Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Регламент, данный Санктпетербургской Римско-Католической церкви от 12 февраля 1769 г.

 

От многих уже лет в Бозе почивающими предками нашими дозволение дано в империи нашей римской кирхи духовным отправлять службу их церковную для обитаю­щих сея веры в государстве нашем свободно. Что самое сверх прежде бывших по государя Императора Петра Великого повелению, объявленных из Синода указов и Манифестом в народ Императрицы Анны Иоанновны в 1735 году февраля 22 дня подтверждено, определя в Санктпетербурге и место особливое для той кирхи. По таковой от предков наших данной свободе построена в Санктпетербурге самими прихожанами Римского закона каменная малая кирха. Но как в сей римской кирхе (которая на окончание большого строения своего требует немалого еще иждивения) прихожане состоят из четырех наций, то тем наипаче потребно бы было какое ни есть законом граждан­ским установленное при ней учреждение для согласного между ими вспомоществования и содержания, которого она однако ж установления доныне не имеет. И для того наконец подана нам от самих прихожан челобитная в том: Первое. Что в следствие пожалованных им здесь вольнос­тей просили они у Конгрегации так, как у главного духов­ного своего в Риме правления, чтоб им дозволено было выписывать в Санктпетербург годных и потребные в России для чужестранных сего закона языки знающих духовных. Второе. Чтоб они могли избирать сами всегда на место выбылого супериора другого из находящихся их в Санктпе-тербурге духовных старшего и достойнейшего, какой бы он нации ни был, потому что прихожане всегда лучше могут знать, нежели присутствующие при Конгрегации, о досто­инстве избираемого, но чтобы тот избранный по духовному только обряду от оной был подтвержден. Третие. Чтоб прихожане могли избирать также между собою старост церковных, которые бы старосты с патром, супериором полную власть имели в содержании кирхи и приращении доходов, как от подаяния мирского, так и от пристроенных при той кирхе покоев на заведение церковной школы и на содержание других церковных потребностей, а в едино­гласно дозволяемых долгах сами прихожане ручаться обе­щают, и чтоб тем самым не допущены были супериоры по прежнему на своеручные обязательства без ведома и дозволения всех прихожан деньги в долг забирать, а потом без подачи счета уезжать из государства, оставляя тягость платежа на самих прихожан, но токмо Конгрега­ция и доныне по прошествии многих лет ни по которому из сих трех пунктов ничего им не дозволила, а по всемчрез насылаемых супериоров противное учинила. Изiчего и последовало, что патрытакие присылаются, которыетолько один итальянский язык знают и из коих три для малого числа итальянцев здесь излишни, а немцы, французы и поляки, особливо в Кронштадте, в Риге и Ревеле за неиме­нием патров немецких довольного числа претерпевают нужду. Сверх же того насылаемые к ним из чужих земель супериоры о здешних узаконениях, обычаях и нравах ни малейшего сведения не имеют, а бывшие здесь много лет искусные немецкие патры в достоинстве пренебрежены и несправедливыми грамотами в Рим отозваны, от чего и частые между ими, прихожанами, неудовольствия происхо­дили. Напоследок прописывают, что супериоры, имея такую власть из Рима, утверждают сами собою, будто все то, что при церкви их есть, принадлежит Римской церкви и от оной им, супериорам, в спокойное владение утверждено, хотя они никогда ни в прежнем, ниже в ныне начатом с тягостию прихожан строении нимало не вспомоществовали, а прихо­жане сами из собственного иждивения без всякого откуда-либо способствия завели, чего ради и просили нас всепод­даннейше, чтоб их, прихожан, при пожалованных прежними указами, в рассуждении их церкви, вольностях защитить и всемилостивейше утвердить им законом управление церков­ных их доходов. Таковые причины побудили нас рассмот­реть прежде с точностию всех сих римских прихожан жалобы, их мы увидели в самом деле, что между ими и духовенством их несогласие единственно от того проис­ходит, что не только при сей кирхе никаким законом не определено быть должному порядку и взаимным обязатель­ствам в собрании и употреблении доходов ее, но и никакое по сие время судебное место в правительствах наших не назначено им законом, к которому бы они, в случае несо­гласия между прихожанами и духовенством, прибежище иметь могли для получения суда и расправы. А как сия римская кирха находится (исключая догматы веры ее) под нашими гражданскими установлениями, а строится и содер­жание свое имеет от своих прихожан, то мы, снисходя на их к нам всеподданнейшее прошение, всемилостивейше по­становляем для сей римской в Санктпетербурге кирхи сле­дующий регламент, по которому и поступать повелеваем.

