Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Уставы духовных дел иностранных исповеданий

 

(…)

Статья 4. В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочих Христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным.

Статья 5. Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере Православной, никто ни под каким видом не должен препятствовать им в исполнении сего желания. 

Статья 6. Лица, принадлежащие к одному из иностранных Христианских исповеданий, могут по своему желанию переходить в другое такое же, терпимое исповедание, не иначе, как с разрешения Министра Внутренних Дел по формальным просьбам, принесенным ему от них без всякого участия духовенства того исповедания, в которое перейти они желают.

Статья 8. Прием в которое либо из терпимых иностранных христианских исповеданий Магометан и язычников, изъявивших к тому желание, а также наставление их духовными лицами сих исповеданий в правилах своей Церкви, допускается не иначе, как по особым каждый раз для сего испрашиваемым через Министра Внутренних Дел Высочайшим разрешениям.

(…)

Статья 17. Все Христиане Римско-Католического исповедания, духовные и светские из подданных государства, по делам своего исповедания сносятся с Римскою Куриею не иначе, как чрез Министра Внутренних Дел. Никакие буллы, послания и наставления и вообще никакие исходящие от Папского Управления акты не могут быть приводимы в действие в Империи и Великом Княжестве Финляндском без Высочайшего Его Императорского Величества разрешения, испрашиваемого Министром Внутренних Дел, по предварительном удостоверении, что сии акты не заключают в себе ничего противного государственным постановлениям и священным правам и преимуществам Верховной Самодержавной Власти.

(…)

Статья 81. К обязанности приходского Священника принадлежит, между прочим, чтение в церкви, после окончания божественной службы, Высочайших манифестов и указов, издаваемых со словами: .объявляется всенародно., а равно и тех постановлений и предписаний светского начальства, которые признано будет нужным сделать наиболее известными в народе, и о чтении коих в церквах духовное начальство, по отношению губернского начальства, сделает распоряжение по всем приходским церквам.

(…)

Статья 98. Все Римско-Католического исповедания епархиальные управления и духовенство кафедральное, приходское, монастырское и служащее в разных частях гражданского, военного и морского управления, получают содержание из государственного казначейства, и из процентов особого, в ведении Министра Внутренних Дел состоящего, капитала, по штатам и другим положениям, сообразное с потребностями мест и лиц и приличное сану и степени каждого (а), монастырям, сверх того, даются особые суммы на наем служителей (б).

(…)

Статья 256. Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим свободно исповедуемым в Империи верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма.<...> 562. Президент и Вице-Президент Генеральной Консистории назначаются Его Императорским Величеством.

О управлении духовных дел ламаистов и язычников

(…)

Статья 1674. Высшее духовное лицо Калмыков есть Лама.

Статья 1675. Лама избирается из начальствующих в больших хурулах Бакшей и определяется в сие звание Высочайшим Указом, по представлению Министра Внутренних Дел.(…)

 

О язычниках из инородцев сибирских и архангельских

(…)

Статья 1697. Инородцы Сибирские и инородцы под именем Самоедов, обитающие в Мезенском и Печерском уездах Архангельской губернии, если не исповедуют Христианской веры, имеют свободу отправлять богослужение по их обрядам и обычаям.<...> ст. 1700. Православное духовенство в обращении Сибирских инородцев и Архангельских Самоедов к Христианству имеет поступать по правилам кротким, ограничиваясь одними убеждениями, без малейших принуждений.

 

О управлении духовных дел колонистов Шотландских в Карасе, колонистов Базельских в городе Шуше, Меннонитов и Баптистов

(…)

Статья 1105. Духовные учители Меннонитов, отправляя долг звания своего по правилам их исповедания, в светские и другие, священническому сану неприличные дела отнюдь не вмешиваются.

Статья 1106. Баптисты беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных или отведенных ими для сего, с разрешения Губернатора, домах.  1107. Избираемые Баптистами духовные наставники (старшины, учителя, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании Губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службы во время пребывания их в России.

Статья 1108. Метрические записи браков, рождений и смерти Баптистов ведутся местными гражданскими властями.(…)

 

Источник: Свод законов Российской империи. Т. XIV, СПб, 1890

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"