Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Владимир Воробьев, протоиерей. Что такое религиозное образование? // Нескучный сад, 2003 г. №6. С.50.

 

Споры вокруг преподавания в школах «Основ православной культуры» не утихают. Многие чиновники и политики настаивают, что такое преподавание невозможно, поскольку в России школа отделена от Церкви. На прошедшей в мае 2003 года пресс-конференции, посвященной вопросам духовного образования, свою точку зрения на проблему высказал ректор ПСТБИ, член экспертной группы по взаимодействию государства и религиозных объединений в сфере образования при полпреде президента в Центральном округе прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.

Отделение школы от Церкви - это устаревший термин, термин ленинского декрета, который в со­временном законодательстве уже не используется. Сейчас говорится о том, что наше образование имеет светский характер. А вот что такое светский харак­тер, не конкретизируется. Поэтому люди, воспитан­ные при советской власти, думают, что светский -значит атеистический.

На самом же деле светский - значит неклерикаль­ный. В клерикальных учебных заведениях готовят кли­риков, духовенство, в светских готовят людей к свет­ской, мирской жизни и работе. Сразу становится ясно, что все православные школы имеют светский характер: школьникам выдаются аттестаты государственного об­разца, выпускники поступают в обычные светские вузы.

Надо сказать, что в Минобразования уже понима­ют, что светский характер образования не значит атеи­стический. Поэтому, в частности, нам удалось ввести специальность «теология» в государственную класси­фикацию специальностей - министерству стало понят­но, что это образование религиозное, но тоже имею­щее светский характер. Однако многие чиновники, стоящие выше, но не работающие непосредственно в этой области, этого не понимают и продолжают пре­пятствовать.

Есть в нашем законодательстве очень странный термин «обучение религии». Что это такое, закон не расшифровывает. По-видимому, под этим надо пони­мать катехизацию, то есть воцерковление человека. Вот в отношении обучения религии закон говорит, что оно может быть только факультативным. И Церковь это вполне устраивает естественно, что катехизация долж­на проводиться при храмах, воскресных школах или факультативно при обычных школах по согласованию с родителями и администрацией. Но это далеко не ис­черпывает религиозного образования.

Собственно, что такое религиозное образование? Это обычное образование, которое дается с позиций ре­лигиозного мировоззрения. Это значит, что преподава­тель литературы не обязательно должен быть атеистом. Когда преподаватель литературы рассказывает о Гоголе, о Пушкине, о Толстом, о Достоевском, совершенно не зная, что такое христианство, - это же просто культурная катастрофа! Преподавание долж­но быть адекватным содержанию предмета.

Во всех гуманитарных и естественнона­учных вузах тоже, на мой взгляд, должны быть преподаватели, которые могут препо­давать свои предметы с позиций религиоз­ного мировоззрения. Я думаю, что на исто­рическом факультете должна быть кафедра истории Церкви. Как можно отделить исто­рию России от истории Церкви? Это невоз­можно, это просто скверный анекдот. По­этому у нас настоящего преподавания исто­рии и не было 70 лет: пытались изобразить историю России так, как будто были одни болотниковы, стеньки разины, Пугачевы и больше ничего.

В этом смысле религиозное образование имеет прав не меньше, чем атеистическое. Ведь образование оплачивается налогоплательщиками, и если, по статистике, гораздо более 50 процентов населения считают себя религиозными людьми и хотят, чтобы дети их воспитывались в религиозном мировоззрении, то государ­ство обязано обеспечить им это.

Что же касается основ православной культуры, то это ведь не изучение истории Церкви или Закона Божия. Речь идет о той культуре, от которой никак нель­зя уйти в России. Возьмите русское зодчество, музыку, изобразительное искусство, литературу - все было пра­вославное. Вот у нас в МГУ на историческом факульте­те есть отделение искусствоведения, где изучается пра­вославное искусство. Это что, не основы православной культуры? Это даже больше - там же изучают иконы! Известные академики Лазарев, Алпатов написали ог­ромное количество томов об иконописи - это же в университете делалось! Почему это можно было делать, а основы православной культуры - нельзя? Где логика?

Недавно на одном совещании, где были собраны высокие представители образовательных органов из разных регионов, когда шел неофициальный обмен мнениями, представитель весьма отдаленного региона : сказал: «Я русским удивляюсь. У нас в любой школе: преподаются основы ислама. Никто никакого разре­шения не спрашивает. И я могу сказать только одно: молодцы. А почему вы у себя в России все время долж­ны разрешения у кого-то спрашивать, чтобы говорить о Православии?»

Изучать православную культуру в России так же естественно, как в Европе изучать католическую, и для того, чтобы это запрещать, нет никаких законодательных оснований.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"