Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Гревцова О. А. К вопросу о взаимоотношениях российского государства и Русской Православной Церкви в сфере образования // Вопросы гуманитарных наук. № 4(7) 2003 год. С. 69 – 71.

 

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила принцип светскости Российской Федерации, подразумевающий отделение религиозных объединений от государства (ст. 14), который нашел свое закрепление и конкретизацию в текущем законодательстве. В то же время, религиозные объединения, будучи отделенными от государства, не отделены от общества. Так, Русская Православная Церковь, являясь достаточно активной и авторитетной частью создаваемого в нашей стране гражданского общества, не устраняется, и не может быть принудительно устранена, от посильного решения ряда общественных проблем, в частности в образовательной сфере жизни общества.

Несмотря на стремление самой Русской Православной Церкви и государства в лице части его органов и должностных лиц, к налаживанию сотрудничества друг с другом, одними из сложнейших являются проблемы:

- установления круга прав и обязанностей государства, Русской Православной Церкви и иных субъектов гражданского общества в отношениях друг с другом;

- установления возможного предела взаимного вмешательства в реализацию прав и выполнение обязанностей, ответственности за незаконное вмешательство;

- выбора формы такого установления, так как не всегда необходимо законодательное решение данных проблем;

- имущественные, обеспеченность Русской Православной Церкви материально-техническими средствами для реализации различных проектов, например, в образовательной сфере.

Применительно к образовательной сфере нерешенность такого рода проблем проявляется в следующем.

Российская Федерация закрепила определенный круг прав религиозных организаций в образовательной сфере. Так, установлено, что каждый имеет право на образование, что государство поддерживает различные формы образования и самообразования, закрепила право религиозных организаций на создание образовательных учреждений. Также законодательно установлено право каждого на получение религиозного образования по выбору, право религиозной организации по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, с согласия администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Данные положения, пережив в свое время период общественного обсуждения, на сегодня являются более-менее привычными для граждан, государственных органов и должностных лиц, государственных и муниципальных образовательных учреждений, органов местного самоуправления в части возможности введения курса обучения религии, а также религиоведческого образования.

При обучении религии подразумевается, что гражданин, обучаемый религии, должен впоследствии стать членом религиозного объединения, если он им еще не является. Поэтому содержание такого вида религиозного образования состоит в обязательном предоставлении знаний по участию в отправлении религиозного культа, совершении богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, участие в них (в отношении Русской Православной Церкви – такое обучение предполагает обязательное изучение т.н. Закона Божьего). Осуществляется оно в специализированных учебных заведениях, направленных на подготовку служителей культа (то есть подразумевается, что лицо добровольно поступило на учебу в такое учреждение), в негосударственных образовательных учреждениях, религиозных организациях, а также в определенных законом формах – в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В содержание религиоведческого образования входит ознакомление обучающихся с особенностями вероучения, религиозной практики, роли той или иной религии, осуществляемое обычно с позиций сравнительного анализа – выявления специфики той или иной религии по отношению к другим религиям. В идеале такое образование должно исключать оценку преподавателем, автором учебника по религиоведению описания своего личного отношения к той или иной религии. Однако, как правило, данное требование не реализуется, так как оно, во-первых, труднодостижимо в силу невозможности полного абстрагирования от своего отношения к религии, во-вторых, его реализация чаще всего ведет к тому, что предмет становится слишком скучным для изучения – схематичное преподнесение набора знаний о религии напоминает усвоение какого-нибудь справочника. Введение такой дисциплины в подавляющем большинстве случаев не подразумевает добровольного ее выбора.

Если обучение религии является несветским образованием, то преподавание знаний о религии (преподавание знаний о традиционной религиозной культуре, религиоведение и другие формы) представляют собой светские учебные предметы.

Наибольшие претензии со стороны представителей атеистической идеологии вызывает содержание религиозно-культурологического образования (применительно к Русской Православной Церкви – это курс "Православная культура"). Религиозно-культурологическое образование подразумевает некий синтез положительных сторон религиозного образования – обучения религии и религиозного образования – религиоведческого образования. Оно нацелено на изучение религии как одной из форм выражения и производства культуры, самих культурных достижений сквозь призму вклада определенной конфессии, с преимущественным учетом взглядов этой конфессии на предмет изучения, однако не имеющее целью приобщить обучающихся к религиозной практике данной конфессии. Такое образование может осуществляться только на добровольной основе. Тем не менее,  введение такой дисциплины встретило резкий отпор со стороны различных субъектов.

Для иллюстрации можно привести пример попытки привлечь к уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды") от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ автора и лиц, ответственных за выпуск первого учебника по предмету "История религиозной культуры", посвященного православной культуре. (А. В. Бородина "Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., "Покров", 2002. 256 с. Серия "История религиозной культуры"). Суть претензий противников распространения этого учебника (Е. В Ихлов, Л. А. Пономарев, Н. В. Шабуров и др.) заключена в том, что автор и лица, ответственные за выпуск учебника, не учли все точки зрения на некоторые дискуссионные положения православия и его вклада в культуру, хотя якобы могли и были обязаны это сделать. Таким образом, несогласие с мнением относительно теологических, религиоведческих и культурологических проблем, в корректной форме высказанным в учебнике, побудило его противников ходатайствовать о возбуждении уголовного дела.

В связи с чем, возникает вопрос о приемлемости, степени допустимости перевода решения теологических, религиоведческих, культурологических проблем определенной религии из плоскости научных изысканий в юридическую, о том, как предотвратить рецидивы столь радикального решения проблем.

На наш взгляд, в связи с возникновением таких ситуаций, можно вести речь о том, что необходимо устанавливать возможный предел взаимного вмешательства в реализацию прав конфессий на определение содержания религиозно-культурологического образования в соответствии со своими установками, о выборе формы такого установления.

Приемлемой формой вмешательства, как нам кажется, является обсуждение таких вопросов на страницах научных изданий, в средствах массовой информации, если оно не носит оскорбительного характера.

Представляется, что домыслы относительно того, является какое-либо положение приемлемым для преподавания его детям или нет, перерастающие в достаточно трудноразрешимые правовые проблемы, обусловлены отсутствием единого образовательного стандарта в области содержания и организации обучения предполагаемой для преподавания дисциплины[1].

Возможно, в связи с установлением большей стабильности в регулировании межконфессиональных, внутриконфессиональных проблем, когда реализация РПЦ инициативы граждан по поводу введения изучения основ православной культуры будет облекаться в формы, понятные для должностных лиц (например, установление стандарта, с которым можно будет сверять те или иные положения), можно будет рассчитывать на ее адекватную имущественную и материально-техническую поддержку.

 



[1] Подробнее смотри, в частности: Кириенко С. В. Для государства не безразлично, какое мировоззрение господствует в обществе / Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10 – 11 октября 2002 года). М., 2003. 198 с. С. 13 – 14; Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003. 137 с. С. 115 – 119.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"