Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Закон Республики Армения «Об образовании» (принят Национальным Собранием 14 апреля 1999 г.)

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Армения об образовании

Настоящий Закон устанавливает принципы государственной политики в области образования и организа­ционно-правовые и финансово-экономические основы системы образования.

Область образования регулируется Конституцией Республики Армения, настоящим Законом и иными правовыми актами.

Статья 2. Задачи законодательства в области образования

Задачами законодательства в области образования являются:

1)      обеспечение и защита закрепленного Конституцией права граждан Республики Армения на образова­ние;

2)      распределение и разграничение компетенции между органами государственного управления и местно­го самоуправления;

3)      создание правовых гарантий и механизмов для функционирования и развития системы образования;

4)      установление прав и обязанностей, ответственности юридических и физических лиц и правовое регу­лирование их взаимоотношений.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1)      образование - процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, на­правленный на сохранение и передачу знаний новым поколениям;

2)      государственный образовательный стандарт - норматив, устанавливающий обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и качественные требования к выпускникам;

3)      образовательная программа - содержание и профессиональная направленность соответствующего уровня образования;

4)      учебное заведение - государственное учреждение или юридическое лицо, реализующее одну или не­сколько образовательных программ и обеспечивающее обучение и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями этих программ;

5)      детский сад (детские ясли-сад, семейный детский сад) - учебно-воспитательное обучение, реализую­щее программу дошкольного образования;

6)      общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательную программу;

7)      гимназия - учебное заведение, реализующее общеобразовательные программы (основные и дополни­тельные), при сочетании традиционных и альтернативных педагогических методов. Гимназия может осуществ­лять также педагогический эксперимент, предложенный учредителем и гарантированный уполномоченным ор­ганом государственного управления образованием;

8)      образовательный комплекс - объединение учебных заведений, реализующих разные образовательные программы;

9)      колледж, училище - учебное заведение, где реализуется средняя профессиональная образовательная программа;

10)    университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на организацию высше­го, послевузовского и дополнительного образования естественнонаучного и гуманитарного направлений, раз­личных направлений науки и техники, культуры, фундаментальных научных исследований и обучения;

11)    институт - высшее учебное заведение, осуществляющее профессиональные и послевузовские образо­вательные программы и научные исследования по ряду направлений науки, экономики и культуры;

12)    академия (учебная) - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие обра­зования, науки, техники и культуры в определенной сфере, которое осуществляет подготовку и переквалифика­цию высококвалифицированных специалистов определенной отрасли (области), послевузовские образователь­ные программы;

13)    консерватория - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на подготовку специа­листов в сфере музыки, повышение их квалификации и реализацию послевузовских образовательных программ;

14)    филиал - выделенное территориальное подразделение учебного заведения, реализующее одну или не­сколько образовательных программ;

15)    учебный центр - учебное заведение, реализующее начальные и дополнительные профессиональные образовательные программы и проводящее научные исследования;

16)    лицензирование - процедура разрешения деятельности учебного заведения;

17)    аттестация - оценка деятельности учебного заведения, качества, содержания и уровня подготовки его выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

18)    государственная аккредитация - признание государством соответствия качества подготовки специали­стов государственным образовательным стандартам;

19)    младший специалист - квалификационная степень среднего профессионального образования, при­сваиваемая лицам, имеющим среднее (полное) общее образование и аттестованным в соответствии с трехлетними средними профессиональными образовательными программами;

20)    бакалавр - квалификационная степень высшего профессионального образования, присваиваемая ли­цам, имеющим среднее (полное) общее образование и аттестованным в соответствии с не менее чем четырех­летними высшими профессиональными образовательными программами;

21)    дипломированный специалист - квалификационная степень высшего профессионального образования, присваиваемая лицам, имеющим среднее (полное) общее или профессиональное образование, по результатам аттестации по не менее чем пятилетней высшей профессиональной образовательной программе;

22)    магистр - квалификационная степень высшего профессионального образования, присваиваемая ли­цам, имеющим степень бакалавра или дипломированного специалиста, по результатам аттестации по двухлет­ней высшей профессиональной образовательной программе;

23)    исследователь - квалификационная степень послевузовского профессионального образования, при­сваиваемая лицам, имеющим степень магистра или дипломированного специалиста, по результатам аттестации в аспирантуре по трехлетней послевузовской профессиональной образовательной программе;

24)    интерн - квалификационная степень высшего медицинского образования, присваиваемая лицам, за­вершившим высшие медицинские образовательные программы и прошедшим не менее чем годичное послеву­зовское обучение;

25)    клинический ординатор - высшая профессиональная квалификационная степень, присваиваемая ли­цам, имеющим высшее медицинское образование, по результатам аттестации по послевузовской от двух до пяти лет профессиональной образовательной программе;

26)    экстернат - форма образования, осуществляемая посредством самообразования и с итоговой аттеста­цией знаний и умений в учебном заведении;

Статья 4. Государственная политика в области образования

1.      Республика Армения провозглашает и гарантирует приоритетное развитие области образования как важнейшего фактора укрепления государственности.

2.      Базисом государственной политики в области образования является национальная школа, главной це­лью которой является формирование имеющей надлежащую профессиональную подготовку и всесторонне раз­витой личности, воспитанной в духе патриотизма, государственности и гуманизма.

3.      Образовательная система Республики Армения направлена на укрепление духовного и интеллекту­ального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей. Свой вклад в это дело вносит также и Армянская Церковь.

4.      Организационной основой государственной политики в области образования является государствен­ная программа развития образования, которую по представлению Правительства Республики Армения утвер­ждает Национальное Собрание Республики Армения.

