Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Инструкция секретариата Президиума ВУЦИК «О порядке организации, деятельности, отчетности и ликвидации религиозных обществ и системы учета административными органами состава религиозных обществ и служителей культа» (В развитие раздела Х Административного кодекса УССР - Правила о культах)

 

Глава I. Порядок организации и деятельности религиозных обществ

I. Организация религиозных обществ

1. Необходимым условием начала деятельности каж­дого религиозного общества является регистрация уста­ва общества. До регистрации своего устава в райиспол­коме или городском Совете, выделенном в отдельную административно-хозяйственную единицу, ни одно рели­гиозное общество какого бы то ни было культа не может открыть свою деятельность (ст. 359 Админ. кодекса УССР).

2. Для оформления регистрации устава религиозное общество должно представить такие документы:

а) заявление райисполкому или горсовету о регист­рации устава данного религиозного общества с подпися­ми 50 учредителей. Подписи учредителей должны быть засвидетельствованы порядком, т. е. нотариальной кон­торой. В населенных пунктах, где нет нотариальной конторы, подписи учредителей свидетельствует народный судья или райисполком; в сельских местностях - сель­ский Совет[1];

б) протокол собрания учредителей в двух экземпля­рах. Протокол должны подписывать эти 50 учредителей и утвердить своими подписями председатель и секретарь собрания учредителей;

в) устав общества по типовому образцу (приложе­ние № 1)[2] в трех экземплярах, подписанный председа­телем и секретарем собрания учредителей;

г) заполненную учетную карточку состава религиоз­ного общества (форма № 2).

3. Представляя вышеуказанные документы о регист­рации устава, религиозные общины оплачивают такие сборы:

а) за засвидетельствование подписи каждого из уч­редителей религиозного общества на заявлениях при ре­гистрации устава религиозного общества во всех случаях взыскивается 2 рубля государственной пошлины. Размер государственной пошлины не меняется от того, где сви­детельствуются подписи: в нотариальной конторе, нар­суде, райисполкоме или сельсовете;

б) заявление о регистрации устава религиозного об­щества, подаваемое в райисполком или городской Совет, оплачивается государственной пошлиной в сумме 3 рубля

4. Проекты уставов, прилагаемых к заявлениям, и все другие (кроме вышеуказанных) необходимые при регистрации документы никакими сборами не оплачива­ются. Кроме этих расходов учредители религиозного общества, представляя заявления о регистрации, вносят деньги для опубликования в местном официальном орга­не печати о регистрации данного религиозного общества Если будет отказано в регистрации, внесенные деньги возвращаются.

5. Райисполкомы и городские Советы должны в те­чение месяца со дня получения заявления зарегистриро­вать устав религиозного общества или сообщить пода­телям заявления об отказе им в регистрации[3].

II. Регистрация уставов малочисленных религиозных обществ

6. Религиозные объединения, имеющие в своем соста­ве меньше 50 членов, рассматриваются как религиозные группы.

7. Малочисленные религиозные группы до начала деятельности должны состоять на учете в райисполкоме или горсовете. Для заведения учета они представляют заполненную учетную карточку состава религиозной группы (форма № 2)

(…)

10. Райисполкомы и городские Советы не могут до­пускать существования какого бы то ни было религиоз­ного общества или группы, которые не были зарегистрированы и не числились у них на учете[4].

III. Регистрация устава религиозных обществ

11. Изменение религиозным обществом своей религи­озной ориентации рассматривается как основание нового религиозного общества.

12. После постановления общего собрания религиозного общества об изменении ориентации из состава ре­лигиозного общества должна выделиться пятидесятка учредителей, члены которой должны срочно в общем порядке представить райисполкому или городскому Со­вету устав религиозного общества на регистрацию и составить новый договор па пользование молитвенным зданием и культовым имуществом. С религиозными обществами, меняющими ориентацию и не оформившими указанным порядком перехода до другого течения, необ­ходимо расторгнуть договор на пользование молитвенным зданием, как за нарушение устава и договора

Перерегистрация устава религиозных обществ па территории целой области или отдельных районов про­изводится по постановлению облисполкомов (облоргкомитетов) или Секретариата Президиума ВУЦИК.

