Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

О благом поведении на кораблях. Из книги Устава Морского 1720 г.

 

1. Кто будет чернокнижник или идолопоклонник.

Хотя всем христианам надлежит христиански жить и не в лицемерном страхе Божии содержать себя, однако же воинские люди сие с вящею ревностию уважать и внимать имеют, понеже оных Бог в такое состояние определил (в котором несравнимо чаще других смертным страхом себя подвергать должность имеют, неотложно), исполняя службу своего Государя и Отечества. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от Единого Бога Всемогущего, яко от Истинного Начала всех благих и праведного победодавца, происходит. И Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит во всяких делах и предприятиях. Того ради через сие все идолопоклонства, чародейства, с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется, или сему подобный суеверный, или богохульный: оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах, и клещами наказан, или весьма сожжен быть.

Толкование:

Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам и тем, которые чрез отраву вред какой учинят, или отвержение от оного найдется. А ежели во оных письмах или словах хулы имени Божию и отвержения от оного нет, то точию суеверные бредни, то над-лежит по изобретению дела того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и при том церковным публичным наказанием.

2. Кто имени Божию, службе Божией и Святым Тайнам хулу и ругание учинит.

Кто имени Божию хуление приносит и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен и отсечение глаза да будет.

3. Кто будет Матерь Божию и Святых хулить и поносить.

Кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и Святых, и предания, и уставы церкви ругательными словами поносит: оный имеет по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием наказан и живота лишен быть, по силе хуления.

4. Кто слышит такое хуление, а не известит.

Ежели кто слышит такое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст: оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, чина, живота или своих пожитков лишен быть, по важности дела.

5. Кто учинит хуление из легкомыслия.

А ежели слова оного ругателя никакого богохуления в себе не содержат и токмо из легкомыслия произошли; а учинятся, то единожды: тогда имеет преступитель, ежели офицер, вычетом жалования по важности преступления наказан быть; а ежели то повторит, то наказание умножено быть имеет и к тому публично церковное покаяние принести должен, а в-третьи аркебузирован (расстрелян - ред.) быть имеет...

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"