Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заявление Центрального духовного управления мусульман России от 14.02.2003 г. №15 по поводу выступлений председателя Совета муфтиев России, муфтия Равиля Гайнутдина

 

В распространенных Советом муфтиев России (СМР) документах «Информация Совета муфтиев России сопредседателям Совета муфтиев России, председателям духовных управлений мусульман» (по итогам конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования», г. Москва, 10–11.10.2002 г.) и «Обращение Совета муфтиев России членам Межрелигиозного Совета России» от 16.01.2003 г. муфтием Равилем Гайнутдином от имени Совета муфтиев России были сделаны публичные заявления, которые могут представлять угрозу для исламского сообщества России и мусульманско-православных отношений, дискредитировать мусульман в глазах остальных граждан России, прежде всего – православных. Эти заявления касались вопросов религиозного образования, в том числе вопросов изучения традиционной религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В указанных заявлениях четкая правовая позиция органов государственной власти Российской Федерации (Минобразования России и др.) по вопросам изучения религии и религиозной культуры в системе образования зачем-то намеренно и упорно искажается, что провоцирует в обществе напряженность и создает основу для экстремистских проявлений, играя на руку только силам зла, которые желали бы столкновений последователей Ислама и Христианства в России.

Прежде всего, в указанных заявлениях Министерство образования Российской Федерации ложно обвиняется во введении во всех средних школах России обязательного предмета «Православная культура». Муфтий Равиль Гайнутдин от имени СМР упорно повторяет ложную информацию нескольких провокаторов, бессовестных журналистов, причем делает это всё снова и снова, несмотря на неоднократные опровержения этой ложной информации Министерством образования Российской Федерации.

Так, в «Информации» резко негативно говорится о том, что СМР «…не считает необходимым и своевременным в настоящее время инициировать вопрос о введении в средних школах обязательного предмета «Основы православной культуры», как будто где-то и когда-то Минобразования России делало заявления об обязательности предмета «Православная культура».

Здесь, вероятно, речь идет о письме Минобразования России органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876ин/16, сопроводившем «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Но его критики из СМР, очевидно, вообще не видели этот материал. Иначе они хотя бы правильно назвали предмет – «Православная культура» как в письме, а не «Основы православной культуры», и убедились, что это информационный материал, а не программа и не учебный курс, и никакого обязательного изучения всеми школьниками учебного предмета «Православная культура» там не предусматривается. Повторяя ошибочные заявления безграмотных журналистов, направленные на разжигание страстей, эти люди ставят себя в один ряд с ними, а это недопустимо для ответственных и богобоязненных людей. Вместо того чтобы заградить уста нечестивым, пресечь действия клеветников, муфтий Равиль Гайнутдин повторяет ложные слухи, чем смущает спокойствие верующих и мир в обществе, провоцирует опасные антимусульманские настроения среди православных сограждан, дезориентирует органы государственной власти.

Вероятно, во многом благодаря таким слухам, разжиганию страстей, Государственным Советом Республики Татарстан было принято Постановление № 1681 от 29.11.2002 г. «Об Обращении Государственного Совета Республики Татарстан к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову», в котором также повторялись эти ложные слухи. Председатель ДУМ Республики Татарстан муфтий Гусман Исхаков так же был введен в заблуждение или не разобрался в ситуации. В своем письме в СМР от 27.11.2002 г. Гусман Исхаков пишет, что «…Министерство образования РФ рекомендовало включить в обязательные программы обучения государственных средних школ предмет «Православная культура», протестует против «введения в оборот в средних школах лишь исключительно православия», говорит о «насильственном преподавании» православия и даже о преподавании этого предмета «представителями действующего духовенства». Учебный предмет в этом письме назван правильно, но все остальное является так же ни на чем не основанными слухами и искажениями.

Однако целью письма Минобразования России является как раз обратное – четкое отделение образовательной практики обучения религии, проводимой религиозными объединениями, от преподавания знаний о религии – изучения светского культурологического предмета о православной культуре в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, который должен преподаваться педагогами со светским образованием, но при сотрудничестве с Русской Православной Церковью. Равно как и изучение исламской культуры в светской школе должно проводиться светскими педагогами при сотрудничестве с авторитетными исламскими организациями. Так делается во всех странах мира и никаких конфликтов в обществе это не вызывает. Отсутствие такой системы в нашей стране является следствием предшествующего периода атеистического государства, гонений на религию и верующих. 

