Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение кафедры теории и методики преподавания религиоведения Орловского государственного университета от октября 2002 г. на проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»

 

На кафедре теории и методики преподавания религиоведения Орловского государственного университета был рассмотрен проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», подготовленный рабочей группой в Министерстве образования РФ.

Изучение данного Проекта позволяет сделать следующие выводы:

1. В Проекте представлено содержание образования по вариативному учебному предмету в средней школе «Православная культура».

2. Представленный авторами Проект представляет собой целостную систему религиоведче­ского  образования     конкретной     предметной     направленности     -     комплекс     историко-культурологических знаний о православном христианстве.

3. Методология и содержание Проекта соответствуют современным критериям светского подхода к изучению религии, предполагающим объективность и деидеологизированность инфор­мации о религии и религиозной культуре, свободу учащихся в определении своего отношения к религии вообще, и, в частности, к православию как мировоззрению и феномену культуры.

4. Изложение элементов духовной и материальной культуры православия, в том числе ми­ровоззренческих положений по различным вопросам жизни человека и общества, представлено в Проекте в виде ряда содержательных линий, которые в совокупности представляют православную культуру так, как она сложилась исторически и существует в современности.

5. Положительным является наличие содержательной линии №8 «Православие - традици­онная религия русского народа», что весьма актуально и приближает учебный материал к контек­сту отечественной истории и культуры. Заслуживает одобрения содержательная линия №9 «Ре­гиональный компонент образования», позволяющая включить краеведческий материал в учебный предмет и использовать в учебном процессе «сведения о различных сторонах православной куль­туры региона с учетом исторического прошлого данной территории России, особенностей меж­культурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения» (с. 19 Проекта). Это важное положение и оно, безусловно, будет поддержано в регионах.

6.  Данный проект отражает рост значимости религиоведческих знаний в светской системе образования в целом и в содержании общего образования, в частности. Изучение православной культуры не исключает, а предполагает появление учебных предметов по выбору, в рамках кото­рых учащиеся общеобразовательной школы получили бы возможность углубленно ознакомиться с культурой ислама, буддизма, иудаизма или других религий народов России. Отрадно, что разра­ботка и преподавание подобных учебных предметов («Культура ислама», «Еврейская традиция» и др.) уже осуществляется во многих регионах Российской Федерации. Представляется не логичным и, по меньшей мере, странным изучение в школах РФ дисциплины «Мировая художественная культура» при отсутствии дисциплины, изучающей этноконфессиональную культуру. Значимость данного курса (особенно в контексте современной эпохи) считаем излишним комментировать и тем более доказывать.

7. Заслуживает положительного отзыва, что данный Проект предполагает знакомство с об­щерелигиозным полем сосуществующих с православием конфессий. Это будет способствовать воспитанию уважительного отношения к национально-религиозным ценностям других народов (содержательная линия №3 «Православная культура и религии мира», а также содержательная ли­ния №6 «Нравственная культура Православия» в части её сопоставления с нравственными систе­мами других религий).

Подобные профильные курсы, наряду с такими поликонфессиональными и общетеорети­ческими религиоведческими курсами как «Религии мира», «История религий» и т.п., будут полно­ценно решать проблему религиоведческого образования школьников, как части гуманитарного и обществоведческого образования, способствовать воспитанию интереса учащихся к истории, тра­дициям и ценностям национальной культуры в её взаимодействии и единстве с другими этноконфессиональными культурами.

8. Курсы этноконфессиональной ориентации (в т.ч. «Православная культура»), при пра­вильном отборе их содержания и современной методике преподавания, открывают большие воз­можности для вариативного и личностно-ориентированного образования, позволяющего учебный процесс целенаправить на поиск смысложизненных ориентиров учащихся, а значит придать ему особое воспитательное значение.

9. Проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», подготовленный рабочей группой в Министерстве образования РФ, является актуаль­ной научно-педагогической работой, необходимой для развития учебно-воспитательного потен­циала современной российской школы, более эффективного использования в светской школе гу­манистических ценностей религиозной культуры.

 

Зав. кафедрой теории и методики преподавания религиоведения

Орловского государственного университета,

кандидат педагогических наук, доцент,

член регионального Общества исследователей религии,

член коллегии Управления по делам молодёжи, физической культуре и связям с религиозными организациями Орловской областной администрации

Человенко Т.Г.

 

Старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания религиоведения Орловского государственного университета,

кандидат исторических наук

Савосичев А.Ю.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"