IV. Религиозные общества не имеют права юридического лица

13. Религиозные общества основываются исключи­тельно для удовлетворения своих религиозных потреб­ностей, поэтому они не пользуются правами юридиче­ского лица, т. е. не имеют права, как общества, приобре­тать в собственность имущество, брать на себя или давать обязательства, составлять договоры, подавать иски и отвечать на суде (ст. 360 Админ. кодекса УССР).

14. Договоры на пользование молитвенными здания­ми и культовым имуществом составляю г от своего имени те члены религиозных обществ, которые подписывают договоры, а не от имени религиозного общества.

15. Согласно примечанию к ст. 360 Админ. кодекса по .всем обязательствам, принятым на себя членами пя­тидесятки при подписании договора на пользование мо­литвенным зданием и культовым имуществом, они отве­чают лично, а не все религиозное общество. Уполномо­ченные религиозного общества также не имеют права юридического лица н поэтому не могут ни от своего име­ни, ни от имени религиозного общества составлять какие-либо договоры. Если такие договоры составлены, они ни одну из сторон ни к чему не обязывают.

V. Собрания религиозных обществ и религиозные съезды

16. Для решения своих дел религиозные общества имеют право созывать общее собрание членов религиоз­ного общества и собрания Уполномоченных, сообщая об этом органам местной власти. О созыве общих собраний религиозного общества необходима» сообщать в районных центрах райисполкому, в городах, выделенных в отдель­ные административно-хозяйственные единицы, - город­скому Совету, в других городах и селениях городского типа - местному Совету не позже как за три дня до собрания, а в селах сельскому Совету не позднее как за один день, прилагая порядок дня (ст. 361 Админ. кодек­са УССР). Сообщать органам местной власти о созыве собраний религиозного общества необходимо в письмен­ной форме.

17.    По ст. 362 Админ. кодекса УССР религиозные общества могут созывать съезды в порядке и с соблю­дением правил, установленных главой 3 раздела IX Админ. кодекса.

18.    Возбуждая ходатайства о разрешении на созыв районных, областных и всеукраинских съездов религиоз­ных объединений, руководящие органы этих объединений должны представлять такие документы:

а) выписка из постановления руководящего органа

религиозного объединения о созыве съезда с указанием срока начала и конца съезда;

б) порядок дня съезда с перечнем всех вопросов, которые подлежат обсуждению на съезде;

в) исчерпывающие сведения о количестве участников съезда, отдельно служителей культа и верующих, приложив список религиозных объединений, которых эти уча­стники представляют.

19.    Заявления о разрешении созывать районные съез­ды и совещания подаются райисполкомам или городским Советам. В случае созыва съезда или совещания в мас­штабе нескольких районов заявления подаются соответ­ствующему облисполкому (облоргкомитету).

20. До получения предварительного разрешения со­зывать съезд и совещания запрещается.

21. Согласно ст. 321 Админ. кодекса УССР облиспол­комы (оргкомитеты), райисполкомы и городские Советы, а также и иные организации, на которые возложена обязанность охранять революционный порядок и безо­пасность, имеют право командировать своего представи­теля на всякие собрания, на созыв которых необходимо получить предварительное разрешение для наблюдения за порядком и безопасностью на собраниях.

22. Обязанности представителей местной власти на этих собраниях изложены в ст. ст. 332-334 Админ. ко­декса.

VI. Религиозные общества и служители культа

23. Граждане, составляющие данное религиозное об­щество, для удовлетворения своих религиозных потреб­ностей имеют право назначить или избрать служителей культа.

24. Ни один служитель культа не может приступить к исполнению своих религиозных обязанностей до регистрации в райисполкоме или городском Совете, по при­надлежности, порядком, установленным для данной об­ласти обязательным постановлением (облоргкомитета)[5].

25.    К служителям культа относятся:

1) в православном культе - митрополиты, архиепи­скопы, епископы, протопресвитеры, протоиереи, иереи, архидиаконы, протодиаконы, диаконы, псаломщики;

2) в старообрядческом культе поповцев - те же са­мые категории, как и в православном культе;

3) в старообрядческом культе беспоповцев - настав­ники и начетчики;

4) в католическом культе - архиепископы, епископы, прелаты, пробсты, ксендзы и органисты;

5) в лютеранском культе - пастеры, проботы, кистеры и органисты;

6) в иудейском культе - раввины, реаники, канторы, магелы и магиды;

7) в караимском культе - хазаны;

8) в магометанском культе - муллы и муэдзины;

9) в религиозных сектах - пресвитеры, диаконы, благовестники и лица, постоянно исполняющие обязанности проповедников на молитвенных собраниях;

10) во всех культах - миссионеры.