5.      Государство обеспечивает охрану и развитие образования посредством целевого бюджетного финан­сирования, объемы которого определяются в соответствии с государственной программой развития образова­ния.

Статья 5. Принципы государственной политики в области образования

Принципами государственной политики в области образования являются:

1)      гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности, воспитание гражданского сознания, национального достоинства, патриотизма, законности и экологического мировоззрения;

2)      общедоступность, непрерывность, преемственность образования и его соответствие уровню развития, особенностям и степени подготовки обучающихся - при обеспечении обязательного государственного мини­мума;

3)      обеспечение демократических принципов в области образования;

4)      интеграция в международную образовательную систему;

5) содействие армянофильской образовательной деятельности в диаспоре;

6)      светский характер образования в учебных заведениях;

7)      разумная автономность учебных заведений;

8)      гарантия возможности получения гражданами образования в государственных и негосударственных учебных заведениях;

9)      обеспечение равноправного статуса государственных и аккредитованных негосударственных учебных заведений и выдаваемых ими документов об окончании.

Статья б. Государственные гарантии образовательного права

1.      Республика Армения обеспечивает право на образование - независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного поло­жения или иных обстоятельств. Ограничения права на профессиональное образование предусматривается зако­ном.

2.      Государство обеспечивает право на образование нормальным функционированием образовательной системы и созданием социально-экономических условий для получения образования.

3.      Государство гарантирует гражданам Республики Армения бесплатное общее среднее образование и на конкурсной основе бесплатное среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование в государст­венных учебных заведениях.

4.      Государство за счет средств государственного бюджета обеспечивает учеников первых классов госу­дарственных общеобразовательных школ бесплатными учебниками, а детей из социально необеспеченных се­мей - учебниками, предусмотренными начальными общеобразовательными программами.

5.      Государство оказывает содействие обучающимся, проявившим выдающиеся способности, в получе­нии знаний соответствующего уровня - в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

6.      Государство создает необходимые условия образования для граждан, нуждающихся в специфических условиях образования, с целью коррекции отклонений в развитии и обеспечения социальной адаптации.

7.      Государство способствует, чтобы в образовательной деятельности участвовала также и армянская ди­аспора.

Статья 7. Язык обучения

Образование в Республике Армения осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Армения «О языке».

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 8. Система образования

Система образования Республики Армения - это совокупность взаимосвязанных государственных обра­зовательных стандартов, образовательных программ различного уровня и направленности, обеспечивающих преемственность образования, учебных заведений и органов управления образованием.

Статья 9. Государственные образовательные стандарты

В Республике Армения устанавливаются и публикуются государственные образовательные стандарты, являющиеся основой оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы получен­ного ими образования и организационно-правовой формы учебных заведений.

Статья 10. Образовательные программы

1.      Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направ­ленности, объем необходимых знаний и навыков.

К образовательным программам, реализуемым в Республике Армения, относятся:

1)      общеобразовательные программы (основные и дополнительные);

2)      профессиональные образовательные программы (основные и дополнительные).

2.      Общеобразовательные программы направлены на всестороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, создание основ для выбора и освоения профессиональных программ в соответствии с ее пред­почтениями, склонностями и способностями.

Основные общеобразовательные программы включают в себя:

1)      дошкольное образование;

2)      начальное общее образование;

3)      основное общее образование;

4)      среднее (полное) общее образование;

5)      специальное общее образование.

3.      Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответст­вующей квалификации, формирование умений и навыков, увеличение объема знаний и повышение квалифика­ции путем обеспечения преемственности общеобразовательных и профессиональных уровней образования.

К основным профессиональным программам относятся:

1)      начальная профессиональная (ремесленная);

2)      средняя профессиональная;

3)      высшая профессиональная;

4)      послевузовская профессиональная.

4.      Сроки освоения основных общеобразовательных и профессиональных программ в учебных заведени­ях определяются настоящим Законом и соответствующим государственным образовательным стандартом.

5.      Дополнительные образовательные (общеобразовательные и профессиональные) программы направле­ны на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и специалистов и повышение их квалификации за пределами основных программ.

Статья 11. Общие требования к содержанию образования

1.      Содержание образования является одним из основных факторов духовного, экономического и соци­ального прогресса общества и направлено на воспитание молодого поколения, формирование достойного пове­дения и этикета, всестороннее и гармоничное развитие личности, создание необходимых условий для ее само­определения и самореализации, на становление и развитие гражданского общества, создание и совершенствова­ние правового государства.

2.      Содержание образования обеспечивает:

1)      формирование миропонимания обучающихся в соответствии с современным уровнем (ступенью) знаний и образовательных программ;

2)      освоение обучающимися национальных и общечеловеческих культурных ценностей;

3)      формирование современной личности и гражданина, обеспечивающего совершенствование общества и новый уровень развития нации;

4)      воспроизводство и развитие интеллектуального потенциала и рабочей силы общества.

Статья 12. Формы образования

1.      В соответствии с возможностями и потребностями обучающихся образовательные программы реали­зуются в очной (стационарной), заочной формах и в форме экстерната (семейное образование и самообразова­ние).

2.      Для всех форм образования в рамках одних и тех же образовательных программ действует единый го­сударственный образовательный стандарт.

Статья 13. Типы учебных заведений

1.      Типы учебных заведений:

1)      дошкольное;

2)      общеобразовательное (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, специальное об­щее);

3)      среднее профессиональное;

4)      высшее профессиональное;

5)      дополнительного образования;

6)      послевузовского профессионального образования.

