Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Экспертное заключение директора Института педагогических инноваций РАО, доктора психологических наук, член-корр. РАО В.И.Слободчикова от октября 2002 г. на проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»

 

Особенностью развития отечественного образования в настоящий момент является модернизация его содержания, структуры, педагогического профессионализма. Одним из важнейших направлений модернизации светской школы стало обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, которое, в частности, связано с преодолением негативных последствий многолетнего господства атеистической и материалистической идеологии в системе мировоззрения советского общества.

То, что современная школа должна осознанно и ответственно повернуться к решению проблем именно духовно-нравственного (не идеологического) воспитания, - с этим согласны почти все. Вопрос в том, каков источник и основания духовного содержания, которое должно стать органической частью общего содержания образования. Попытки последнего десятилетия (которые в некоторых школах продолжаются и по сей день), обрести истоки духовности в «общечеловеческих ценностях», в неоязычестве, в оккультных учениях, в утилитарной прагматичности и др. - очевидным образом дискредитировали себя. В тоже время, устойчивый социальный заказ, сложившийся в обществе, и конкретный опыт выбора в качестве главного основания духовного воспитания культурно-исторических традиций нашего Отечества, и, прежде всего -православной культуры, являющейся ядром общероссийской культуры, вызывают либо резкое сопротивление среди атеистических слоев интеллигенции, либо застарелый страх перед Церковью, перед Православием.

С этой точки зрения решение Координационного совета о необходимости разработки Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» в качестве содержательной основы учебного курса по выбору учащихся, школ и регионов в вариативной части учебного плана государственной (муниципальной) общеобразовательной школы является принципиально значимым и своевременным. Данное решение и его реализация - серьезный шаг в восстановлении подлинной культуросообразности российского образования. Освоение данного курса не только учащимися, но и педагогами позволит наконец-то изучать историю государства российского, как отечественную историю, художественную культуру не только в ее эстетическом, но и в духовном измерении.

Представленный   проект   Примерного   содержания   образования   по   учебному предмету  «Православная  культура»  и  по  структуре,  и  по  содержанию  выполнен  на высоком    профессиональном    и    нормативно-правовом    уровнях.    Проект    полностью находится в правовом пространстве Закона Российской Федерации «Об образовании» (см. Пояснительную  записку).  Учебный   предмет   «Православная  культура»   в   настоящем Проекте рассматривается как светская социально-гуманитарная учебная дисциплина в образовательной области учебного плана «Обществознание». Проект предупреждает потенциально возможные страхи некоторых педагогов и родителей о неизбежном вовлечении учащихся в религиозные организации. В нем прямо и определенно указывается, что изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации, не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению и т.д.

В заключение считаю необходимым дать рекомендации по доработке и развитию представленного проекта.

1.  Необходимо более четко «развести» понятие образовательной области как части учебного плана средней  школы («Обществознание» и др.)  и  понятие  православной культуры как образовательной области, которую осваивают учащиеся - сферы изучения определенных знаний, приобщения к культурным ценностям и т.п. (с.9, 10).

2.  В дальнейшей работе представляется целесообразным установить конкретное соответствие  содержания  модульных   спецкурсов  в  старшей   школе  с   православной конфессиональной      частью      государственного      образовательного      стандарта      по специальности «Теология», о чем в настоящем проекте только сказано.

3.    В   п.   4.2.   проекта   (с.29)   в   качестве   итоговой,   самостоятельной   работы предлагается написание реферата в объеме «не менее 1 п.л.» с последующей защитой. Считаю, что подобный объем вряд ли по силам даже старшеклассникам, тем более такой реферат не равнозначен классному сочинению на какую-либо тему. Думаю, что способы итоговой   оценки   по   учебному   курсу   для   разных   ступеней   образования   должны специально обсуждаться, чтобы сделать их предельно прозрачными и адекватными.

В целом представленный проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» заслуживает высокой оценки. Он является хорошей основой для разработки конкретных учебных программ, учебно-методических комплексов, учебных пособий. После соответствующей доработки он может быть представлен на рассмотрение Координационного совета и рекомендован для публикации Министерством образования РФ в качестве рекомендательного методического документа.

 

Директор института педагогических инноваций РАО,

доктор психологических наук, член-корр. РАО

В.И.Слободчиков

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"