Примечание. Служителями культа не считаются: председатели религиозных обществ, церковные старосты, сторожа молитвенных домов и лица, выпекающие прос­форы и мацу.

26.    Район деятельности служителей культа, религи­озных проповедников, наставников и т. п. ограничивает­ся местожительством членов религиозного объединения, которое они обслуживают, и местом нахождения соот­ветствующего молитвенного дома.

27.    Деятельность служителей культов, религиозных проповедников и наставников, обслуживающих два или несколько религиозных объединений, ограничивается территорией, на которой постоянно живут верующие, входящие в укапанные религиозные объединения.

(…)

29.    Служители культа, решившие отказаться от рели­гиозной деятельности, должны подать об этом заявление соответствующему райисполкому или городскому Сове­ту. В своем заявлении об отречении от сана и исполне­ния обязанностей служителя религиозного культа слу­житель культа должен дать такие сведения: 1) фамилия, имя и отчество; 2) год рождения; 3) в каких религиоз­ных обществах служил и какие обязанности там испол­нял; 4) по каким причинам отказывается от исполнения обязанностей служителя культа; 5) имеет ли какую-либо собственность, пользуется ли в данное время землею;

6) образование; 7) в какой газете (название газеты, но­мер и дата) помещена заметка об отказе от служения в молитвенном доме; 8) занятие в настоящий момент и местожительство; 9) подпись

VII.   Исполнение религиозных, обрядов

30.    Верующие могут свободно исполнять религиозные обряды, вытекающие из религии, которую они признают, если исполнение этих обрядов не нарушает обществен­ного порядка и не сопровождается посягательствами на права других граждан и не возбуждает верующих одной религии против верующих другой и т. п. (ст. 352 Админ. кодекса УССР).

31.    Проведение молитвенных собраний для отправле­ния культа и произнесения проповедей чисто религиоз­ного содержания в молитвенных домах, а равно и совер­шение религиозных обрядов, обслуживающих данную семью (молебны, панихиды, предпраздничные молитвы служителей культа и проч.), как в молельных зданиях, так и в домах верующих допускается беспрепятственно без особого разрешения органов власти[6].

(…)

35.    Заявления, посылаемые религиозным обществом по религиозным делам правительственным учреждениям, необходимо оплачивать государственной пошлиной в сумме 3 руб.

(…)

 

Глава II. Передача в пользование религиозных обществ молитвенных домов и культового имущества

IX.    Передача молитвенных, домов и культимущества религиозным обществам

39.    Молитвенные здания специального типа и культо­вое имущество, состоящее на учете органов Советской власти, являются государственным достоянием.

40.    Молитвенные здания специального типа и культо­вое имущество, предназначенные исключительно для культовых целен, отдаются по особым постановлениям административных органов, по принадлежности, в бес­платное пользование верующих, - составивших то или другое религиозное общество[7].

41.    Вместе с молитвенными зданиями передаются в бесплатное пользование верующих церковные сторожки и церковные подвалы, связанные с обслуживанием этих молитвенных зданий. Также остаются в пользовании верующих книги чисто религиозного содержания, находящиеся в библиотеках при молитвенных зданиях, после проверки их местными органами Народного Комиссариата Просвещения (ст. 367 Админ. кодекса УССР).

42.    Молитвенные здания и культовое имущество пе­редаются в пользование религиозных обществ по поста­новлениям райисполкомов и городских Советов после регистрации устава и составления договора с религиоз­ным обществом на пользование указанными зданиями и культовым имуществом.

43.    Церковной сторожкой считается дом, состоящий не более как из двух жилых комнат, находящийся внут­ри церковной ограды и предназначенный только для жилья церковного сторожа, а не кого-либо из служите­лей культа. Также церковной сторожкой считается дом, пристроенный к церковной ограде одной стеной, а дру­гие стены выходят за церковную ограду, если он отвеча­ет указанным выше условиям.

44.    Дома, не отвечающие этим условиям, независимо от того, где они находятся, не считаются церковной сторожкой. Передавать их в пользование религиозных обществ можно только в аренду за плату, на общих основаниях для всех других домов, принадлежащих госу­дарству.