 

Глава первая. О патрах римской кирхи вообще

1.      Как приходские люди Римского исповедания обитают в городе Санктпетербурге 4 наций, а именно: немцы, фран­цузы, итальянцы и поляки, то и патры сего закона должны знать   немецкий,   французский,   итальянский   и   польский языки или, по крайней мере, больше одного из оных.

2.      Супериор, или начальник, и его товарищи называть себя должны парохами, или кураторами душ, а не мисси­онерами, ибо они для отправления службы исповедания своего, привилегиями нашими и предков наших позволен-ного, в Россию призваны, а не для новой какой проповеди, о чем и прежде Указом от нашего Синода 1724 года февраля 28 дня патрам римской кирхи и приходским людям дано уже знать.

3.      Хотя тем же Указом не более при сей кирхе дозволено быть как 4 духовным, из которых один начальником быть должен,   но  мы  всемилостивейше   соизволяем  римской   в Санктпетербурге кирхе содержать еще двух, а всех б духов­ных,  включая тут и супериора,  в том рассуждении,  что жителей как здесь в городе, так и в других местах, куда из числа  сих  посылать  надлежит,   весьма  против  прежнего умножилося.

4.      Как прежними указами повелено, так и ныне под­тверждаем, чтоб более сего числа ордена сего, который быть  должен  Францисканский,   никакого  иного  ордена духовных при сей римской кирхе не было, из которого однако ж числа начальник посылать должен по требова­ниям для службы духовной в Кронштадт, в Ямбург, в Ригу и Ревель так, как прежними уже о том указами объявлено.

5.      Хотя также прежде повелено патрам при сей кирхе не более быть в России, как 4 года, но мы всемилостивей­ше дозволяем, ежели прихожане ими довольны и духов­ные сами пожелают по согласию прихожан остаться еще на 4 года, а сие для того, дабы от перемены 4-х летней всех духовных прихожане излишней тягости для выписы­вания и на возврат отправления в расходах не имели, а духовные чрез то в лучшем согласии с ними пребывали.

 

Глава вторая. О патре супериоре, или начальнике, особенно

6.      Прихожанам право дозволяется так, как строителям сей кирхи, выбирать в начальники по согласию их из шести духовных, находящихся при ней, достойнейшего, а каким образом тот выбор происходить должен, о том в следующей главе объявлено будет.

7.      Сей начальник наблюдать должен, чтоб все без малей­шей отмены в порядке церковной экономии происходило по сему нашему регламенту.

8.      Он же смотреть имеет, чтоб других Римского закона патров в Санктпетербурге,  в Лифляндии,  а особливо в Риге,   Ингерманландии  и  Эстляндии,   сверх  помянутого числа ордена Францисканского не обреталось, а буде каковое сверх оного числа излишние явятся без особли­вого указа, о том доносит в нашу Юстиц-коллегию лифляндских дел неукоснительно. Исключаются однако же те патры, которые при чужестранных министрах для их персональной службы обретаться или с купеческими ко­раблями для служения духовного на оных кораблях на время приезжать будут.

9. Наблюдать должен начальник, чтоб без воли его и всего Общества таковые приезжие на время патры в дела римской с. петербургской кирхи не интересовалися и никакого ни в чем помешательства не чинили. ТакожХё запре­щается супериору и патрам склонять и привлекать в Рим­скую веру живущих в России в христианских законах, о чем и прежде в 1763 году июля 22 дня Манифестом нашим объявлено.

 

Глава третья. О выписывании патров, о присяге их и определении к римской кирхе

10.    Когда при кирхе римской место праздное для патра окажется,  тогда должен супериор с старостами о том донести   Юстиц-коллегии   лифляндских,   эстляндских   и финляндских дел  так,   как  судебному своему месту,  о котором ниже сего в главе осмой предписано будет осо­бенно, а та Коллегия сообщает свое требование Коллегии иностранной для выписывания другого, которая и посту­пать имеет в том, как Указом нашим ей предписано от ноября 6 дня 1766 года.

11.    Новоприезжий патер явиться должен с достоверным аттестатом в Юстиц-коллегии.

12.    Начальник же духовный, присланного из Юстиц-кол­легии нового патра в римскую кирху привести должен при определенном от Коллегии секретаре к присяге, обыкновен­ным в Римском церковном уставе порядком,  а печатный экземпляр  присяги  с  подпискою присягавшего отдать  в Юстиц-коллегию, после чего духовный начальник по обряду Римской веры нового патра должен определить и ввести к своей должности.

