Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Докладная записка Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко, Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Кириенко и Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе В.Казанцева от февраля 2003 г. Президенту РФ В.Путину по проблеме развития религиозного образования

 

10-11 октября 2002 г. состоялась научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования». Ее организаторами выступили полномочные представители Президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, Министерство образования Российской Федерации, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Межрелигиозный совет России.

Целью конференции было обсуждение практики взаимодействия государства с религиозными организациями в области гуманитарного образования, духовно-нравственного, гражданского, правового и патриотического воспитания; обобщение опыта изучения религии и религиозной культуры в светской школе, теологического образования в высших учебных заведениях; выработка механизмов взаимодействия государства с религиозными организациями в сфере образования; раннее предупреждение проявлений религиозного экстремизма, межконфессиональных конфликтов.

На конференции выступили полномочные представители Президента Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, сотрудники Министерства образования, Российской академии образования, ученые, педагоги, представители субъектов Российской Федерации Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов. В ходе конференции свое мнение выразили лидеры религиозных организаций России.

Обобщая сказанное на конференции, с учетом позиции религиозных организаций, а также опыта регионов Российской Федерации, необходимо отметить следующее:

1. Актуальность приобщения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях детей и молодежи к религиозным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, обусловлена тем, что это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, культуры межнационального и межрелигиозного общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры учащихся; вырабатывает добросовестное отношение к труду, ответственность и добропорядочность в трудовых отношениях; содействует самоидентификации личности; формирует терпимость, способствует предупреждению экстремистских проявлений в молодежной среде.

2. Международно-правовые нормы утверждают, что родители должны иметь возможность «обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями», а «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод и др.). Законодательство Российской Федерации позволяет преподавать религию в государственной и муниципальной школе (Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст. 5), однако не в полной мере соответствует нормам и принципам международного права, утверждающим неотъемлемое право учащихся на религиозное образование. Приведение российского законодательства в области религиозного образования в соответствие с нормами и принципами международного права является актуальной задачей законотворческой деятельности.

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий, религия традиционно присутствует в государственной школе и право граждан на религиозное образование законодательно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционных религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

В настоящее время в Российской Федерации фактически имеет место дискриминация детей и молодежи, которые хотели бы получать образование в соответствии с ценностями той или иной религиозной культуры. Они вынуждены обучаться в негосударственных учебных заведениях (как правило, платных), учрежденных религиозными организациями, которые находятся в неравном положении по сравнению с аналогичными государственными и муниципальными образовательными учреждениями, поскольку вынуждены платить арендную плату за занимаемые помещения, имеют повышенные ставки коммунальных платежей, хуже снабжаются учебными пособиями и т.п.

3. В настоящее время регулирующие образовательную деятельность нормативно-правовые акты и документы предполагают, что религиозное образование в основном осуществляется в учебных заведениях религиозных организаций (которые зарегистрированы как религиозные организации или как негосударственные образовательные учреждения), либо самими религиозными организациями в помещениях государственных и муниципальных школ, но за рамками их образовательной программы. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает контроль со стороны государства за содержанием и кадровым обеспечением данного образования. В результате преподавателями религиозных учебных заведений зачастую являются лица, не обладающие признанными российским государством дипломами, прошедшие специальную подготовку за рубежом, в том числе иностранные граждане. Финансирование некоторых учебных заведений осуществляется из зарубежных источников как легального, так и нелегального происхождения. Все это создает благоприятную почву для внедрения в образовательную среду экстремистских идей и дальнейшего их распространения.

Оторванность сферы религиозного образования от единого государственного образовательного пространства Российской Федерации не только способствует распространению экстремизма, но и неблагоприятно сказывается на качестве образования в религиозных учебных заведениях. В связи с вышеизложенным, представляется целесообразной поэтапная интеграция религиозного образования в государственную и муниципальную систему образования посредством государственного лицензирования и аккредитации, перехода учебных заведений, учрежденных религиозными организациями, на государственные образовательные стандарты в преподавании ряда дисциплин, оказания им помощи в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, в подготовке кадров, признании дипломов и ученых степеней религиозных учебных заведений, развитие спектра культурологических учебных курсов религиозной направленности, преподаваемых в рамках вариативной части образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Представляется необходимым проводить при активном участии средств массовой информации разъяснительную работу о том, что преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов религиозной (православной, исламской, буддийской, иудейской и др.) культурологической направленности не противоречит Конституции Российской Федерации, в частности, принципу светского характера образования, поскольку:

- соблюдается право свободного выбора изучения курсов религиозной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с социальным заказом на религиозное культурологическое образование;

- изучение религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает участия обучаемых в религиозных службах;

- данные учебные предметы являются по своему содержанию культурологическими, учредители государственных и муниципальных образовательных учреждений (органы государственной власти и местного самоуправления) осуществляют контроль за практикой организации и преподавания религиозной культуры.