45. Если отдельный гражданин, член того или иного религиозного общества, желает передать свой собствен­ный дом под молитвенное здание того культа, к которо­му он принадлежит, то этот дом передается государству, а не в собственность религиозного общества. После оформления передачи этого дома государству его пере­дают в пользование верующих

(…)

 

XII Договор на пользование молитвенным зданием и культовым имуществом

55.    Когда райисполкомы или же городские Советы передают религиозным обществам молитвенные дома и культовое имущество в бесплатное пользование между райисполкомом или городским Советом и пятидесяткою заключается договор[8].

56.    Главные обязанности, которые должны взять на себя члены пятидесятки, установлены в ст. 370 Админ. кодекса УССР.

57.    Согласно указанной статье Админ. кодекса пред­лагается содержание договора на бесплатное пользова­ние религиозным обществом молитвенным домом и куль­товым имуществом ( приложение № 2).

58.    Составляя договор, производят опись культового имущества, которое передается религиозному обществу в бесплатное пользование, по прилагаемой форме (фор­ма №4).

(…)

 

XIII. Порядок, проверки культового имущества

60.    Для проверки культового имущества организовы­вается специальная комиссия в составе представителей райисполкома или городского Совета, по принадлежно­сти, и представителя от отдела народного образования. К работе вышеуказанной комиссии необходимо обяза­тельно привлекать представителей религиозного обще­ства при молитвенном доме, в котором проверяется культовое имущество. Представителям отдела народного образования предоставляется право производить изъятие культовых предметов, ценных в историческом, художест­венном или археологическом отношении, которые в на­стоящее время для нужд культа не употребляются или которые можно заменить другими предметами;

61.    При проверке составляется акт о состоянии культового имущества и все имеющиеся в наличии пред­меты заносятся в заготовленную заранее опись. Опись составляется в двух экземплярах, из которых один остав­ляется в делах религиозного общества, а другой пере­дается райисполкому или городскому Совету.

62.    Если при проверке культового имущества не бу­дет наличия предметов, занесенных в опись, за недостачу согласно договору несут ответственность лично члены пятидесятки, когда будет установлено, что недостача предметов культового имущества произошла в результа­те преступной деятельности пятидесятки или отдельных ее членов, что кроме материальной ответственности рай­исполком или городские Советы, получившие санкцию облисполкома (облоргкомитета), имеют право расторг­нуть договор с данною пятидесяткою на - пользование молитвенным домом, а также привлечь ее членов к уго­ловной ответственности по ст. 177 Угол. кодекса УССР[9].

63. При проверке в опись культового имущества не нужно записывать:

а) иконы, оставленные в молитвенных зданиях во вре­менное пользование частными лицами, что должно под­тверждаться соответствующими документами;

б) полотенца, покрывала и платки, поступившие в молитвенный дом в виде пожертвований. Этими предме­тами религиозные общества могут распоряжаться по своему усмотрению, но в случае продажи религиозное общество должно полученные деньги внести в приходо-расходные книги.

64.    Кроме того, при проверке культового имущества не нужно вносить в опись разбитых колоколов, которыми в данное время пользоваться нельзя. Эти колокола нуж­но записывать в отдельный лист.

 

XIV. Обязанности религиозного общества в отношении уплаты налогов, охраны и страхования молитвенных домов и культового имущества

65 Религиозные общества, в бесплатное пользование которых переданы молитвенные дома, должны платить страховые премии, налог со строении и земельную ренту.

66.    Переданные религиозным обществам молитвенные дома (церкви, костелы, синагоги, мечети и проч.) счита­ются застрахованными автоматически, в течение всего времени нахождения их в пользовании религиозных обществ, обязательным порядком, без какого-либо оформления, на сумму действительной стоимости, т. е. со скидкой на амортизацию, на основании оценок, по кото­рым эти самые строения были застрахованы в 1928-1929 гг.

Переоценка молитвенных домов может иметь место только в случае, когда стоимость их меняется через пе­рестройку, частичное разрушение и т. п.

67.    Средства, полученные в виде страховой премии or органов страхования, используются по постановлению райисполкома и городского Совета на культурно-быто­вые потребности данного села или города, соответствен­но высказанному желанию трудящегося населения дан­ной местности.

