией. Отделение церкви от госу­дарства, нами раз навсегда проведенное, вовсе не означает безразли­чия государства к тому, что творится в церкви как в материально-об­щественной организации, а не как в общине верующих. Верхи церк­ви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для ус­трашения лояльных элементов. Политика черного церковного терро­ризма сохранила всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лояльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отчасти из ложного и чисто формально понятого принципа отделения церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпи­мость государства по отношению к контрреволюционным верхам церкви, не рассчитывали, что государство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих против происков и мер материальной репрессии со стороны церковных верхов.

Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лояльного духовенства, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспорных прав государ­ство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не по­кушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.

Во всяком случае необходимо:

1)      уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симпто­му, имеющему историческое значение;

2)      давать в прессе вообще как можно более информации о движе­нии в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и комментируя смено­веховские голоса;

3)      не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке ны­нешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сбли­жению, а наоборот, дать возможность борьбе развернуться в самой яркой и решительной форме;

4)      критику сменовеховского духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов в церкви, вы не оцениваете всей вины официальной церкви перед народом и революцией и пр. и пр.;

5)      однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основных особенно­стей ее развития, как сословно-классовой организации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет на­чинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской рево­люции в государстве и пр. и пр.);

6)      Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все во­просы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой по­пулярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к это­му вопросу внимание широчайших народных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материализма.

Л.Троцкий

14/V22.

Р.S. Еще раз повторяю, что редакции «Правды» и «Известий» не отдают себе должного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все вхо­дит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочайшей духовной революции в рус­ском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет.

Л.Троцкий.

 

верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!

Ленин.

15/V.

 

(Московский писатель (Энциклопедический журнал-меморандум Московской организации Союза писателей России), октябрь 2000 – июнь 2002 г. - №1(6). – С.165-166.)

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"