2.      В соответствии с настоящим Законом образовательные программы с разрешения уполномоченного ор­гана государственного управления образованием могут реализовываться также и в не учебных заведениях.

Статья 14. Организация процесса образования

1.      Процесс образования организуется в соответствии с настоящим Законом и регулируется учебными планами, предметными программами, учебным графиком и расписанием занятий.

2.      Процесс образования в общеобразовательных учебных заведениях регулируется примерными учеб­ными планами и предметными программами. Они разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом государственного управления образованием.

3.      Учебные планы и предметные программы среднего профессионального образования разрабатывают средние профессиональные учебные заведения. Они утверждаются уполномоченным органом государственного управления образованием. 4. Учебные планы и предметные программы высшего образования разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение. Они представляются в уполномоченный орган государственного управления образованием.

Уполномоченный орган государственного управления образованием контролирует соответствие учебных планов и предметных программ государственным образовательным стандартом.

5.      Начало и продолжительность учебного года в учебных заведениях устанавливаются государственным образовательным стандартам.

6.      Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией знаний, умений и навыков выпускников, порядок проведения которой устанавливает уполномоченный орган государственного управления образованием.

7.      Организация общего, среднего профессионального и высшего образования в форме экстерната осуще­ствляется в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления образованием, а перечень профессий (специальностей) устанавливает Правительство Республики Армения.

8.      Перечень профессий (специальностей) среднего профессионального и высшего образования в заоч­ной форме устанавливает Правительство Республики Армения.

Статья 15. Общие требования к приему в учебное заведение

1.      Требования к приему обучающихся в учебное заведение устанавливает учредитель в соответствии с настоящим Законом.

2.      Учебное заведение обязано ознакомить абитуриентов и их родителей (или их законных представите­лей) с уставом учебного заведения и другими документами, регулирующими процесс образования.

3.      Общее образование начинается с семилетнего возраста (при его достижении до конца декабря данного учебного года). Прием детей, не достигших семилетнего возраста до указанного срока, осуществляют школы в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления образованием.

4.      Прием в средние и высшие профессиональные учебные заведения осуществляется на конкурсной основе.

5.      Льготы по приему абитуриентов в государственные средние профессиональные учебные заведения ус­танавливает Правительство Республики Армения.

Статья 16. Реализация общеобразовательных программ

1.      Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных и общеобразовательных учебных заве­дениях.

2.      Программы специальных (вспомогательных) общеобразовательных школ разрабатываются на основе основных общеобразовательных программ с учетом возрастных, психологических особенностей, особенностей физического развития обучающихся и их возможностей.

3.      Программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и специ­ального общего образования строятся на принципе преемственности.

В случае неосвоения предыдущей образовательной программы (кроме дошкольной) переход обучающе­гося на следующую ступень общеобразовательного обучения не допускается.

4.      Дальнейшее обучение обучающегося, не освоившего программы данного учебного года в рамках про­грамм начального и основного общего образования, регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления образованием.

Статья 17. Дошкольное образование

1.      Основными задачами дошкольного образования являются:

1)      создание основ физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка;

2)      обеспечение предпосылок для общения на родном языке и изучения на этой основе иностранных языков;

3)      развитие элементарного умения счета;

4)      ознакомление с элементарными правилами поведения, элементами родной природы и экологии, ис­тории и национальной культуры;

5)      формирование чувства любви и преданности Родине;

6)      приобретение элементарных трудовых умений и навыков;

7)      подготовка к школьному обучению.

2.      Главная роль в деле реализации программ дошкольного образования принадлежит семье. Государст­во создает условия для организации воспитания детей в семье.

3.      Для оказания содействия семье государство создает дошкольные учреждения - детские ясли-сады и детские сады с дифференцированными программами.

Статья 18. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) обшее образование

1.      Целью всеобщего образования является создание благоприятных условий для проявления гражданами своих интеллектуальных, духовных и физических способностей, их воспитания и развития.

2.      Основными задачами всеобщего образования являются:

1)      освоение обучающимися фундаментальных знаний о природе, обществе, технике, производстве и эко­логии, создание необходимых условий для их самореализации и саморазвития в системе непрерывного образо­вания;

2)      формирование личности и гражданина, приобщенного к общечеловеческим и национальным ценно­стям, носителя национально-культурного и морально-психологического наследия и имеющего активную граж­данскую позицию;

3)      реализация комплексной программы военно-патриотического воспитания и начальной военной подго­товки обучающихся.

3.      Среднее (полное) общее образование осуществляется в трехступенчатой средней общеобразователь­ной школе общей продолжительностью 10 лет по следующим последовательным ступеням:

1)      начальная школа (1-3 классы);

2)      средняя школа (4-8 классы);

3)      старшая школа (9-10 классы).

4.      В начальной школе обучение направлено на формирование основ языкового мышления и логики, пер­воначальных навыков обучения и трудовых навыков, первоначальное приобщение к национальным и общечело­веческим ценностям.

5.      В средней школе обучение направлено на формирование у обучающихся здорового образа жизни, на­учного представления о мире и природе, обеспечение минимального объема знаний, необходимого для само­стоятельной работы, образования и самостоятельной общественной деятельности.

Первые две ступени средней общеобразовательной школы составляют основную школу.

6.      В старшей школе обучение направлено на освоение знаний, обеспечивающих базисную общеобразо­вательную подготовку. В старшей школе в соответствии со склонностями, умениями и способностями учащихся может осуществляться дифференцированное (поточное) обучение по дополнительным образовательным про­граммам.