68.    По постановлению ЦИК и СНК Союза ССР от 23. XI - 1930 г.[10] о налоге со строении ч о земельной рей те взыскание с 1 января 1931 г. ренты с земель под мо­литвенными домами в селах берется на общих основа­ниях.

69.    На основании указанного постановления ЦИК и СНК СССР и постановления СНК УССР от 15.11 1931 г.[11] райисполкомы и городские Советы могут установить налог с молитвенных домов в размере до 2% от страховой оценки этих домов в 1928-1929 году.

70.    Порядок обложения молитвенных домов налогом со строений, исчисления ренты в страховой премии, а также обложения служителей культа сельскохозяйствен­ными налогами и подоходными налогами определен цир­куляром Наркомфнна УССР № 1000/34 от 2. III. 1931 г.[12] (приложение № 3).

(…)

 

ГЛАВА III. Порядок закрытия молитвенных домов и ликвидация религиозных обществ

76.    Закрытие молитвенных домов может производить­ся или по желанию значительного большинства населе­ния данного насёленного пункта, или в случае, когда не найдется в данной местности такое религиозное обще­ство, которое взяло бы молитвенный дом в свое поль­зование. Порядок закрытия молитвенных домов установ­лен в ст. ст. 371-372 Админ. кодекса.

77.    Райисполкомы и городские Советы свои постанов­ления о закрытии функционирующих молитвенных зда­ний посылают через облисполкомы (облоргкомитеты) Всеукраинскому Центральному Исполнительному Коми­тету с приложением таких сведений и материалов:

а) сколько членов религиозного общества состоит при данном религиозном здании и какого течения;

б) сколько молитвенных зданий того же самого куль­та имеется в данной местности, как они распределяются между отдельными течениями;

в) сколько всех верующих того же самого культа имеется в данной местности;

г) сколько взрослого населения, и сколько из них избирателей, и сколько всего населения имеется в дан­ной местности (например, при закрытии церкви - сколь­ко украинцев, при закрытии синагоги - сколько евреев и т. п.); в городах: выписки из протоколов общих собра­ний рабочих фабрик и заводов, а также собраний слу­жащих и кустарей;

д) в городах выписки из протоколов общих собра­ний работников фабрик и заводов, а также собраний служащих и кустарей, в селах выписка из протокола общего собрания колхозников или избирателен села, а если в селе имеются заводы, то и копии протоколов об­щих собраний рабочих;

е) выписки из протоколов общего собрания религиоз­ного общества данного молельного здания как на селе, так и в городе (независимо от того, будет ли постанов­ление положительным или отрицательным);

ж) собранные подписи о закрытии молитвенного здания;

з) все жалобы религиозного общества вместе с под­писями против закрытия, если они получились, с заклю­чением о них и о правдивости подписей;

и) выписки из протокола заседания президиума рай­исполкома или городского Совета по этому делу.

78.    Препровождая дело облисполкомам (облоргкомитетам), райисполкомы и городские Советы прилагают одновременно и докладную записку, указав в ней все необходимые сведения и разъяснение материалов, а так­же освещают вопрос о проведении работы по делу за­крытия молитвенного здания и о прохождении оформле­ния этого дела, и сведения о материальной возможности использования закрытого молитвенного здания для культурно-просветительных надобностей

Примечание. В посланных облисполкомом (облоргкомитетом) выписках из протоколов собраний трудя­щихся в городе и в селе по делу закрытия молитвенного здания обязательно необходимо указать, сколько было присутствующих на собрании, сколько голосовало за закрытие молитвенного здания, сколько против и сколько воздержалось.

79.    Всякое дело о закрытии каждого отдельного мо­литвенного здания райисполкомы и городские Советы направляют облисполкомам (облоргкомитетам), в част­ности нельзя, например, ни в каком случае направлять одно общее дело о закрытии нескольких церквей и си­нагог.

80.    Закрытие молитвенных домов, которые благодаря своему плохому техническому состоянию угрожают общественной безопасности, производится после осмотра их комиссией, выделенной райисполкомом или городским Советом.

Осмотр молитвенного здания комиссией необходимо производить в присутствии религиозного общества, поль­зующегося этим молитвенным зданием.

Если это молитвенное здание состоит на учете отдела народного просвещения, то к участию в комиссии при­влекаются представители от указанного отдела или музея.

81.    О результатах осмотра комиссии составляется со­ответствующий акт, указывая в нем, какую именно ра­боту необходимо исполнить в отношении ремонта молит­венного здания и в какой срок.