5. Во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание (на добровольной основе) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных курсов культурологической направленности “Основы православной культуры”, “Исламская культура”, “Традиция иудаизма” и т.п. В настоящее время получила развитие система теологического образования в высшей школе. В 1993 году Министерством образования Российской Федерации было утверждено направление «Теология», на сегодняшний день существует 17 факультетов и отделений теологии, разработан и утвержден государственный стандарт высшего образования по специальности «Теология». При обучении по специальности «Теология» соблюдается принцип добровольности, образование носит светский характер. Стандарт по «Теологии» является поликонфессиональным и состоит из двух частей. Первая составляющая - общегуманитарные и общерелигиозные дисциплины, вторая часть - дисциплины конфессиональной подготовки, которые составляются представителями конфессии и выбираются в зависимости от конфессии: христианская теология, исламская теология, иудейская теология и буддийская теология.

Представляется целесообразным расширять спектр культурологических учебных курсов религиозной направленности, преподаваемых в рамках вариативной части образовательной программы в средней школе, в целях обеспечения образовательных запросов граждан на образование данного типа. Данные курсы по выбору в рамках образовательной программы преподаются на добровольной основе, с согласия детей или родителей, при сохранении права каждого учащегося отказываться от посещения данных уроков. Курс религиозной культуры в общеобразовательной школе, также как и стандарт по «Теологии» в высшей школе, является вариативным, выбираемым в зависимости от конфессии и региона в рамках регионального или школьного компонента. В качестве первого шага является своевременным и заслуживает поддержки подготовленное Министерством образования Российской Федерации на основе анализа сложившейся в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”, а также проведенное научное обоснование преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16).

6. Спецификой изучения религиозной культуры в светской школе по отношению к религиоведению является ориентация содержания образования на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям религиозной культуры, формирование и развитие российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности, использование положительного духовно-нравственного потенциала традиционных религий народов России. В связи с этим изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с религиозными организациями в области подготовки педагогических кадров и разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию религиозной культуры.

Взаимодействие государства и религиозных организаций в сфере образования должно включать в себя взаимно согласованное решение кадровых вопросов с целью подготовки специалистов для преподавания в образовательных учреждениях разных типов религиозной культуры и курсов, предусмотренных государственным стандартом по «Теологии». Благодаря введению в 1993 году государственного стандарта по направлению «Теология» в настоящее время существует сложившаяся система подготовки конфессионально ориентированных кадров для различных уровней образования. На сегодняшний день 17 вузов получили лицензии и ведут образовательную деятельность по этой специальности. Также Министерством образования Российской Федерации разработана и утверждена программа «Эксперт в области теологии» в рамках дополнительного образования, которая предназначена для переподготовки преподавателей философии, истории, филологии, культурологии и др. Особые возможности такая система переподготовки открывает для военных специалистов, которые могут получить дополнительно к профессиональным знаниям ещё и теологические, что сегодня особенно актуально для армии.

Представляется целесообразным расширять существующую практику подготовки преподавателей данных дисциплин в государственных учреждениях профессионального образования и центрах повышения квалификации педагогических кадров.

7. Учитывая образовательный запрос граждан, необходимость обеспечения духовной безопасности России, а также необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права, представляется целесообразным рассмотреть данные вопросы на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а также на Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации с целью выработки решений по данным вопросам, которые в дальнейшем нашли бы отражение в государственных программах развития образования разного уровня (федеральных, региональных и др.). Представляется также важным присутствие в регулирующих образовательную деятельность нормативно-правых актах и документах разделов, касающихся вопросов религиозного образования, получения знаний о религии в светской школе (учебно-методическое обеспечение, научно-педагогические исследования, подготовка кадров и др.).

 

Полномочный представитель

Президента Российской Федерации

в Центральном федеральном округе

Г. Полтавченко

 

Полномочный представитель

Президента Российской Федерации

 в Приволжском федеральном округе

С. Кириенко

 

Полномочный представитель

Президента Российской Федерации

 в Южном федеральном округе

В. Казанцев

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"