Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства / Постановление Народного Комиссариата Юстиции и Внутренних Дел от 19 июня 1923 г. (СУ РСФСР 1923 г. № 72, ст. 699) [Извлечение]

 

Из поступающих в высшие государственные установ­ления жалоб и запросов усматривается, что в связи с новой экономической политикой и с появлением новых церквей, как-то: живой, древне-апостольской, трудовой и т. д., на практике местными властями делаются от­ступления от прежде изданных декретов, с одной сторо­ны, и испытываются затруднения в применении новых декретов - с другой.

Вследствие этого Народным Комиссариатом Юстиции по соглашению с Народным Комиссариатом 'Внутрен­них Дел разъясняется следующее:

1. Декрет об отделении церкви от государства с из­данной в развитие к нему инструкцией Народного Ко­миссариата Юстиции (Собр. Узак. 1918 года № 62, ст. 685) является основным законом, на котором должны основываться все распоряжения и действия власти на местах.

4. На основании постановления Всероссийского Цен­трального Исполнительного Комитета от 29-го марта 1923 года дела по нарушению договоров с группами ве­рующих о пользовании церковными зданиями и дела по закрытию временных и постоянных храмов и молитвен­ных домов всех культов без различия разрешаются по­становлениями президиумов губернских исполнительных комитетов с занесением постановления о сем в протокол заседания и с указанием мотивов и основании расторже­ния договора или закрытия храма. Требуемые указан­ным постановлением Всероссийского Центрального Ис­полнительного Комитета мотивировка и основания ука­зывают на необходимость крайней осмотрительности, с которой должны губернскими или областными исполни­тельными комитетами разрешаться дела о судьбе бого­служебных зданий, находящихся в бесплатном пользо­вании верующих. Постановление от 29-го марта 1923 го­да в этом отношении различает: 1) расторжение дого­вора с данною группою верующих и 2) закрытие вре­менных или постоянных храмов и молитвенных домов. Если обнаружится участие церковной группы в контрре­волюционных выступлениях или если будут обнаружены злоупотребления церковным имуществом или растрата последнего, то постановлением губернского исполнительного комитета договор с данною группою расторгается, храм передается другой, более благонадежной или исправной группе верующих, а лица, совершившие пре­ступные деяния, предаются суду.

5. Отправление культа, а также произнесение пропо­ведей, поскольку таковые являются неотъемлемой со­ставной частью богослужения данного культа, допуска­ются свободно без какой-либо предварительной цензу­ры при условии, чтобы по содержанию своему они фак­тически имели исключительно религиозный характер (по­становление Всероссийского Центрального Исполнитель­ного Комитета от 13 июня 1921 года - журнал «Рево­люция и Церковь» № 1-3 1922 года); также свободно без предварительного на каждый раз разрешения функ­ционируют и молитвенные собрания, устраиваемые груп­пами верующих в находящихся в их пользовании поме­щениях, независимо от числа участников, а также собра­ния, посвященные вопросам о содержании храма и управления культовым имуществом (циркуляр Народного Комиссариата Юстиции от 3-го января 1919 года).

6. Распространение и пропаганда буржуазно-анархи­ческих и антигосударственных учений под религиозным флагом, направленные против Советской власти, подле­жат уголовному суду на общем основании соответствую­щих статей Уголовного Кодекса.

8. Вследствие предоставления Конституцией (ст. 13) и декретом об отделении церкви от государства гражда­нам права придерживаться любых религиозных верова­ний ни одна религиозная организация не имеет права вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой-либо другой религиозной организации против ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать от нее предоставленные в ее пользование местным ис­полнительным комитетом здания и т. д.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным исполни­тельным комитетом происходит не в пользу какой-либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с исполнительным комитетом. Вооб­ще местная власть должна оградить спокойное и свободное отправление религиозных потребностей граждан в той лояльной форме, какая им угодна, и привлекать к ответственности лиц, нарушающих законы РСФСР (разъяснение Народного Комиссариата Юстиции 1920 го­да. № 157).

11. По договору о бесплатном пользовании зданиями культа группа верующих отвечает за сохранность и це­лость вверенного ей народного достояния и несет ответ­ственность за порядок и произносимые в храме пропо­веди.

Вследствие этого от добровольного согласия самих верующих или религиозных обществ зависит подчинение распоряжениям центральных или епархиальных органов, делаемых ими в порядке внутренней церковной дисцип­лины, поскольку таковые распоряжения касаются хозяй­ственного управления культовым имуществом...

12.    Так как согласно декрету об отделении церкви от государства национализированные здания культа пе­редаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то вся­кого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т. д.), а также съезды религиозных об­ществ и избираемые ими исполнительные органы не мо­гут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было иму­щественные договоры и сделки, 3) устанавливать прину­дительные сборы...

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"