82.    Акт должен быть подписан представителем рели­гиозного общества. О результатах осмотра сообщается пятидесятке религиозного общества, которое пользуется этим молитвенным зданием. Окончательно акт техниче­ского осмотра утверждает соответствующий орган госу­дарственного надзора и контроля за строительством.

83.    Если в указанный срок комиссией соответствую­щего ремонта молитвенного дома не будет сделано и в другой пятидесятке не поступит заявление о желании взять в пользование это молитвенное здание с условием исполнить указанный в акте технического осмотра ре­монт, молитвенный дом закрывается после вынесения соответствующего постановления президиума облиспол­кома (облоргкомитета). Об этом последний сообщает Секретариату Президиума ВУЦИК.

В материалах о закрытии молитвенных зданий долж­на быть подписка уполномоченных религиозного обще­ства о том, что оно отказывается выполнить указанный в акте ремонт.

84. По ст. 373 Админ. кодекса УССР молитвенные здания закрываются лишь в следующих случаях:

1) когда в данном населенном пункте в пятидесятке верующих, взявшей молитвенное здание в свое пользо­вание, по каким-либо причинам остается, меньше необ­ходимого количества членов и не находится среди ве­рующих данного населенного пункта лиц, желающих по­полнить пятидесятку;

2) когда религиозное общество, пользующееся молит­венным зданием, отказывается произвести ремонт мо­литвенного здания, по состоянию своему угрожающего общественной безопасности.

85.    Кроме указанных случаев, вопрос о закрытии молитвенного здания могут возбудить государственные учреждения, когда закрытие того или другого молитвен­ного здания необходимо по соображению государствен­ного значения, например молитвенное здание препятст­вует нормальному движению или возникает необходи­мость снести молитвенное здание для постройки на этом месте завода, электростанции и проч. В таком случае вопрос о закрытии данного молитвенного здания непо­средственно решает Секретариат Президиума ВУЦИК по представлению облисполкома (облоргкомитета)[13]

86. Культовое имущество закрытых молитвенных зда­ний используется таким образом:

1) предметы культового имущества из драгоценных металлов передаются в государственное хранилище Наркомфина через финотделы;

2) предметы культового имущества повседневного характера (мебель, люстры, ковры и т. п.) зачисляются в государственный фонд;

3) все другие предметы культа, например: ризы, хоругви, кресты, покрывала и т. п., передаются в пользо­вание пятидесятки религиозного общества соответствую­щего культа, в ведении которого находится молитвенное здание, в этом же или ближайшем населенном пункте. Полученные в свое пользование от закрытого молитвен­ного здания предметы уполномоченные религиозного общества должны занести в общий список культового имущества.

(…)

 

Глава V. Учет состава религиозных обществ и служителей культа[14]

88.    Членами религиозных обществ признаются только» те лица, которые высказали свое желание быть членами религиозного общества по установленным типовым уста­вам, т. е. заявили об этом на общих собраниях религи­озного общества или подали письменное заявление. В делах религиозного общества должны быть протоколы общих собраний, где указывается фамилия вновь приня­тых членов религиозного общества. Прием новых членов в религиозное общество и выбытие их из состава обще­ства необходимо своевременно указывать в книге «Уче­та религиозного общества». Книгу «Учета состава рели­гиозного общества» необходимо обязательно заводить в каждом религиозном обществе по прилагаемой форме (форма № 1).

89.    Религиозные общества должны ежегодно к 1 ян­варя посылать райисполкомам или городским Советам общие цифровые сведения о составе религиозного обще­ства по форме учетной карточка (форма № 2) в двух экземплярах и сведения о руководящем органе религи­озного общества (форма № 3) также в двух экземпля­рах. Третий экземпляр указанных ведомостей остается в. делах религиозного общества.

90.    Указанные сведения о составе религиозного об­щества и его руководящем органе необходимо составлять на основании списочного учета состава религиозного об­щества по положению на то время, когда посылаются ведомости райисполкому или городскому Совету (де­кабрь месяц).

91.    Ответственность за правдивость и своевремен­ность посылки указанных ведомостей возлагается на членов руководящих органов религиозных обществ. В случае общего или очередного пользования несколь­кими религиозными обществами молитвенным домом указанные ведомости должно подсылать райисполкомам и городским Советам каждое религиозное общество от­дельно.

