Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 25 августа 1920 г. «О ликвидации мощей»

 

По почину и настойчивому требованию самих трудя­щихся масс и губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратов­ской и Ярославской произведено 58 вскрытий так назы­ваемых «нетленных» мощей. Вскрытия эти в присутст­вии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы. Серебряные гроб­ницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотан­ных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашен­ного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чем архие­реи и монахи заставляли поклоняться загипнотизиро­ванные массы, почитать за нетленные (т. е. неразрушен­ные от времени) тела и во имя чего приносить свои тру­довые копейки в церковные карманы. Вместо вообра­жаемых мощей Митрофана Воронежского обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок я ваты, несколько перчаток и мешок, на­битый разной трухой. В гробе Тихона Задонского обна­ружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботин­ки, перчатки; вместо груди - железный каркас. В Александро-Свирском монастыре, Олонецкой г., в серебряной, массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале, Владимирской г., мощи так называемой Ефросиньи Суздальской оказа­лись матерчатой куклой, с обломками небольшого коли­чества разрозненных костей. В Тамбове в гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным воско­вым слепком. Мощи Артемия Веркольского, в Архан­гельской г., оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича. В Жабынской пустыне, Тульской г., массивная серебряная гробница, в которой, якобы, находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста. В собо­ре Василия Блаженного, в Москве, обнаружены мощи отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшой, размером в 1/2 вершка, гнилой кости. Мощи эти были привезены из Польши и открыты для публич­ного почитания известным черносотенцем, протоиереем Восторговым еще в 1915 г. в целях человеконенавистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случаев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок кости, причем в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам, плот­ности, свежести, белизне - отличные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отно­шения к культу предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т.п.

Эти золоченые гробницы с предполагаемыми в них нетленными телами старым правящим классам были необходимы как аппарат одурманивания, на религиозной почве, темных гипнотизируемых масс. Означенные раки и гробницы имели целью также придавать «религиозное освящение» тем или иным административным, торго­вым и промышленным центрам. Такова, например, была роль мощей Сергия Радонежского в московский период России и мощей Александра Невского в период петербургский. По плану представителей низвергнутой дина­стии тиранов Романовых мощи должны были отвлекать от «внутренних настроении», почему в последнее царствование Николая Романова были инсценированы одно за другим прославления мощей: Феодосия Углицкого, Се­рафима Саровского, Анны Кашинской, Иосифа Белго­родского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольско­го. Произведенное Народным Комиссариатом Юстиции судебное расследование но делу игумений Алевтины, купчихи Лабзиной и др. застало инсценировку культа мощей в самом лабораторном ее процессе. Группа мо­сковских миллионеров (Лабзиных, Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками фабриковала мо­щи и подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а за сим купца 1-й гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже невзирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте скопцов.

Судебное расследование по делу иеромонаха москов­ского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так называемых виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может удостовериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Народного Комиссариата Здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).

Уже после Октябрьской революции, в 1918 г., цер­ковники, в целях политического воздействия на отсталые массы, канонизировали митрополита Иосифа астрахан­ского, одного из видных деятелен по подавлению восста­ния эпохи Степана Разина.

В целях теперешней патриаршей канцелярии подго­товляется инсценировка канонизации сибирских церков­ных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского. Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять мощи как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом, аппарат для затемнения сознания народа, для укрепле­ния в нем религиозных предрассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы. Кроме того, сооруже­ние драгоценных гробниц и культ вокруг них для цер­ковников, в свою очередь, служит средством извлечения последними для себя огромных доходов путем сборов денег, продажи свечей, «целебоносного» масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих мошенническое значение в глазах темных людей.

Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или имитация трупов в Советской Рос­сии могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан. Мероприятия местных Исполнительных Комитетов, в некоторых случаях выразившиеся только в акте вскры­тия и не доведшие дело уничтожения обмана до полной ликвидации варварского пережитка старины, каким яв­ляется культ мертвых тел и кукол, дают церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая продол­жается и до настоящего времени, даже у вскрытых гроб­ниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой Лавры за 9 месяцев 1919 г. хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1 400000 р., по признанию самих церков­ников).

Помещение мощей в музей является наиболее рацио­нальным способом ликвидации дальнейшей эксплуата­ции предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские му­мии), уже давно находятся в музеях наряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.

Посему Народный Комиссариат Юстиции предлагает к исполнению следующее:

1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомер­но проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на ре­волюционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

2) Ликвидация названного культа мертвых тел, ку­кол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.

3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фо­кусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организации бывших официальных вероисповедных ведомств, - отде­лы юстиции возбуждают судебное преследование про­тив всех виновных лиц, причем ведение следствия пору­чается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Народном Комиссариате Юстиции и самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

 

 

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"