 

Глава четвертая. О выборе и определении супериора, или начальника

13.    Как скоро начальствующее место каким-нибудь слу­чаем при кирхе праздно останется, то остальные патры с старостами   кирхи   должны   о   том   немедленно   донести Юстиц-коллегии.

14.    Коллегия  назначивает день  с согласия  патров  и старост всех четырех наций для выбора в кирхе начальника нового, однако ж исключаются пассажиры или состоящие на краткое время по контрактам в нашей службе, коим не вмешиваться никаким образом в дела сей кирхи и не давать никаких от себя аттестатов,  ибо прежде от сего между прихожанами много было замешательства.

15.    В назначенный день в присутствии одного члена и секретаря от Коллегии при собрании всех в кирхи прихо­жан, исключая тех, которые за причинами законными быть при сем избрании извинилися письменно, по окончании их миссы и пристойной к тому выбору проповеди, секретарь коллежский прочитать должен указ о дозволении прихожа­нам выбрать и назначить себе нового начальника из тех патров, которые при кирхе действительно определенными почитаются.

16.    Каждая нация выбирает особенно начальника, одна после другой, пристойным образом, однако ж при всех старостах, а секретарь и словесные и письменные голоса записывает, в случае же несогласия назначивается тот, для   которого   большее   число   голосов   окажется.   И  сие избрание, ежели не окончится в один день, то отложить и на другой.

17.    По окончании выбора секретарь при коллежском члене  объявит всем  прихожанам  нового  начальника,   по котором   объявлении   новый   начальник  действительно   и вступает в свое звание и должность.

18.    Новоизбранный начальник, не выходя из церкви, дать должен подписку Юстиц-коллегии члену в том, что он сей наш   регламент   во   всех   частях   будет   наблюдать   самым действием, исполняя по оному со всевозможным рачением, и ту подписку коллегия хранить имеет с другими до того выбора касающимися делами.

19.    Юстиц-коллегия без упущения времени требовать имеет от Коллегии иностранной, дабы исходатайствовано было  духовное  утверждение,   откуда  надлежит  быть  в С.Петербурге при римской кирхе патром супериором, или начальником, тому именно, кого прихожане общим согла­сием выбрали и действительно уже назначили.

20.    Понеже поданы нам многие жалобы от прихожан на нынешнего патра супериора, то по объявлении в рим­ской кирхе сего нового нашего учреждения, не отрешая его, сделать выбор супериора на таком основании, чтоб и он в кандидаты был внесен,  и ежели большее число голосов на него окажется, то по прежнему и остаться ему супериором в силе сего регламента. Ежели же прихожане не согласятся на него, тогда его отрешить, а быть тому начальником, на кого прихожане согласятся из патров, а его от кирхи уволить в то место, откуда он приехал в Россию.

 

Глава пятая. О синдиках, или старостах, кирхи

21.    Равномерным образом Коллегия назначивать должна особенный день к выбору старост кирхи, общим прихожан согласием определенному.

22.    Из каждой нации по два выбраны быть должны старосты, в рассуждении том, чтоб правление дел церков­ных отсутствием временным или болезнию одного не оста-новилося.

23.    Каждая нация к выбору в старосты четырех должна представить кандидатов по своему желанию.

24.    В  назначенный  день  выбора  каждая  нация  под присмотром присланного из Юстиц-коллегии члена и под присмотром   духовного   начальника,   который   говорить должен прежде увещание к прихожанам, возбуждая их к согласию и тишине, выбрать имеет по большинству голо-сов двух для себя старост кирхи, причем канцелярист из Коллегии протокол ведет, и по учиненном выборе Коллегия Указом нашим конфирмовать имеет выбранных.

25.    Сии восемь избранных старост суть помощники супериору по экономическим церковным делам, кото­рые и действовать имеют так, как уполномоченные в лице всех прихожан, отправляя порученную им должность три года.

 

Глава шестая. О доходах и должностях старост при кирхе

26.    Все доходы, кои супериором и старостами управляе­мы, почитать должно иждивением церковным, принадлежа­щим самой кирхе римской, а не персонам духовным. Оные суть следующие:

27.    1) Принадлежащие к римской кирхе домы и получае­мые с них ежегодно в общую кассу за наем деньги. 2) За­конные духовные и отказные.   3) Деньги,  получаемые от прихожан, и другие посторонние подаяния на кирху раз­новременно называемые стола, яко то: за крещение, брак, погребение  и  прочие  церковные  действия  (исключая  те, которые от самих подаятелей не на кирху, но патру для самопроизвольной  его  диспозиции  уделяются),   также  и прочие сборы по воскресным и праздничным дням. 4) Вкла­ды,  присылаемые из других государств и чужестранных городов на церковное строение, или от некоторых штифтов доходы.

