Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Рецензия заведующего кафедрой социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного педагогического университета, доктора педагогических наук, профессора А.Г.Пашкова от октября 2002 г. на проект примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»

 

Опыт преподавания школьникам основ православия, сложившийся в ряде регионов в последнее десятилетие, заслуживает систематизации и развития. Эта работа одновре­менно должна быть сориентирована на создание соответствующего государственного об­разовательного стандарта, способствующего решению актуальнейшей проблемы культур­ного и мировоззренческого соединения общего образования с православной основой. Подготовленный проект обозначает реальные перспективы создания и внедрения такого стандарта.

Проект программы весьма убедителен в части аргументации важной роли право­славной культуры в содержании обучения школьников. В полном соответствии с принци­пами государственного и общественного управления образованием, действующими зако­нодательными актами православная культура рассматривается как учебная дисциплина, помогающая обновлению социально-гуманитарного образования учащейся молодежи и ее интеграции в национальную и мировую культуру, реализации воспитывающей функции общеобразовательной школы. В общих положениях проекта четко определена специфика предметного содержания православного культурологического образования, что исключает дублирование других образовательных областей. Важно и то, что в документе предусмот­рен учет региональных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, обеспечиваемый выделением в программе специального раздела, формируемого на уровне региона.

Проект предусматривает реализацию принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, что обеспечивается культурологическим подходом к отбору со­держания предмета, правом свободного выбора изучения курса учащимися, их родителя­ми и образовательными учреждениями, методическим контролем за практикой организа­ции и преподавания православной культуры со стороны государственных и муниципаль­ных органов управления образованием.

Хорошо продуманными и логичными представляются цели изучения православной культуры, концентрическая структура включения дисциплины в учебный план средней школы. Примерное содержание учебного предмета представлено в виде восьми «содержа­тельных линий», являющихся разделами курса. Значительная часть программы посвящена раскрытию состава содержательных линий, что выполнено весьма качественно на основе удачно найденной меры соотношения конкретного и абстрактного. Привлекает также вы­ход материала за «церковные стены», в окружающую школьников жизнь - в политику, экономику, семью, социальные отношения. Здесь же (линии 5,6, 7, 8) содержится значи­тельный потенциал актуализации норм и ценностей православия в сознании и опыте уча­щихся, усиления проблемно-поисковой направленности обучения. Такие же возможности представляют те блоки программы, где обращается внимание на сопоставление различных аспектов православной культуры с аналогичными компонентами других религиозных и нерелигиозных систем.

Содержательная часть программы сопровождается требованиями к уровню подго­товленности учащихся начальной, основной, полной средней школы, примерными вари­антами контрольных заданий и тематикой итоговых самостоятельных работ школьников. Эти материалы, несомненно, окажутся полезными школьным педагогам при разработке контрольного компонента учебно-методического комплекса по предмету.

В ходе последующего совершенствования программы целесообразно учесть следующие пожелания. Во-первых, нужно определиться, о чем идет речь - о предмете (дис­циплине, учебном курсе) «Православная культура», входящем в образовательную область«Обществознание», или о самостоятельной образовательной области? В последнем случае необходимо вносить изменения в структуру базисного учебного плана.

Во-вторых, нужно обратить внимание на межпредметные связи православной куль­туры с другими дисциплинами, как гуманитарными, так и естественнонаучными. В пер­спективе нужно дать разъяснения и рекомендации относительно соотнесения религиозных концепций мироздания, образования жизни и др. с материалистической картиной мира, доминирующей в школьных учебниках.

В-третьих, думается, что самостоятельное определение учителями содержания обучения православной культуре в начальной и старшей школе, о чем говорится на с.11, будет вызывать затруднения. Желательно наряду с базовым содержанием в текст программы включить основные параметры учебного материала для школ первой и третей сту­пени.

В целом же рецензируемый проект примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» является оптимальной на сегодня педагогиче­ской моделью восстановления православной традиции отечественного школьного образо­вания и может быть рекомендован к внедрению в массовую педагогическую практику.

 

Заведующий кафедрой социальной педагогики и методики воспитания

Курского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, профессор

А.Г.Пашков

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"