7.      Основное общее образование является обязательным. Требование обязательности основного общего образования сохраняется до достижения обучающимся 16 лет, если оно не было удовлетворено ранее. По дос­тижении 16 лет обучающийся может с согласия родителей (усыновителей или опекунов) оставить школу.

Требование обязательного основного общего образования не распространяется на определенные катего­рии детей, нуждающихся в специфических условиях образования, которые устанавливает Правительство Рес­публики Армения.

Статья 19. Специальное общее образование

1.      Государство создает детские дома и школы-интернаты по программе соответствующей ступени обще­образовательной школы в целях содействия обучению детей, оставшихся без родительского попечения.

2.      Государство создает специальные заведения (в том числе с продленным днем и интернатные) в целях организации образования детей, нуждающихся в специфических условиях образования. Типы специальных за­ведений устанавливает Правительство Республики Армения.

3.      Образование детей, нуждающихся в специфических условиях образования, по выбору родителей мо­жет осуществляться как в общеобразовательных, так и по специальным программам в специальных заведениях.

4.      Обучение и перевоспитание подростков-правонарушителей в установленном законом порядке осуще­ствляют школы особого режима.

5.      Обучение и перевоспитание подростков с отклонениями в поведении осуществляют общеобразова­тельные школы с учетом психологических особенностей обучающихся.

Статья 20. Внешкольное воспитание

1.      Целью внешкольного воспитания является создание условий для развития интересов обучающихся путем организации их досуга, и оно направлено на их духовное, эстетическое, физическое развитие, военно-патриотическое воспитание, приобретение экологических и прикладных знаний.

2.      Внешкольное воспитание осуществляется через детско-юношеские творческие и эстетические центры, музыкальные, художественные школы и школы искусства, клубы, станции юных патриотов, техников, натура­листов и туристов, спортшколы, оздоровительные лагеря и иные организации, осуществляющие внешкольное воспитание.

Статья 21. Реализация профессиональных образовательных программ

1.      Профессиональные учебные заведения реализуют предусмотренные настоящим Законом образова­тельные программы, удовлетворяющие разным уровням образования, в целях подготовки кадров начальной, средней и высшей профессиональной квалификации.

2.      Перечень профессий (специальностей) государственных и аккредитованных негосударственных учеб­ных заведений, реализующих средние и высшие профессиональные программы, утверждает Правительство Рес­публики Армения по представлению уполномоченного органа государственного управления образованием.

Статья 22. Первоначальное профессиональное (ремесленное) образование

1.      Целью первоначального профессионального образования является подготовка обучающихся на базе основного общего образования к трудовой деятельности, требующей начальной профессиональной квалифика­ции.

2.      Начальное профессиональное образование осуществляется в ремесленных потоках старших школ, учебно-воспитательных центрах предприятий, учреждений и организаций.

Статья 23. Среднее профессиональное образование

1.      Целью среднего профессионального образования является подготовка кадров средней профессиональ­ной квалификации, расширение и углубление общих и профессиональных знаний на базе среднего общего обра­зования.

2.      Перечень профессий (специальностей), по которым допускается организация среднего профессио­нального образования на базе основного общего образования, утверждает Правительство Республики Армения.

3.      Среднее профессиональное образование осуществляется в средних профессиональных учебных заве­дениях - колледжах и училищах, которые могут реализовывать также общеобразовательные и ремесленные об­разовательные программы.

4.      Выпускникам средних профессиональных учебных заведений, прошедшим итоговую аттестацию, присваивается средняя профессиональная квалификация. Порядок продолжения обучения в соответствующих высших учебных заведениях обучающимися и выпускниками, проявившими высокую успеваемость, устанавли­вает Правительство Республики Армения по представлению уполномоченного органа государственного управ­ления образованием.

Статья 24. Высшее профессиональное образование

1.      Целью высшего профессионального образования является подготовка и переквалификация кадров вы­сокой профессиональной квалификации, удовлетворение потребностей личности в развитии образования на базе среднего общего и среднего профессионального образования.

2.      В Республике Армения действуют следующие разновидности высших учебных заведений: универси­тет, институт, академия, консерватория.

3.      Статус высшего учебного заведения определяется формой его образовательных программ (очная, за­очная, экстернат), организационно-правовой формой, наличием государственной аккредитации.

4.      В Республике Армения устанавливаются следующие квалификационные степени высшего профессио­нального образования:

1)      бакалавр;

2)      дипломированный специалист;

3)      магистр.

5.      Перечень профессий (специальностей) вузов, готовящих дипломированных специалистов, утверждает Правительство Республики Армения по представлению уполномоченного органа государственного управления образованием.

6.      Высшее учебное заведение в соответствии с его характером и в установленном законом порядке мо­жет реализовывать также и общеобразовательные и средние профессиональные образовательные программы по профессиям (специальностям), согласованным с органом государственного управления образованием.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

1.      Целью послевузовского профессионального образования является повышение образовательного уров­ня и научно-педагогической квалификации лиц с высшим профессиональным образованием.

2.      Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантуре, интернатуре, ордина­туре высших учебных заведений я научных учреждений по образовательным программам исследователя, кли­нического ординатора, а также в учебных центрах по образовательным программам магистра или дипломиро­ванного специалиста.

Статья 26. Дополнительное образование

1.      Дополнительные образовательные программы реализуются в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан и общества. Основной задачей дополнительного образования в рамках каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение профессиональной квалификации личности.

2.      Дополнительное образование осуществляется в общеобразовательных, профессиональных и учебных заведениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности, порядок которой устанавливает Правительство Республики Армения.

