Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Рецензия президента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Н.Д.Никандрова от 18 октября 2002 г. на Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»

 

Представленный для рецензии материал - Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» для средней школы подготовлен в соответствии с решением Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви рабочей группой в составе специалистов Минобразования, Российской академии образования, Института общего образования МО РФ, ученых и педагогов г. Москвы и регионов Российской Федерации, представителей Русской Православной Церкви. Руководитель рабочей группы - заместитель Министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнев (с.2-3).

Несомненна актуальность данного материала. Активно развивающаяся в регионах России практика приобщения учащихся к традиционным духовным ценностям в культурологическом, светском аспекте в данном материале творчески обобщена и интерпретирована по форме учебного стандарта - рекомендации в отношении содержания образования, организации и методики изучения православной культуры на различных образовательных ступенях средней школы, контроля качества знаний учащихся. Материал учитывает сложившийся опыт преподавания курсов православной культуры в регионах России, что позволяет сделать вывод о его практической значимости для педагогов, разработчиков учебников и пособий. Интеграция в систему образования ценностей российской культуры, обучение и воспитание школьников на основе отечественных духовных традиций согласуется с принципиальными целями модернизации российского образования, отражает потребности нашего общества в повышении воспитательных функций современной школы, особенно в части гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Анализ содержания материала (Пояснительная записка- с.5-8, Общие положения - с.8-13) позволяет сказать, что впервые в педагогической науке постперестроечного периода осуществлено компетентное научно-педагогическое обоснование места образовательной области «Православная культура» как совокупности знаний о православной духовной и историко-культурной традиции, адаптированных к задачам и условиям деятельности светской общеобразовательной школы. В этом заключается несомненная теоретическая новизна данного материала, его концептуальная значимость для российской системы образования. Вместе с действующими стандартами изучения православной культуры в учреждениях профессионального образования (по специальности и направлению Теология) данный материал образует единую, логически и содержательно связанную линию возможностей учреждений общего и профессионального образования в приобщении детей и молодежи к ценностям православной культуры, имеющим общесоциальную значимость.

В тексте четко просматриваются методологические позиции авторского коллектива, отраженные в формулировках целей и задач изучения православной культуры в светской школе (с.8-11). В положительном отношении следует отметить детальную проработку содержания культурологических знаний о православной культуре в её духовно-нравственном и материальном измерениях. Изучение номенклатуры элементов содержания, структурированных в логические блоки (с. 12, 14-20), позволяет сделать вывод, что большая часть данных элементов присутствует в используемых ныне образовательных стандартах средней школы или явно соотносится с последними, особенно в части изучения русской литературы, истории, обществознания (разделы о духовной жизни общества, религии в обществе). Это является свидетельством тесной, органичной связи знаний о православной культуре, представленных в данном материале, с содержанием общего социально-гуманитарного образования. Требования к уровню подготовки учащихся (с.29) соотносятся с рекомендуемыми для предъявления знаниями и возрастным особенностями школьников (учитывая перспективной значение данного материала - эти требования могут быть реализованы только после прохождения учащимися всего курса обучения с оптимальной учебной нагрузкой, т.е., реально, - не менее чем через 5-7 лет).

Таким образом, Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» для средней школы соответствует условиям и нормам деятельности современной российской системы образования, что позволяет организовывать изучение православной культуры по данному содержанию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в форме отдельного социально-гуманитарного учебного предмета по выбору учащихся, родителей, образовательных учреждений и регионов. Представленный материал может быть принят за основу для разработки учебно-методического обеспечения курсов православной культуры (учебников, методических рекомендаций и др.), преподавания знаний о православной культуре в средней школе.

 

Президент Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор

Никандров

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"