92.    Райисполкомы и городские Советы должны сле­дить и проверять правдивость ведения книг учета соста­ва религиозных обществ, применяя в случае злоупотреб­ления соответствующие меры воздействия, вплоть до расторжения договора с пятидесяткою, пользующейся указанным молитвенным домом[15].

Получив от религиозного общества карточки и о их составе (форма № 2), райисполкомы и городские Сове­ты проверяют правильность их составления и оставляют один экземпляр учетной карточки у себя, а другой по­сылают облисполкому (облоргкомитету).

В случае закрытия молитвенного дома учетная кар­точка на религиозное общество, которой оно пользова­лось, сдается в архив и, если указанному религиозному обществу будет предоставлен в пользование другой мо­литвенный дом, на религиозное общество составляется новая учетная карточка, после утверждения его устава.

На основании карточного учета молитвенных домов и состава религиозных обществ облисполком (облоргкомитет) составляет общие ведомости о количестве ре­лигиозных обществ в области, количестве верующих по вероучениям и течениям, количестве молитвенных домой, количестве служителей культа и посылает их один раз в год Секретариату Президиума ВУЦИК. (форма № 8), вместе с годовым отчетом по делам культов.

93.    Порядок и форма учета служителей культа остается прежняя. Необходимо лишь, чтобы учет служи­телей культа больше соответствовал действительности, для чего необходимо[16]:

а) карточки на служителей культа (форма № 9) заполнять в трех экземплярах, из которых один давать на руки служителю культа с отметкой о реги­страции, другой оставлять в райисполкоме или го­родском Совете, а третий посылать облисполкому (облоргкомитету);

б) в случае если служитель культа регистрируется раньше в облисполкоме (облоргкомитете), последний должен сообщить об этом» райисполкому или городскому Совету того района, куда направляется служитель куль­та, и послать его учетную карточку. Если служитель культа временно выбывает в другую область, его кар­точку посылать туда не нужно;

в) установить четкость и своевременность сообщений райисполкомами и городскими Советами облисполкомам (облоргкомитетам) о передвижении, выбытии и прибы­тия служителей культа в районах. После прибытия и выбытия служителей культа из того или другого обще­ства райисполком или городской Совет должен срочно сообщить об этом облисполкому (облоргкомитету).

 

 

Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета, постановлении и распоряжения Правительства Украинской ССР. Т. 1, Госполитиздат УССР, 1963, стр. 346-498.

 

 



[1] См. ст. 2 Инструкции от 16 марта 1961 г.

[2] Приложения и формы, упоминаемые в настоящей Инструкции, не публикуются.

[3] См. ст. ст. 18-62 Инструкции от 16 марта 1961 г.

[4] См. ст. ст. 18-22 Инструкции от 16 марта 1961 г.

[5] См. ст. ст. 18, 19 Инструкции от 31 октября 1968 г.

[6] См. ст. 9 Инструкции от 16 марта 1961 г.

[7] См. ст. 29 Инструкции от 16 марта 1961 г.

[8] См. ст. ст. 7-10 Инструкции от 31 октября 1968 г.

[9] См. ст. 84 ныне действующего УК УССР.

[10] Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. утра­тила силу-см СП СССР 1942 г. № 9, ст. 143 Налоги со строений и земельная рента взыскиваются в соответствии с Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1942 г. № 13).

[11] Постановление СНК УССР от 15 февраля 1931 г. утратило силу – см. постановление Совета Министров УССР от 22 августа 1950 г. № 2563 «Хронологическое собрание законов, указов Пре­зидиума Верховного Совета, постановлений и распоряжений прави­тельства Украинской ССР», т. I, Госполитиздат УССР, 1963. стр. 494).

[12] Обложение сельскохозяйственным и подоходным налогами в данное время производится в соответствии с Законом «О сельско­хозяйственном налоге», принятым Верховным Советом СССР 8 ав­густа 1953 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1953 г. № 7 и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» («Ведомости Верховного Совета СССР» J943 г. № 17).

[13] См. ст. 25 инструкции от 16 марта 1961 г.

[14] См. ст. ст. 1, 2 инструкции от 31 октября 1968 г.

[15] См. ст. ст. 10, 20 инструкции от 31 октября 1968 г.

[16] См. ст. ст. 10, 20 инструкции от 31 октября 1968 г.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"