ГЛАВА 3. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья 27. Статус учебного заведения

1.      Государственное учебное заведение является учреждением, которое в порядке, установленном на­стоящим Законом и законодательством Республики Армения, в соответствии с целью его деятельности, утвер­жденным его учредителем уставом и назначением закрепленного за ним имущества владеет, пользуется и рас­поряжается этим имуществом.

2.      Государственное учебное заведение в соответствии с целью его деятельности может оказывать плат­ные учебные, исследовательские и научно-производственные услуги и осуществлять платное обучение в поряд­ке, установленном Правительством Республики Армения.

3.      Государственное учебное заведение имеет баланс, смету и банковский счет.

4.      Прочие особенности правового положения государственного учебного заведения устанавливаются за­коном и утвержденным его учредителем уставом.

5.      Негосударственные учебные заведения могут иметь любую предусмотренную законом организацион­но-правовую форму.

Статья 28. Университетская автономия (автономия государственного высшего учебного заведения) и академические свободы

1.      Университетский профессорско-преподавательский состав, научные работники и студенты наделены академическими свободами. Они имеют право участвовать в рассмотрении всех вопросов, имеющих отношение к деятельности университета, и в работе его выборных органов.

2.      В соответствии с государственными образовательными стандартами профессорско-преподавательский состав свободен в выборе методов изложения преподаваемого учебного материала и методов преподавания.

3.      Университетские научные работники свободны в выборе и разработке по собственной инициативе ис­следовательских тем.

4.      Студенты в соответствии со своими склонностями свободны в получении знаний, занятии исследова­ниями. Они могут участвовать в функциях, обеспечивающих качество обучения, и оценивать эффективность деятельности профессорско-преподавательского состава.

5.      К выборным должностям высшего учебного заведения относятся: ректор, директор филиала (образо­вательного комплекса), декан факультета (руководитель учебного подразделения), заведующий кафедрой, про­фессор, доцент, ассистент, преподаватель. Эти должности замещаются в органах управления высшим учебным заведением - в совете высшего учебного заведения (филиала), ученом совете, совете факультета (учебного под­разделения) - путем рассмотрения кандидатур соискателей и по результатам выборов тайным (закрытым) голо­сованием.

Не менее 25 процентов от числа членов в органах управления высшим учебным заведением составляют студенты.

6.      Правительство Республики Армения устанавливает государственный заказ на профессии (специально­сти) и учебные заведения. Высшее учебное заведение может в пределах общего количества мест приема, выде­ленных ему Правительством Республики Армения, сформулировать бесплатную и платную нормы студенческо­го контингента, предусмотрев не менее десяти процентов бесплатных мест обучения по каждой профессии (спе­циальности).

Высшее учебное заведение компенсирует не менее чем десяти процентам обучающегося студенческого контингента годовую плату обучения в пределах выделенной ему платной нормы, принимая за основу успевае­мость студентов.

7.      Высшее учебное заведение при обеспечении самостоятельной финансовой деятельности филиала, фа­культета (учебного подразделения) вправе распоряжаться собственными финансовыми средствами в соответст­вии с уставом высшего учебного заведения.

Проект сметы расходов высшего учебного заведения после его составления в конце каждого календарно­го года утверждается в совете высшего учебного заведения и представляется в уполномоченный орган государ­ственного управления образованием. 8. Ереванский государственный университет является автономным образовательным и научно-культурным заведением, специфику статуса которого устанавливает Правительство Республики Армения.

Статья 29. Учредитель (учредители) учебного заведения

1.      Учредителем государственного учебного заведения является Республика Армения в лице Правитель­ства Республики Армения или соответствующего государственного уполномоченного органа.

2.      Учредителем муниципального (окружного) учебного заведения является муниципалитет (округ) в ли­це муниципальных органов самоуправления.

3.      Учредителями негосударственного учебного заведения могут быть физические и (или) юридические лица.

4.      Учебные заведения, реализующие военно-профессиональные образовательные программы, может уч­реждать только Правительство Республики Армения.

Статья 30. Государственная регистрация учебного заведения

1.      Государственные учебные заведения создаются с момента утверждения учредителями их уставов.

2.      Негосударственные учебные заведения создаются по решению их учредителя (учредителей). Эти учебные заведения считаются созданными с момента государственной регистрации в установленном законом порядке в уполномоченном органе государственного управления образованием.

Статья 31. Наименование и местонахождение учебного заведения

1.      Учебное заведение имеет наименование, в котором указывается его организационно-правовая форма, характер деятельности и место нахождения.

2.      Местом нахождения учебного заведения является место нахождения его постоянно действующего органа.

3.      Наименования и места нахождения учебного заведения и его филиалов указываются в уставе заведения.

Статья 32. Учредительный документ учебного заведения

1.      Учредительным документом учебного заведения является устав, утвержденный его учредителем (уч­редителями).

2.      Требования устава обязательны для учебного заведения и его учредителей.

3.      В уставе учебного заведения указываются: наименование, организационно-правовая форма, место на­хождения заведения, предмет и цели его деятельности, порядок управления заведением; сведения о филиалах, источники формирования имущества учебного заведения, порядок внесения изменений и дополнений в устав; при ликвидации же учебного заведения - порядок распоряжения имуществом.

Устав учебного заведения может содержать иные положения, не противоречащие законодательству Рес­публики Армения.

Статья 33. Реорганизация учебного заведения, являющегося юридическим лицом

1.      Учебное заведение может быть реорганизовано в соответствии с Гражданским кодексом и иными за­конами Республики Армения.