28.    Из сего прихода должно патров содержать по их состоянию и снабдевать их всем, не только нужным, но и при том удобным.

29.    Старосты с начала вступления их в должность сию имеют обще  стараться  рассмотреть нынешнее состояние кирхи и сделать обстоятельную опись строению и местам церковным: во всем ли они с имеющимися о том докумен­тами сходственны и не учинено ли от кого в том какой обиды, также о состоянии и прочности сего строения и о всех штифтах, церковных сосудах, ризах, книгах, драгоцен­ных церковных и прочих вещах.

30.    В  той   же  описи   показать  наличные   при   кирхе деньги, взаимные долги и, ежели есть чужая поклажа для сохранения, дабы сию опись при начавшейся администра­ции можно было положить за основание и по тому впредь распоряжать.

31.    Таковую опись со всеми церковными документами, контрактами, обязательствами и прочими письмами так, как имеющиеся на лице церковные деньги и получаемые разнов­ременно, хранить и содержать в крепком сундуке за печа­тью супериора и всех старост, и никто без ведома их не должен в оный ходить и что-либо оттуда брать.

32.    Документы, облигации и контракты надлежит рас­смотреть и,  ежели в том произойдут какие-либо споры, принадлежащие до разбирательства и решения судебного, то по таковым церковным делам хождение иметь в надле­жащих судебных местах должны старосты по условию между ими, а патер супериор, коему они определяются в помощь, не был бы чрез то воспрепятствован в отправлении духовных своих дел.

33.    Они   же,   старосты,   должны   попечение   иметь  о продолжении начатого уже строения с сведения и согла­сия патра супериора, однако ж расходы на то располо­жить с такою умеренностию и рассмотрением, дабы на­житые с ведения прихожан церковные долги, от которых может быть некоторые из здешних мещан претерпевают, можно   было   из   тех   доходов,   как   возможно,   прежде уплатить.

34.    Собранную  к  пользе  церковной  казну  почитать надлежит, яко принадлежащую всем прихожанам, кото­рая по собственной их воле и желанию употреблена быть и всегда под защищением наших законов состоять дол­женствует.

35.    Прихожанам пещися надлежит, дабы кирха и все, к тому  принадлежащее,   было  в хорошем  состоянии,   и ежели что обветшает, всегда было по возможности ис­правляемо.

36.    Супериору, старостам и всем прихожанам всемилос-тивейше дозволяем завести при церкви их наилучшим обра­зом училище,   в  котором  бы  юношество Римского,  а  не другого закона пристойным обучаться могли наукам.

37.    Супериор и старосты принимать имеют всякие на строение и употребление церковные сборы, также духов­ные и отказные. Равным образом они же должны подпи­сывать всякие контракты и облигации, а старосты особен­но стараться о записке оных достодолжным порядком в надлежащем месте,  то есть  в крепостной  конторе или полиции.

38.    Получаемые   ежедневно   малым   числом   доходы может, смотря по обстоятельствам дела, и один супериор принимать, однако ж вести должен обстоятельный тому счет, а старосты имеют по крайней мере чрез всякие три месяца  оные  отбирать  и,   прилежно  поверя,   вносить  в книгу.

 

Глава седьмая. О считании и увольнении старост

39.    По прошествии назначенных для должности старост трех лет должны они о  приходах и  расходах и  о всей диспозиции церковного иждивения дать отчет всем прихо­жанам и  оный очистить надлежащими  расписками,  дабы прихожане видеть могли все состояние церковных расходов и бывшее правление экономии.

40.    Для ревизования сих счетов могут прихожане выби­рать между себя,  кого хотят,  и к выбранным искусного определить бухгалтера,  который бы произвел приходу и расходу верные счеты как в деньгах, так в материалах и вещах, делая иногда свои на то примечания, в чем старосты должны объяснять и доказывать надлежащее.

41.    А как счеты обревизованы и исправно найдены будут, то  старосты  свободу  имеют  от  сей  должности  просить увольнения, ежели прихожане не уговорят их еще остаться при той же должности, что однако ж оставляется единст­венно на произволение старостам.