Всё это нагнетание в обществе истерии совершенно без каких-либо реальных оснований затмевает разум некоторых людей до того, что эти люди, считающие себя представителями Высокой Религии Пророка, требуют запретить изучение традиционной религиозной культуры в школах, оставив детям из верующих семей только одну возможность узнавать свою традиционную духовную культуру в светской школе – в курсах философского религиоведения. Причем муфтий Равиль Гайнутдин полагает, повторяя безграмотные мысли приверженцев атеистической идеологии, что на этих курсах у детей не должно и не будет формироваться «определенного отношения к религии» (см. «Обращение»). Но современные религиоведческие курсы создаются, как правило, неверующими людьми и, соответственно, формируют у учащихся, в лучшем случае, отстраненное безразличное отношение к религии. Такие учебные курсы также имеют право на существование как учебные курсы по выбору (не все российское общество составляют религиозные люди), но только наряду с такими же добровольными учебными курсами традиционной религиозной культуры. Это является единственно правильным решением вопроса, полностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и международной практикой.

Запутавшись в своих собственных мыслях и заявлениях, муфтий Равиль Гайнутдин и составители его обращений противоречат сами себе, демонстрируя незнание реальной практики образования в России. Даже в средствах массовой информации, не говоря уже о специальной педагогической литературе, сообщается о введении в светских школах на добровольной основе курсов традиционной религиозной культуры народов России (исламской культуры, православной культуры, культуры иудаизма, буддизма и др.). К примеру, Министерство образования Республики Татарстан демонстрирует правильное, профессиональное понимание упомянутого письма Минобразования России и грамотно реагирует на провокационные заявления журналистов, заявляя: «…если новый курс и будет введен, то только факультативно. Родители вместе с ребенком будут решать, посещать эти занятия или нет. Кстати, так же – факультативно – в некоторых школах республики в этом году уже началось изучение исламской культуры» (Комсомольская правда, 19.11.2002).

В «Обращении» муфтия Равиля Гайнутдина от лица Совета муфтиев России утверждается, что «…российскому обществу не предоставлены веские доказательства в поддержку аргумента, что существующая система образования в России не справляется с воспитательной функцией, с воспитанием духовности и активного гражданина своей страны». И это на фоне очевидного для всех кризиса воспитания нашего молодого поколения, результатом которого является беспрецедентный рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других пороков! Об этом говорит сегодня все общество, справедливо указывая на традиционные религии народов России как потенциальный источник целительного воздействия на нравственность и культуру современной молодежи. Даже Председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Гусман Исхаков в цитированном выше его заявлении не согласен с муфтием Равилем Гайнутдином и пишет: «Очевидно, что современное российское общество в постсоветский период потеряло идеологические ориентиры, впало в глубокий нравственный кризис и заполнение образовавшегося духовного вакуума возможно и естественно за счет обращения к ценностям традиционных религий».

Правительство России, Министерство образования Российской Федерации стараются реагировать на сложившуюся ситуацию, принимают специальную Программу развития воспитания детей и молодежи в обществе, прежде всего в системе образования. Минобразования России идет навстречу чаяниям граждан, нигде не заявляя о том, что только и исключительно православное христианство может изучаться в школах. А в это время муфтий Равиль Гайнутдин, высказываясь от имени Совета муфтиев России за всё российское общество (что само по себе некорректно по отношению к нашим согражданам разных вероисповеданий), настаивает на том, что с воспитанием учащейся молодежи у нас все в порядке. И на ясно выраженное желание государства сотрудничать с традиционными религиозными организациями России в возрождении и укреплении нравственности и культуры в нашем обществе отвечает распространением ложной информации. Все это наносит недопустимый ущерб авторитету мусульман России, препятствует налаживанию нормального сотрудничества государства и исламских организаций в области образования.

В связи с этим Центральное духовное управление мусульман России категорически заявляет, что данные выступления СМР не отражают мнения всех мусульман России и не могут считаться выражением позиции мусульман нашей страны по вопросам развития практики изучения духовно-нравственных традиций и религиозной культуры российских конфессий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Центральное духовное управление мусульман России будет продолжать работу в направлении налаживания плодотворного сотрудничества с государством в области образования и выражает пожелание, чтобы все заинтересованные люди в мусульманской общине России заняли по данным вопросам компетентную и ответственную гражданскую позицию, соответствующую действующему законодательству Российской Федерации, реальной практике и потребностям развития российской школы, что будет способствовать духовному возрождению, межрелигиозному миру и спокойствию в нашем обществе.  

 

Заместитель председателя

Центрального духовного управления мусульман России

по информационному взаимодействию,

муфтий

Фарид Салман

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"