Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв заместителя председателя отделения Теологии УМО классических университетов России, профессора, протоиерея Владимира Воробьева от 15.10.2002 г. на Проект примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»

 

Проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Право­славная культура» разработан с учетом основных программных документов о мо­дернизации и развитии образования Российской Федерации, поэтому соответствует нормативно-правовым требованиям российского законодательства об образовании. Одним из главных достоинств данного проекта является стремление авторов ввести новый предмет в программу школ именно как социально-гуманитарную дисципли­ну, составляющую часть образования конкретной этноконфессиональной и цивилизационной направленности. В силу вышесказанного, изучение «Православной куль­туры» не препятствует свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению учащихся.

В Пояснительной записке (с. 4-7) достаточно подробно изложена необходи­мость введения данного предмета в состав школьных программ, поскольку приоб­щение учащихся к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных госу­дарств. В последние годы в российском обществе достаточно ясно обозначился оп­ределенный социальный заказ на изучение православной культуры в системе свет­ского образования. Выполнение этого заказа полностью осуществимо на основании статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» («Общие требования к содержанию образования») и не противоречит принципам государственной полити­ки в сфере образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 2).

В разделе, содержащем общую характеристику образовательной области (с. 7-9), обоснованно заявлено, что в Российской Федерации православная христиан­ская религия является основной и традиционной, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. Именно эта религия на протяжении столетий формировала российскую культуру и ее специфику, она охватила достаточно большой круг социальных явлений, связанных практически со всеми сферами общественной жизни. Составители верно указывают на то, что пра­вославное культурологическое образование не подменяет, а только расширяет и уг­лубляет другие образовательные области, позволяет улучшить преподавание тради­ционных гуманитарных дисциплин.

Авторы проекта достаточно подробно перечисляют цели новой программы (с. 9-10) в области личной самореализации учащихся, в сферах социализации учащих­ся в современном российском обществе, их интеграции в культурное пространство России и их подготовки к профессиональной деятельности в обществе.

Методически проработанной представляется расчасовка по начальной, сред­ней и старшей школе, включающая 1 или 1-2 урока в неделю (с. 10-11). Полное ус­воение курса предполагает его выстраивание с 1 по 11 (12) классы - в данном слу­чае преподавание «Православной культуры» логично бы дополнило и расширило такие предметы, как литература, история, обществознание, мировая художественная культура и ряд других.

Содержательные линии новой программы включают восемь разделов и по­зволяют разнообразно и вариативно преподавать новую дисциплину с учетом инте­ресов преподавателей и направлений работы конкретных школ.

В первом разделе (с. 12-13) излагаются понятия и категории, описывающие христианскую картину мира и православную антропологию; во втором (с. 13) - об­щая история православной религии и культуры, основанных на Священном Писа­нии и предании; в третьем - приводится сравнение православной культуры с други­ми религиями (с. 13-14); в четвертом пункте разбирается письменная культура Пра­вославия (с. 14-15); в пятом - православный образ жизни (с. 15); в шестом - нравст­венная культура Православия (с. 15-16); в седьмом - художественная культура Пра­вославия (с. 16-17); в восьмом - Православие рассматривается как традиционная религия русского народа (с. 17-18). К перечисленным разделам добавлен девятый, предусматривающий региональный компонент (с. 18).

Далее в проекте перечислены требования к уровню подготовки учащихся (с. 18-26), примеры контрольных заданий (с. 26-28) и темы итоговых самостоятельных работ (с. 28-30). В качестве недостатка проекта можно указать некоторое несоот­ветствие тем итоговых самостоятельных работ требованиям к уровню подготовки учащихся.

Проект Примерного содержания образования по учебному предмету «Право­славная культура» выполнен на высоком профессиональном методическом уровне, не противоречит светскому характеру школьного преподавания в Российской Феде­рации и включает в себя все базовые компоненты, освоение которых формирует знания по данной дисциплине. Все вышесказанное позволяет с уверенностью реко­мендовать проект в качестве стандарта по дисциплине «Православная культура» для средних общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.

 

Заместитель председателя отделения Теологии УМО классических университетов России, профессор

протоиерей Владимир Воробьев

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"