42.    Ежели старосты объявят к тому свое нежелание, то по учиненном выборе и по вступлении новых в сию должность прежних от того уволить с данным от супериора и прихожан благодарением и свидетельством, что они должность свою исправляли верно и честно и о пользе церковной  старалися  с  отличным  рачением  и  прилежностию.

 

Глава восьмая. О суде, под ведомством которого Римского закона кирха состоять должна

43.    Как до сего продолжающееся несогласие между прихожанами и духовными Римского исповедания проис­ходило от того только, что не было никакого законом утвержденного постановления при той кирхе экономичес­кому управлению, то и никакое узаконение, точно испол­няемое, и наблюдаемо быть не может, ежели спорющиеся стороны неизвестны, в каком судебном месте они себе защиты и скорого вспоможения искать и надеяться могут. Для сего:

44.    Высочайшая наша воля есть, чтоб все споры, могу­щие быть  впредь между духовенством и  прихожанами Римского закона или между старостами и прихожанами по   церковным   экономическим   делам,   вносить   в   нашу Юстиц-коллегию лифляндских, эстляндских и финлянд­ских дел, потому что и прочих иностранных христианских религий в той же Коллегии духовные и церковные дела экономические решатся, где римской кирхи помянутого свойства спор и несогласия рассматривать и решить в силу сего регламента со всевозможною скоростию, удаляяся от всякой судебной челобитчикам проволочки.

45.    Но как нашим и предков наших законами Римского исповедания обитателям в империи нашей от многих уже лет дозволено свободное отправление их веры, то Юстиц-коллегия ни под каким видом при разбирательстве споров церковного правления не должна мешаться в догматы самой веры Римского исповедания.

 

Глава девятая. О увольнении патров

46.    Выше сего в 5 уже пункте предписано, сколько лет и как оставаться патрам при сей кирхе. Супериору и старос­там однако ж стараться, дабы как он, супериор, по мере его благопристойности, так и прочие патры довольствованыбыли и снабжаемы всем, им потребным, так, чтоб не имели причины законной приносить на то жалобы.

47.    Буде же кто из патров не похочет более здесь остаться, то для выписывания другого поступить так, как в главе третьей повелено, а по приезде приведения к присяге и определении нового, сверх свидетельства от супериора и старост именем всех прихожан, ежели отпускаемый патер поведением своим тому соответствовал, давать ему уволь­нение от Юстиц-коллегии, и та же Коллегия должна исхо­датайствовать для свободного выезда из России паспорт от Иностранной коллегии, куда он пожелает.

 

Глава десятая. О духовенстве, при римской в Москве кирхе состоящем

48.    При католицкой в Москве кирхе положено быть в силу древних Российского государства узаконений одному префек­ту, который другого патра имеет себе помощником, и оба они ордена Капуцинского, то Юстиц-коллегия с примеру сего учредить имеет и тамошней римской кирхи правление эконо­мическое, выбрав одного или двух старост, которым смотреть должно за церковным имением и нуждами, отдавая в том отчет прихожанам таким образом, как выше показано.

49.    Московской кирхи префект капуцин может сверх нынешнего помощника патра и другого принять Капуцин­ского же ордена себе в помощь, ежели надобно для посылок по требованиям.

50.    В прочем и сии патры капуцинские по делам, требу­ющим суда и расправы между духовными,  старостами и прихожанами в случае их несогласия, ведомы быть должны в Юстиц-коллегии лифляндских дел судом, которая в вы­борах старост,  в выписывании патров и во всем прочем поступать должна, как выше сего о римской с. петербург­ской кирхе предписано.

 

Глава одиннадцатая. Об определении при колонистах Римской веры духовных

51.    Что же касается до определения духовных при колонистах, то выписывать по требованию нашей Канцеля­рии опекунства патров того же ордена Францисканского, которого ныне там определяются, и когда приедут, то по требованию сей же Канцелярии приводить Юстиц-коллегии в здешней их кирхе к присяге, а потом давать им вид от Коллегии для определения к должности. Во всем же прочем состоять им под ведением помянутой Канцелярии опекун­ства, которая в сомнительных случаях сношение иметь должна с Юстиц-коллегиею.

Сей регламент хранить в оригинале в нашей Юстиц-кол­легии лифляндских, эстляндских и финляндских дел, кото­рого копию видимированную Коллегия дать имеет в рим­скую санктпетербургскую кирху для точного по нем исполнения.

 

 

Источник: Законодательство Екатерины II. В 2 т. Том 1. М.: Юридическая литература, 2000.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"