2.      Учебное заведение может быть реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделе­ния и преобразования.

Статья 34. Филиалы учебного заведения

1.      Учебное заведение может создавать филиалы.

2.      Филиал не является юридическим лицом и действует согласно утвержденному уставу учебного заве­дения.

Создание филиалов иностранных учебных заведений и их деятельность регулируется настоящим Законом или межгосударственными договорами.

Руководители филиала назначаются в порядке, предусмотренном уставом учебного заведения.

3.      Филиалы действуют от имени создавших их учебных заведений. Учебные заведения несут ответст­венность за деятельность своих филиалов.

Статья 35. Ликвидация учебного заведения

1.      Учебное заведение ликвидируется:

1)      по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на это уставом;

2)      по признании судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или правовых актов;

3)      по решению суда - при осуществлении деятельности без разрешения (лицензии) или запрещенной за­коном деятельности;

4)      вследствие банкротства негосударственного учебного заведения;

5)      в иных предусмотренных законом случаях.

2.      При ликвидации учебного заведения претензии его кредиторов удовлетворяются в порядке, установ­ленном Гражданским кодексом Республики Армения.

3.      Имущество учебного заведения, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, передается его учредителям, если законом, иными правовыми актами или уставом учебного заведения не предусмотрено иное.

4.      Ликвидация негосударственного учебного заведения считается завершенной, а его деятельность пре­кращенной с момента внесения записи об этом в государственный регистр юридических лиц.

5.      Порядок дальнейшего обучения учащихся ликвидированного учебного заведения устанавливает Пра­вительство Республики Армения.

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 36. Компетенция Правительства Республики Армения в области образования

Правительство Республики Армения:

1)      обеспечивает осуществление государственной образовательной политики;

2)      устанавливает государственные образовательные стандарты и порядок их формирования;

3)      устанавливает перечень преподаваемых специальностей;

4)      устанавливает государственный заказ на общеобразовательное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование;

5)      утверждает примерные уставы государственных учебных заведений;

6)      устанавливает формы документов об окончании государственного образца;

7)      осуществляет иные установленные законом полномочия.

Статья 37. Компетенция уполномоченного органа государственного управления образованием

Уполномоченный орган государственного управления образованием:

1)      разрабатывает государственную программу развития образования и государственные образовательные стандарты;

2)      осуществляет контроль за выполнением государственной программы развития образования и приме­нением государственных образовательных стандартов;

3)      обеспечивает разработку и издание примерных общеобразовательных программ, учебных планов, предметных программ, учебников и учебных пособий;

4)      осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию учебных заведений;

5)      разрабатывает примерные уставы государственных учебных заведений;

6)      устанавливает порядок аттестации педагогических и руководящих кадров учебных заведений;

7)      формирует перечни учебных специальностей;

8)      разрабатывает государственный заказ на общеобразовательные, средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения;

9)      устанавливает правила приема в государственные и аккредитованные негосударственные средние и высшие учебные заведения, контролируют их выполнение;

10)    устанавливает порядок переводных экзаменов и итоговой проверки знаний обучающихся в учебных заведениях;

11)    утверждает в установленном порядке почетные звания и титулы, присвоенные учеными советами ак­кредитованных высших учебных заведений;

12)    разрабатывает формы документов об окончании государственного образца по всем степеням образо­вания;

13)    устанавливает порядок определения и признания эквивалентности (нострификации) образовательных документов иностранных государств;

14)    обеспечивает формирование, реализацию программ развития государственных учебных заведений и контроль за их выполнением;

15)    дает согласие на назначение и освобождение руководителей управлений (отделов) образования обла­стных администраций и муниципалитетов;

16)    осуществляет иные полномочия, установленные законами Республики Армения и постановлениями Правительства.

Статья 38. Компетенция губернатора в области общего образования

Губернатор:

1)      обеспечивает осуществление государственной образовательной политики на территории области;

2)      контролирует исполнение дошкольными и общеобразовательными учебными заведениями законода­тельства Республики Армения об образовании и нормативных актов, принятых уполномоченным органом государственного управления образованием, обеспечивает реализацию образовательных и воспитательных про­грамм в соответствии с государственными образовательными стандартами;

3)      систематизирует и контролирует учет детей школьного возраста, обеспечивает зачисление их в учеб­ные заведения;

4)      обеспечивает строительство, эксплуатацию и охрану зданий учебных заведений;

5)      осуществляет установленные законами Республики Армения и иными правовыми актами полномочия.

Статья 39. Компетенция главы муниципалитета в области общего образования

Глава муниципалитета в порядке обязательного полномочия:

1)      содействует в соответствии с принципом самоуправления учебных заведении осуществлению госу­дарственной образовательной политики на территории муниципалитета в порядке, установленном законода­тельством Республики Армения;

2)      осуществляет учет детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивает зачисление их в учебные заведения;

3)      осуществляет иные полномочия, установленные законами Республики Армения и иными правовыми актами.

Статья 40. Компетенция учебного заведения и его управление

1.      Учебное заведение в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по методическому обеспечению, организации и осуществлению приема и учебного процесса, подбору и расстановке кадров, науч­ную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Армения, правовыми актами и уставом данного учебного заведения.

2.      Управление учебным заведением осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными право­выми актами и уставом учебного заведения.

3.      Учебное заведение управляется при сочетании принципов единоначалия и автономности.

4.      Органами управления учебных заведений являются: совет попечителей, совет учебного заведения, общее собрание, ученый совет, педагогический совет. Органы управления учебными заведениями, порядок их формирования и полномочия устанавливаются уставом учебного заведения.

5.      Учебным заведением управляет директор, ректор (начальник), который назначается (избирается) и ос­вобождается в соответствии с уставом учебного заведения.

Директор, ректор (начальник) государственного учебного заведения не может одновременно занимать другую государственную должность или выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научно-педагогической

и творческой работы.

6.      Полномочия высших органов управления и исполнительных органов учебного заведения разграничи­ваются уставом учебного заведения.

Статья 41. Лицензирование образовательной деятельности

1.      Негосударственные учебные заведения, их филиалы, а также индивидуальные предприниматели при­обретают право на осуществление образовательной деятельности с момента получения лицензии, а государст­венные учебные заведения с момента учреждения, если соблюдены следующие требования лицензирования об­разовательной деятельности:

1)      основной педагогический и профессорско-преподавательский состав;

2)      лабораторная база и учебная территория;

3)      учебно-методическое обеспечение;

4)      библиотечно-информационная система;

5)      база учебно-производственной практики.

2.      Лицензия на образовательную деятельность выдается уполномоченным органом государственного управления образованием по результатам экспертизы.

3.      Порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство Республики Армения.

Статья 42. Государственная аккредитация

1.      Государственная аккредитация по линии среднего и высшего профессионального образования осуще­ствляется по учебным заведениям и преподаваемым в них специальностям.

2.      Порядок, нормы и сроки аккредитации устанавливает Правительство Республики Армения по пред­ставлению уполномоченного органа государственного управления образованием.

3.      Государственную аккредитацию осуществляет уполномоченный орган государственного управления образованием, независимо от подведомственности и организационно-правовой формы учебного заведения, на основании заключения об аттестации учебного заведения и его обучающихся.

4.      Условиями государственной аккредитации являются;

1)      обеспечение качества обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами; m

2)      по отдельным профессиям (специальностям) - положительные результаты аттестации в течение двух лет подряд не менее чем 60 процентов выпускников;

3)      по учебному заведению - наличие государственной аттестации на не менее чем 75 процентов профес­сий (специальностей) этих заведений.

5.      При открытии новых профессий (специальностей) учебное заведение сохраняет свой государственный аккредитационный статус, если соблюдены требования подпункта 3 пункта 4 статьи 42 настоящего Закона.

6.      Государственные учебные заведения и их профессии (специальности), а также медицинские профессии (специальности) негосударственных учебных заведений должны пройти обязательную процедуру аккредитации.

7.      Аккредитация профессий (специальностей) учебных заведений осуществляется поэтапно, по квалифи­кационным степеням.

8.      Образовательная деятельность выделенных структурных подразделений (образовательных комплексов, филиалов) учебных заведений лицензируется, а сами эти подразделения и их профессии (специальности) аккредитируются на общих основаниях в порядке, установленном настоящим Законом.

9.      Государственное аккредитационное свидетельство устанавливает уровень реализуемых учебным заве­дением образовательных программ, соответствие их содержания и качества подготовки выпускников требова­ниям государственных образовательных стандартов.

10.    При вручении лицензии и государственного аккредитационного свидетельства или внесении в эти до­кументы изменений взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных Законом Респуб­лики Армения «О государственной пошлине».

Статья 43. Государственный контроль за качеством обучения

1.      В целях лицензирования учебных заведений, государственного контроля за качеством обучения и вы­дачи заключения для аккредитации профессий (специальностей) уполномоченный орган государственного управления образованием создает службу лицензирования и аккредитации. Устав службы утверждает Прави­тельство Республики Армения.

2.      Служба лицензирования и аккредитации может по результатам периодических аттестаций представить в уполномоченный орган государственного управления образованием докладную о необеспечении требований государственных образовательных стандартов лицензирования, качества обучения или аккредитованных про­фессий (специальностей).

3.      Основанием для представления докладной может служить решение общего собрания обучающихся (родителей) или официальное представление службы лицензирования и аккредитации по отрицательным ре­зультатам аттестации обучающихся.

4.      Учебное заведение может опротестовать представленную докладную в суд.

5.      В случае повторной в течение двух лет подряд отрицательной аттестации 50 процентов обучающихся данная профессия (специальность) лишается государственной аккредитации.

6.      Восстановление государственной аккредитации профессии (специальности) производится в порядке получения новой аккредитации.

Статья 44. Документ об окончаний учебного заведения

1.      Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, учебное заведение вручает соответствующий документ (свидетельство, диплом).

2.      Лицам, прошедшим итоговую аттестацию по аккредитованным профессиям (специальностям), учебные заведения вручают документ об окончании государственного образца (выпускникам военно-учебных заведений - документ об окончании военного и соответствующего ему гражданского образования государственного об­разца).

3.      Негосударственные общеобразовательные заведения получают право на выдачу документа об оконча­нии государственного образца с момента лицензирования.

4.      Документ об окончании государственного образца является обязательным документом для получения в учебных заведениях образования по аккредитованным профессиям (специальностям) на следующей ступени.

5.      Для государственных органов и бюджетных учреждений документом, свидетельствующим о высшем образовании, является документ об окончании государственного образца, выданный государственным или ак­кредитованным негосударственным высшим учебным заведением.

6.      Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается соответствующая справка.

ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья 45. Отношения собственности в системе образования

1.      В целях обеспечения деятельности государственного учебного заведения в соответствии с его уставом учредитель передает заведению здания, строения, оборудование, а также необходимое имущество потребитель­ского, социального, культурного и иного назначения.

2.      Государственное учебное заведение несет ответственность за сохранность и эффективное использова­ние имущества собственника.

3.      В собственности негосударственных учебных заведений может находиться любое имущество, за ис­ключением предусмотренных законом для отдельных видов имущества ограничений.

Статья 46. Финансирование государственного и муниципального учебного заведения

1.      Учебное заведение финансируется учредителем.

2.      Государство гарантирует выделение в каждом новом учебном году средств, необходимых для нужд об­разования, по нормативу, обеспечивающему его приоритетность. Процентное соотношение финансирования об­разования в текущих расходах государственного бюджета должно быть не меньше соответствующего показате­ля предшествующего бюджетного года.

3.      Финансирование учебного заведения из государственного бюджета осуществляется в форме государст­венного заказа (кроме заочного обучения) и других формах. Нормы финансирования учебного заведения по го­сударственному заказу устанавливает Правительство Республики Армения в расчете на одного обучающегося -по типу учебного заведения, а в отдельных случаях (горные и приграничные районы) - по специальным нормам.

4.      Привлечение дополнительных источников финансирования не может повлечь уменьшения размеров финансирования из государственного бюджета.

5.      Учебное заведение не может осуществлять платную учебную деятельность взамен финансируемой из бюджета образовательной деятельности.

6.      Основными источниками финансирования учебного заведения являются государственный и муници­пальные бюджеты.

К дополнительным источникам финансирования относятся:

1)      инвестиции юридических и физических лиц Республики Армения и иностранных государств;

2)      собственные средства, возникающие от платной учебной, исследовательской, научно-производственной, консультационной, издательской и иных видов деятельности, не запрещенных законодатель­ством Республики Армения;

3)      прочие источники, не противоречащие законодательству Республики Армения.

7.      В области образования государство обеспечивает благоприятную налоговую политику.

Статья 47. Средства негосударственных учебных заведений

1.      Финансирование деятельности негосударственных учебных заведений осуществляется в установлен­ном законом порядке.

2.      Нормы финансирования негосударственных учебных заведений в расчете на одного учащегося не мо­гут быть меньше норм финансирования, установленных государственным стандартом для аналогичных государ­ственных учебных заведений.

Статья 48. Материально-техническая база учебных заведений

Материально-техническая база учебных заведений, необходимая для образовательной, исследователь­ской, научно-производственной деятельности и решения иных задач в области образования, создается и разви­вается за счет бюджетных, а также собственных средств на основе государственной программы развития обра­зования и программ развития учебных заведений.

ГЛАВА б. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 49. Права и социальная защищенность обучающихся

1.      Учебное заведение способствует созданию условий, необходимых для быта, питания, охраны здоровья, отдыха, физического и духовного развития обучающихся.

2.      Запрещается привлекать обучающихся к работе без согласия последних и (или) их родителей (усыно­вителей или попечителей). Запрещается применение к обучающимся методов физического или психического давления.

3.      Для детей, проявивших исключительные способности, могут создаваться соответствующие общеобра­зовательные заведения в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления обра­зованием.

4.      Государство обеспечивает обучение в государственных общеобразовательных заведениях детей, ос­тавшихся без родительского попечения, и лишенных родительского попечения.

5.      Финансирование общеобразовательных заведений для обучающихся, нуждающихся в специфических условиях образования, осуществляется по повышенным нормативам.

6.      Обучающиеся государственных средних и высших профессиональных учебных заведений получают стипендию в порядке и размерах, установленных Правительством Республики Армения.

7.      Обучающиеся военно-учебных заведений обеспечиваются денежным довольствием, обмундированием, питанием и жильем в порядке, установленным законом Республики Армения.

8.      Обучающиеся очных отделений средних и высших профессиональных учебных заведений имеют право получить на платной основе вторую специальность в данном или другом заведении.

9.      В случае успешного прохождения аттестации обучающиеся имеют право в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления образованием, на перевод в другое учебное заведение, реализующее образовательные программы соответствующего профиля.

Статья 50. Социальные гарантии работников учебных заведений

1.      Трудовые отношения между учебным заведением и его работниками регулируются в соответствии с законодательством Республики Армения.

2.      Ставки оплаты труда педагогического (профессорско-преподавательского) состава государственных учебных заведений не могут быть меньше заработной платы работников бюджетных учреждений.

3.      Правительство Республики Армения устанавливает дополнительное вознаграждение для учителей го­сударственных общеобразовательных школ приграничных, высокогорных и горных местностей.

4.      Учебное заведение обеспечивает процесс повышения профессиональной квалификации и переподго­товки работников.

ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 51. Международное сотрудничество в области образования

1.      Международное сотрудничество в области образования осуществляется в соответствии с законодатель­ством Республики Армения и международными договорами Республики Армения. Если международным дого­вором Республики Армения установлены иные нормы, нежели предусмотренные настоящим Законом, то при­меняются нормы международного договора.

2.      Учебные заведения вправе сотрудничать с иностранными учебными, научными и иными организация­ми в соответствии с законодательством Республики Армения и международными договорами Республики Ар­мения.

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 52. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

ГЛАВА 9. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 53. Пункт 5 статьи 28 настоящего Закона вступает в силу после принятия Закона о среднем и высшем профессиональном образовании.

Статья 54. Пункт 2 статьи 50 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2000 года.

 

Президент Республики Армения Р.Кочарян

8 мая 1999 года гор. Ереван

ЗР-297

 

Источник: http://ux1.parliament.am/Ru/. Также текст был опубликован в: Лазутова М.Н., Селезнева Н.А., Субетто А.И. Сравнительный анализ законов об образовании государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии. Часть I. М.-СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. С.118-131.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"